В последнее время на Северном Кавказе, основная часть населения которого мусульмане, все большее значение приобретает производство продуктов питания с соблюдением норм и требований ислама, то есть производство продуктов питания халяль. Да и в других регионах России такая продукция востребована, и открывается все больше торговых точек со специально изготовленными продуктами.

ООО «Умка» — одно из крупнейших на Юге России предприятий по производству готовых продуктов питания и замороженных полуфабрикатов. А начиналось все очень просто, с самых насущных товаров. В начале 1992 года было создано два цеха — по производству хлеба и хлебобулочных изделий и по производству мороженого.
В дальнейшем стало очевидным, что производство мороженого на коммерческом оборудовании (выпускать сладкое лакомство приходилось небольшими объемами, до двух тонн в смену) нерентабельно из-за высокой конкуренции в этом сегменте. В частности, на рынке активно работала пятигорская фирма «Холод», осуществлявшая порой даже агрессивный маркетинг. Из этой ситуации на маленькой тогда «Умке» нашли выход: решили стать... дилерами ООО «Холод» на всей территории Ингушетии, использовав свою хорошо налаженную транспортную инфраструктуру и холодильные склады для реализации большого ассортимента мороженого ООО «Холод». Это стало более выгодным для предприятия в финансовом плане.
Имеющиеся мощности по промышленному холоду (холодильное оборудование) надо было переориентировать на другие производства.

К идее создать свою особенную нишу в обеспечении людей продовольствием, руководство предприятия «Умка» пришло несколько лет назад. А теперь халяльную продукцию родом из Ингушетии знают по всей стране. Это говорит о том, что решение ингушских предпринимателей о производстве халяль оказалось очень своевременным и целесообразным. «Умка» сегодня — крупнейшее не только в республике, но и на всем Северном Кавказе предприятие. Оно с каждым годом расширяется, производство диверсифицируется. Такое производство требует применения ручного труда, штучной работы, и поначалу его объемы не превышали 200 килограммов в смену. Однако какая разнообразная продукция выходила из-под рук мастеров! Это полуфабрикаты: из теста и мяса: пельмени, хинкали, манты, чебуреки, котлеты, тефтели, вареники и многие другие вкусности. Высокий спрос на них потребовал расширения производства. В настоящее время на предприятии производится ежемесячно уже более 250 тонн пельменей, шесть тонн мантов, восемь тонн хинкали, до 35 тонн вареников с разнообразной начинкой, три тонны котлет, шесть тонн тефтелей, три тонны других изделий, от блинов до чебуреков. Здесь по-прежнему пекут хлеб — до 180 тонн в месяц и делают вкуснейшие мясные и колбасные изделия объемом сто тонн в месяц.
При этом предприятие вносит весомый вклад в обеспечение благосостояния всех жителей республики. Оно не только кормит его вкусной и полезной едой, но и предоставляет работу жителям села, где находится производство. А главное — сотрудничает с местными сельхозпроизводителями, фермерами, у которых закупает мясо, молоко, творог для своего производства.

Как подчеркивает Ахмет Мальсагов, генеральный директор группы компаний Amal Foods, куда входит ООО «Умка», предприятие полностью ориентировано на использование местного сырья. На производство поступает свежайшее, парное или охлажденное мясо, что гарантирует высокое качество продукции под брендом «Мальсаговпродукт». Сегодня она продается со слоганом «Добрые продукты древней Ингушетии» и «Изготовлено в Ингушетии — самом экологически чистом регионе России».
Успех предприятия держится сегодня на трех столпах: качество, расширение ассортимента и менеджмент. Менеджмент предприятия строится на производстве продуктов питания самого высокого качества и реализации их по максимально возможным низким ценам. А абсолютная сумма прибыли обеспечивается за счет больших объемов реализации.
Благодаря умелой логистике, продукция ООО «Умка» поставляется во многие сетевые магазины Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Чеченской Республики, Дагестана, Ставропольского края, Краснодара. География продаж расширяется с каждым годом. Заказы на халяльную продукцию поступают из соседних кавказских республик и других регионов России, где живут крупные диаспоры мусульман. Предприятие покупает муку в Казахстане, поскольку в связи с созданием единого экономического пространства это стало очень выгодно. Так, мука с доставкой до Назрани обходится в 9 рублей за килограмм, в то время как российская, имеющая более низкие характеристики по клейковым веществам и микроэлементам, стоит 11 рублей за килограмм. Сырье — живой скот, а также молоко и творог, — закупается как у местного населения, фермеров, так и у хозяйств КБР, Чечни, Дагестана, Ставрополья, Калмыкии, Северной Осетии и даже Абхазии и Южной Осетии. В задачи маркетинга входит также активная реклама продукции «Умки», самого бренда «Белый медведь», который на самом деле знаком сегодня буквально каждому жителю страны благодаря наглядной рекламе на баннерах, в газетах, на майках, кружках и другой сувенирной продукции.

Что же касается качества, то оно зависит не только от того, насколько замечательное сырье поступает на предприятие от сельхозпроизводителей, но и его технологической обработки. Поэтому в производстве используется дорогое, в основном западное оборудование. Это компрессоры и воздухоохладители фирмы Bitzer (ФРГ), пельменные линии Dominioni (Италия), куттеры, жарочные шкафы и печи производства Канады, Турции, Германии, а также России. Пока, к сожалению, российского оборудования, обеспечивающего производство качественной продукции, крайне мало, и эксперты «Умки» отбирают самое лучшее. Предприятие использует только парное или охлажденное мясо, муку с нормами ГОСТа, качественные специи.

Весьма ощутимым шагом в диверсификации производственной деятельности стало решение руководства «Умки» о производстве колбасных изделий, сосисок, мясо-копченых изделий и другой новой аппетитной продукции. А теперь в планах предприятия — производство овощных смесей, фруктов и ягод, замороженных методом шоковой терапии. Новейшее оборудование позволяет использовать моментальную 50-градусную заморозку. При таком «шоковом» воздействии в ягодах и фруктах сохраняются все питательные вещества и витамины. На «Умке» завершается строительство корпусов для хранения и переработки сырья (овощей, фруктов, ягод, картофеля), их заморозки и упаковки для реализации.

«Наша цель — заменить качественными продуктами более дорогую и менее полезную продукцию, которой заваливают наш российский рынок Турция, Польша, Венгрия и другие страны, — говорит Ахмет Мальсагов. — И это вполне реально. На щедром Кавказе растут многие виды ягод, овощей и зелени, способных украсить самый изысканный стол, здесь выращивают отличного качества зерно, разводят высокопродуктивных коров и овец. Живя в таком благодатном крае, стыдно закупать сомнительную продукцию, которая к тому же сутками и неделями добирается до потребителя».