Искусство кубачинцев развилось из чисто утилитарной техники оружейников и трансформировалось в мирное время в более тонкое ремесло златокузнецов и ювелиров. Сегодня их изделия, известные далеко за пределами Дагестана, считают за честь дарить и невестам, и президентам. Кубачи — единственное селение Северного Кавказа, которому в Эрмитаже отведен отдельный зал. Его экспонаты есть в Лувре, Британском музее, Метраполитен-музее Нью-Йорка.

Горные генуэзцы
Затерянный в дагестанских горах, аул Кубачи большую часть года утопает в густом тумане, ставшем для него некоей визитной карточкой. Как для далекого Лондона. Только здесь он может стоять месяцами. Живущим в эдакой молочной каше больше и заняться нечем, кроме как работать в собственной мастерской. Сама природа подталкивает кубачинцев делать то, что можно сделать лишь на расстоянии вытянутой руки. 
История аула тонет в веках, как в густом тумане. Никто точно не знает, откуда появилось автохтонное население —исторических источников в самом ауле не осталось. Их просто некому было создать. По одной из версий, первые поселенцы пришли сюда из Малой Азии или Ирака. По другой — еще арабские путешественники (аль-Масуди, аль-Гарнати и аль-Каз-вини) упоминают о селении зороастрийцев Зирихгеран («изготовители кольчуг» на фарси), известном как минимум с VI века.
Наиболее экзотическая версия говорит о европейском происхождении кубачинцев. Итальянский историк Джамбатиста Фануччи и российский академик Иоганн Антон Гильденштедт в один голос утверждали, что аул построили и заселили генуэзцы, которые в Средние века основали множество торговых факторий в Причерноморье. О населении Кубачей академик писал, что там насчитывалось «до 1000 семейств», которые находились «под владением Уцмея», а ниже — что Кубачи «подвластны Усмею и Шамхалу». Саксонский дипломат Якоб Райнеггс в своем труде «Историческое и географическое описание Кавказа» писал: «Народ Кубачи уверяет, что он начало свое ведет из Европы, однако ж язык его никакого сходства с другими языками не имеет, а прочим народам Кавказа также не известен».

Соседи называли кубачинцев «пранг-капур», что для чуждого горскому выговору уха полковника Иоганна Гербера —участника Персидского похода Петра Великого — показалось схожим с «франками». Об этом он и говорил со своим сослуживцем фон Лукеем: «Прадеды их в старинные времена выехали из немецких краев».

Топоним аула впервые упоминается около 1467 года — Кубачи или Гюбечи, что на тюркском означает «бронники, изготовители доспехов». Сами же кубачинцы уверены, что жители села вышли «из семи аулов», говорящих на кубачинском диалекте даргинского языка. Оттого и далеко не всегда ладят и с соседями, и между собой. Поэтому и первым же ремеслом кубачинцев было оружейное искусство. Охраняли аул грозные башни, в которых несли службу воины-батирте — 40 неженатых молодых парней, которым строго запрещалось называть себя. Дисциплина была такой строгой, что они выходили из башни только в сумерках, закутавшись в одежду и скрыв лицо. Легенда гласит, что однажды мать узнала богатыря по открытой руке и окликнула по имени. На следующий день ей прислали отрубленную руку сына.

Но не только оружие защищало Кубачи. Сами горы и туманы ограждали аул от захватчиков. Интересны легенды местных жителей о своей архитектуре — домах, стоящих на крышах друг друга на горной террасе. Они уверяют, что все дома имеют общий фундамент. Он состоит из огромных древесных стволов, которые кубачинские строители откуда-то притащили. Эти деревья были погружены в раствор из особой глины, который готовили, разминая ее руками до тех пор, пока глина не приобретала консистенцию сметаны и в ней не было ни одного даже самого мелкого камешка. Эта сметанообразная глина и послужила скрепляющим раствором для древесных стволов. Якоб Райнеггс писал: «Дома их отчасти выстроены по европейскому вкусу и состоят из деревянных переплетов вышиною с два этажа, в горницах и внутри дому наблюдают они величайшую чистоту, сверх того и тем еще отличаются от всех кавказских народов, что по европейскому обыкновению имеют стулья, столы и постели, едят ложками и вилками и ведут жизнь весьма благополучно». 

Когда происходили землетрясения, общий фундамент изгибался, но не ломался, и дома не разрушались, поэтому все кубачинские постройки стоят тут веками. Как живет в веках искусство местных жителей.

Кубачи.jpg

Рука мастера
Ремесленное дело в Кубачах появилось благодаря открытию железных рудников близ аула Чумли. Оттуда его везли сюда для обработки, так как именно в Кубачах были построены качественные кузнечные горны. Предполагается, что как раз это искусство принесли с собой из прежних земель жители аула.
Путешествовавший здесь в XII веке арабский географ Абу Хамид ал-Гарнати оставил после себя весьма любопытные и интересные сведения о кубачинцах. В частности, он подчеркивал, что они были хорошими мастерами, изготовлявшими всякое воинское снаряжение: кольчуги и панцири, шлемы и мечи, копья и луки, стрелы и кинжалы и всевозможные изделия из меди. Тот же Райнеггс отмечал: «Большая часть жителей занимается торговлею, а прочие делают ружья, сабли, пистолеты и ножи и мастерством своим всем известны, золотая и серебряная их работа подобна карлсбатской и агсбургской, а как столь искусных мастеров нет ни в Персии, ни в Анатолии, то работа их везде в славе, в великом употреблении и дорого покупается». 
Участник русского посольства в Персии в 1715 году, офицер Преображенского полка Андреян Лопухин в своем путевом журнале оставил запись: «Жители в нем все люди мастеровые и торговые... Ремесло у них такое — делают многа хорошева ружья мелкого, также, сказывают, и пушки льют. Они же имеют у себя немалое довольство шерсти, и с которой сукна делают сами и по их мастерству не худо делают, а шерсть у них изрядна и мягка.»

Однако настоящей страстью Кубачей со временем сделалось златокузнечное и ювелирное искусство, которое испытало настоящий расцвет сразу после окончания Кавказской войны в конце XIX века, когда изготовление оружия для горцев стало уже не столь актуально. Интересно, что еще аль-Гарнати подчеркивал: «Мирное ремесло превратилось в их главное занятие, из-за которого они забросили земледелие». Он же добавлял, что, кроме жен и детей, к этой работе широко привлекались слуги и военнопленные рабы. Им было занято подавляющее большинство населения аула без скидки на пол и возраст. И сегодня одними из лучших и заслуженных мастеров остаются женщины аула. К примеру, Манаба Магомедова — настоящий идол местных златокузнецов.

Отличительным орнаментом украшалось буквально все: посуда, кувшины, грабли, одежда. В поездки сельчане брали медный дуршлаг со сквозным орнаментом и оттискивали его на лепешках — сама их пища была покрыта узорами. Ювелирные изделия, которые создаются руками местных умельцев, отличаются изумительным качеством. Несмотря на то, что серебро и золото — металлы мягкие, они могут прослужить много десятилетий. Разумеется, такие предметы владелец вряд ли будет использовать каждый день в обиходе, что дополнительно увеличивает срок их службы. При этом чаще всего мастер изготавливает изделие в одном экземпляре, что и подчеркивает его эксклюзивность.

Кубачи.jpg

Серебряный дождь
В Средневековье серебро считалось металлом лечебным. Его целебные свойства доказаны наукой, и обладание серебряной вещью несло еще и функцию своеобразного амулета. Древние греки и римляне хранили жидкости в серебряных сосудах, зная, что таким образом улучшаются их свойства. В народной медицине стран Востока традиционно применяют серебро более тысячи лет. Первые американские поселенцы, продвигаясь по Дикому Западу, в дороге хранили молоко в сосудах с серебряным долларом на дне. В церковных церемониях не случайно при причастии используются серебряные кубки — это предотвращает распространение инфекций среди паствы. До настоящего времени считается не только престижным, но и гигиеничным использование серебряных столовых приборов.
На всех космических шаттлах при подготовке к употреблению вода обогащается серебром, на авиалайнерах используются серебряные водяные фильтры. Все чаще при очистке воды в бассейнах применяется серебро — оно не раздражает слизистые оболочки и более эффективно как антисептик. В Японии с помощью серебра очищается воздух. В Швейцарии широко применяют серебряные фильтры в домах и офисах...

Легенды давно уже овеивают замкнутый мир аула. Кубачинским мастерам приписывают и оружие Искандера Зулькарнайна, и щит Александра Невского, и раздвоенный меч Надир-шаха по имени «Зульфикар», и коллекцию оружия королевы Виктории, хранящегося в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Многое из этого может быть мифом. Но известен исторический факт, когда кубачинские мастера по случаю рождения наследника Алексея отправили в дар императору Николаю II роскошный письменный прибор из серебра. А тот в ответ прислал мастеру золотые часы.

В советское время новые власти попытались было поставить ювелирное дело Кубачей на поток. В ауле создали художественный комбинат, завезли станки, обязали мастеров кооперироваться. Комбинат долгие годы выпускал серебряные блюда, подстаканники, кувшины, серьги, кольца, браслеты, рога, фужеры, кинжалы, ремни, цепи, ионизаторы... Его продукция экспонировалась на любом престижном форуме, входила в подарочные комплекты важным политическим деятелям, являлась визитной карточкой СССР. Сегодня известны настоящие короли филиграни, династии кубачинских мастеров, сделавших ювелирный штихель своим главным оружием: Магомед-Расул Гаджиевич Кишов, продолжатель известной кубачинской династии Кишовых, Курбанали Магомедович Магомедов (мастер плетения серебряных нитей, делал браслет «Джамиля» для Людмилы Путиной, гарнитур для невесты принца Иордании), Магомед Билалов (один из кинжалов Билалова был изготовлен специально для Димы Билана за победу на Евровидении в 2008 году), Гаджи Машаннаев (за 40 лет изготовил 1,5 тысячи изделий и придумал 250 орнаментов).