Главным результатом стало масштабное исследование, которое помогло выявить наиболее актуальные проблемы жителей округа, включая экономическое самочувствие, доверие к власти и этническую самоидентификацию. На очереди — не менее крупный проект «Кавказский код», призванный развивать новые формы продвижения макрорегиона, обладающего богатым природным и культурным наследием, в том числе в медиаполе. Детали нашему журналу раскрыл генеральный директор МЦОИ «Северный Кавказ» Кантемир Давыдов.

АНО «Межрегиональный центр общественных инициатив «Северный Кавказ» занимается вопросами развития СКФО — стратегически значимого региона России. По вашей оценке, какие принципиальные изменения произошли в округе за последнее время, в том числе в 2019 году? Оправданно ли сказать, что эти изменения больше со знаком «плюс», нежели со знаком «минус»?
Думаю, самым принципиальным изменением на Северном Кавказе стало улучшение криминогенной обстановки. Вспомните, ведь совсем недавно теракты, нападения на сотрудников правоохранительных органов и простых граждан были едва ли не повсеместным явлением. Усилия государства и населения в борьбе с этим злом оказались не напрасными.
Сегодня в субъектах СКФО значительно спокойнее и безопаснее, чем во многих других регионах нашей страны. Посмотрите ночной Грозный. Беззаботно до поздней ночи семьи с детьми гуляют по городу, на улицах много туристов, достопримечательности республики постоянно на слуху.
На Кавказе развернута обширная антикоррупционная кампания. Отдельно отмечу формат и масштабы подобных мероприятий в Дагестане с приходом на пост главы региона Владимира Васильева. Я думаю, что эта работа даст свои положительные результаты уже в ближайшем будущем.
Мы видим активные преобразования в СКФО. Строятся школы и детские сады, спортивные комплексы, дороги, развиваются энергосистема и аграрный комплекс, большой объем инвестиций привлечен в туристический кластер. И это только малое количество позитивных изменений, произошедших в округе за относительно короткий период времени.

Кавказ.jpg

Северный Кавказ — один из двух макрорегионов России (наряду с Дальним Востоком), под проблематику которого было создано специальное федеральное министерство. Разработана и реализуется государственная программа развития СКФО на период до 2025 года, приняты другие программы. По вашему мнению, действительно ли Москва уделяет социально-экономическому развитию округа особое внимание? На каких примерах это можно увидеть?
Все развивается планово. Есть государственная программа развития СКФО, свои подпрограммы в субъектах округа. Да, хотелось, чтобы было быстрее и динамичнее. Но тут государство и бизнес должны плыть в одной лодке, а не идти параллельными курсами, как бывает зачастую. Государство создает инфраструктуру для бизнеса, но бюрократизация сильно тормозит процесс. Бизнесу в свою очередь не хватает профессиональных кадров, уверенности и мобильности в принятии решений. Поэтому в процессе движения вперед важна слаженность работы всех звеньев: государства, бизнеса, граждан.
Что касается Министерства по делам Северного Кавказа, то, на мой взгляд, эффективность его работы подтверждается цифрами. Посмотрите на количество инвестиционных проектов и объем финансирования по ним. Десятки миллиардов рублей, новые рабочие места, развитие инфраструктуры, более миллиона туристов ежегодно.
Мы наблюдаем, как развивается туристический кластер. За последние годы с нуля построены горнолыжные комплексы «Архыз» и «Ведучи», освоены склоны Эльбруса, идут работы по созданию комплекса «Мамисон». И это только те турпроекты, которые постоянно на слуху. Обратите внимание на развитие аграрного сектора. Сегодня СКФО в состоянии полностью обеспечить себя основными продуктами и активно поставляет продукцию на экспорт.

Ваш центр при поддержке Фонда президентских грантов запустил уникальный, как позиционируется, проект для Северного Кавказа — экспертно-аналитический информационно-консультативный и коммуникативный центр «Медиатор». Его цель — укрепление межнационального и межрелигиозного согласия в СКФО, обнаружение и предупреждение конфликтных ситуаций. В чем именно уникальность проекта? Решением обозначенных проблем органы государственной власти и представители общественных организаций занимались и раньше.
В рамках проекта было отработано несколько направлений параллельно. На протяжении всего срока его реализации мы занимались не только мониторингом информационного поля Северного Кавказа, но отслеживали и федеральную повестку. Ежемесячно формировался аналитический отчет о состоянии медиаполя, определялись основные медиарезонаторы, прогнозировались риски.
Эта работа сочеталась с исследованиями на местах. Были опрошены 3500 респондентов во всех регионах СКФО. Кроме того, проведены экспертные и фокусированные интервью. Анкета охватывала множество областей: экономическое самочувствие населения, доверие к власти, силовым структурам и СМИ, этническая самоидентификация и уровень конфликтогенности в межэтнической и межконфессиональной среде.
Это огромный объем работы, который никогда не делался именно в масштабах Северного Кавказа, ведь органы государственной власти проводят его только на своей территории. Сейчас у нас есть цифры по каждому региону СКФО и понимание общей картины в округе. И это только начало. Мы планируем заниматься реализацией данного проекта и дальше. Сейчас при поддержке экспертного сообщества, общественников, представителей научной среды прорабатываются наиболее перспективные направления его развития.

Насколько известно, в процессе подведения итогов исследований всплыл ряд интересных цифр. А именно?
Вот некоторые из них. В Дагестане 75% респондентов считают невостребованными СМИ на национальных языках. А между тем это самый многонациональный регион Северного Кавказа, и СМИ на языках народов Дагестана там уделяется огромное внимание.
В среднем по СКФО уровень доверия главам субъектов составляет 87%. В Ставрополье 90% опрошенных высказали интерес к политической жизни края. Это самые высокие цифры по округу.
Подавляющее число респондентов Северного Кавказа ответили отрицательно на вопрос об участии в течение последних двух лет в акциях и уличных протестах (86,3%) и о возможности участия в ближайшей перспективе в подобного рода протестах (75,3%).
Из используемых источников новостной информации у жителей СКФО лидирует телевидение (73,3%). Следующими по уровню доверия стали социальные сети, интернет-сайты и мобильные приложения: 69%, 67%, 49,6% соответственно. Газетам доверяют менее половины (43,6%).

Кавказ.jpg

На базе центра «Медиатор» создано коммуникационно-консультативное пространство — сформированы постоянно действующие общественно-экспертные рабочие группы по межэтническим и межконфессиональным вопросам. Насколько представительным оказался состав этих групп? Чем они занимались в течение года? Что могут записать в свой актив?
К работе над реализацией проекта мы привлекли свыше ста экспертов в различных областях: политологов, конфликтологов, информационщиков, экономистов, социологов, научную интеллигенцию... Также задействовали представителей некоммерческих организаций, профильных органов власти.
Состоялось полтора десятка мероприятий, и мы видели огромный интерес к тому, что делаем. Равнодушных участников не оставалось. У каждого были свои мысли относительно итогов исследований и рекомендации по улучшению текущей ситуации. Сейчас все материалы и идеи анализируются. Надеемся, что в оформившемся виде они будут носить прикладной характер и помогут решить хотя бы часть существующих проблем.

Важным фактором продвижения территории, который призван повысить ее узнаваемость в информационном пространстве и обеспечить приток финансовых ресурсов, является брендинг. Ваш центр в партнерстве с компанией «Медиалогия» провел исследование упоминаемости локальных брендов регионов СКФО. Поделитесь наиболее яркими впечатлениями от полученных результатов, а также сделанными выводами.
В исследовании мы использовали только зарегистрированные средства массовой информации, в социальных сетях подобный анализ не проводился. Оценивался масштаб потенциала Северного Кавказа в области территориального брендинга.
Основной массе людей знакомы пять-шесть особенно популярных позиций, регулярно звучащих в информационном поле. Первое место занял, конечно же, Эльбрус — безусловный лидер среди туристических брендов. На втором месте ожидаемо оказался зонтичный бренд «Кавказские Минеральные Воды». Его популярность — еще и наследие советской эпохи. Два этих территориальных бренда находятся в очень значительном отрыве от остальных.
Однако если немного поработать в информационной среде, то можно в каждом субъекте СКФО найти своего лидера. Мечеть «Сердце Чечни» в Грозном, крепость Нарын-Кала в Дербенте, Домбай, Архыз, Чегем — продолжать можно бесконечно. А сколько у нас есть локальных брендов — кулинарных, ремесленных, социокультурных!
Объективно регионам не хватает самопозиционирования. Почему-то они плохо работают в медиапространстве. А если грамотно выстроить информационную политику, вести целенаправленную работу в федеральных и международных масс-медиа, рассказывать о территории, ее особенностях, достопримечательностях, традициях, культуре, ремеслах и промыслах, можно привлечь огромное количество туристов.
Развивая локальные бренды, субъекты Северного Кавказа будут развивать экономику. Одно рабочее место в сфере туризма дает четыре рабочих места в смежных сферах. А у СКФО потенциал в этом направлении огромный.
В каждом регионе округа мы выделили топ-10 локальных брендов, с которыми можно и нужно работать. Именно в нашем богатейшем культурном и природном наследии заложены те самые точки роста, которые регулярно обсуждаются на экономических, инвестиционных, информационных форумах.

Возможно, какая-то информация, полученная по итогам исследования, явилась для вас приятной (или не очень) неожиданностью? И самое главное — как вы собираетесь распорядиться этими данными?
Проведенное исследование и реализация проекта «Медиатор» привели нас к разработке проекта, который предполагается осуществить в 2020-2021 годах. Он называется «Кавказский код». Проанализировав всю полученную информацию, мы пришли к выводу, что ее нужно использовать для развития новых форм продвижения регионов СКФО. В том числе в медиаполе.
Планируемые мероприятия направлены на сохранение и популяризацию культурного наследия округа, гармонизацию межэтнических и межконфессиональных отношений. Также будет сформировано современное мультимедийное культурно-образовательное пространство «Кавказский код», способствующее изучению истории народов Северного Кавказа, местного культурного кода, этнических ценностей, природных объектов и созданию новых форматов для туристической деятельности.
Этот проект станет для нас приоритетным. Мы считаем, что здесь есть огромный потенциал — как научный, так и политико-экономический. У нас в регионе все очень взаимосвязано. Любой позитивный кейс имеет серьезные перспективы с точки зрения развития округа, его информационного продвижения, формирования положительного образа во внешней среде.

Известна ли уже повестка центра на 2020 год? На каких направлениях, приоритетных для Северного Кавказа, вы намерены сосредоточиться?
Мы обязательно продолжим работу над «Медиатором». По сути, его реализация в 2019 году только обеспечила базовую составляющую будущей деятельности в рамках этого проекта. Начало положено, теперь прорабатывается его развитие на 2020-2021 годы.
Проект «Кавказский код» открывает для нас новые сферы деятельности. Это очень интересно с точки зрения развития организации, профессионального уровня ее команды, социальной значимости выполняемой работы.
Связующие звенья данных проектов — гармонизация межконфессиональных и межэтнических отношений на территории Северного Кавказа, а также его информационное продвижение в федеральной и международной повестке. СКФО — гостеприимный, открытый и безопасный регион, богатый природными красотами, традициями, обычаями и культурой. И если с помощью наших проектов он станет лучшим местом для жизни коренного населения, привлекательнее для туристов и гостей округа, мы будем считать миссию центра выполненной.

Кантемир Давыдов.jpg

Досье. Кантемир Давыдов
Родился в январе 1974 г. в городе Нальчике. В 2005 г. окончил Армавирский лингвистический университет по специальности «юрист». До 2000 г. работал в строительных организациях, затем — в ГУ МЧС России по КБР, Федеральной противопожарной службе МЧС РФ. Также руководил ООО «Спектр-Дизайн», сотрудничал с рекламными агентствами, ТАСС и «Российской газетой». С 2005 г. по 2011 г. — начальник пресс-службы ГУ МЧС России по КБР. В августе 2008 г. принимал участие в гуманитарной операции в Южной Осетии. В 2011-2017 гг. проходил службу в Северо-Кавказском региональном центре МЧС РФ в должности начальника пресс-службы. Участвовал в крупных поисково-спасательных работах в условиях высокогорья. Автор проекта по обучению населения СКФО правилам безопасной жизнедеятельности, ставшего победителем Северо-Кавказского молодежного форума «Машук» и Всероссийского фестиваля «Созвездие мужества». Подполковник внутренней службы. В настоящее время — директор АНО «Межрегиональный центр общественных инициатив «Северный Кавказ», представитель ТАСС в СКФО. Являлся организатором IV и V гражданских форумов «Архыз-XXI», V и VI форумов СМИ СКФО, Дней PR на Кавказе.