Наш журнал продолжает серию публикаций, посвященных наиболее часто упоминаемым брендам субъектов СКФО. В основу цикла легли результаты исследования, проведенного Межрегиональным центром общественных инициатив «Северный Кавказ» в партнерстве с компанией «Медиалогия». Сегодняшний рассказ — о Дагестане и его главных визитных карточках.  

Каспийское море. Расположено на стыке двух частей Евразийского континента — Европы и Азии. По форме похоже на латинскую букву S. Протяженность с севера на юг — примерно 1200 км, с запада на восток — от 195 до 435 км.

Когда-то Каспийское побережье было домом для древней цивилизации. Бытует мнение, что в окрестностях Дагестана воды скрывают от человеческих глаз Итиль — столичный град Хазарского каганата, полностью исчезнувший в XII веке. В Дербенте до сих стоит стена от древнего поселения, уходящая на 300-метровую глубину.

Еще одна интересная особенность Каспийского моря — цитадель Сабаиль, расположенная под водой в Бакинской бухте. Строение было затоплено в ходе землетрясения, случившегося в 1306 году. В 1723 году верхняя часть самой высокой башни стала видна над водной гладью — это явилось следствием понижения уровня воды. Сегодня крепость снова скрыта в глуби Каспия, хотя в солнечную погоду ее можно разглядеть в толще воды.

Каспийское море омывает берега пяти прибрежных государств: России, Казахстана, Туркмении, Ирана, Азербайджана. Крупные города нашей страны — столица Дагестана Махачкала и самый южный город РФ Дербент — расположены на западном побережье Каспия.

Регион активно осваивается в течение многих столетий. Сегодня здесь функционируют крупные порты, связывающие торговые пути. Из российских самыми важными являются Астрахань и Махачкала. В акватории Каспия также ведется нефтедобыча. По оценкам экспертов, нефтяные ресурсы составляют около 10 млрд тонн. Имеются и запасы газа.


Крепость Нарын-Кала. Древнее сооружение, представляющее собой памятник истории и зодчества, в котором переплелись культура и традиции многих народов Закавказья, Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока. Находится на самом юге страны, в Дагестане, на территории Дербента — древнейшего города России, охраняемого государством. Построено в VI в. н. э. (562-571 годы) по распоряжению шахиншаха из династии Сасанидов Хосрова I Ануширвана.

Нарын-Кала — часть огромной фортификационной системы, куда, кроме цитадели, входили городские стены, морские укрепления и 40-километровая Горная стена (Даг-бары), направленная в сторону Кавказского хребта. Оборонительные сооружения были возведены в самом уязвимом месте — узком трехкилометровом участке равнины между горами и морем, откуда начиналось любое нападение кочевых племен с севера.

Само слово «Нарын-кала» с персидского переводится как «Солнечная крепость». Действительно, горная цитадель, освещаемая лучами утреннего солнца, производит на всех неизгладимое впечатление. По второй версии, название было дано в честь шахской дочери Нарын, в переводе означающее «нежная» или «красивая».

В июле 2003 года оборонительный комплекс «Нарын-Кала» вошел в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО на территории России.


Село Кубачи. Расположено в 180 км от Махачкалы в Дахадаевском районе Дагестана на высоте 1600 метров над уровнем моря. Один из крупнейших на Кавказе традиционных центров художественной обработки металла, резьбы по камню и дереву. С раннего Средневековья известен изготовлением кольчуг и оружия.

Существует много легенд о выборе места для села. По одной из них, Кубачи были основаны группой людей, вынужденных покинуть из-за малярии прибрежные районы и уйти в горы. Состояла группа из семи мужчин и двух женщин.

Нынешнее название села имеет турецкое происхождение, а ранее оно было известно под персидским названием «Зерихгеран», что в переводе означает «кольчугоделатель». До сих пор нет достоверных данных, когда все-таки возникло это поселение. Известно лишь то, что территория нынешних Кубачей входила в состав давно исчезнувшей Кавказской Албании.

В XII веке до н.э. арабский историк Абу-Хамид Андалузи писал: «Зерихгеранцы занимаются изготовлением всякого орудия, кольчуг, шлемов, мечей, луков, ножей, кинжалов и разной медной посуды. У них нет ни пашен, ни садов, но они живут зажиточно, и к ним из разных мест привозят всевозможные предметы».

Около 1467 года впервые упоминается имя Кубачи или Гюбечи, что на тюркском означает «бронники, изготовители доспехов».

В XVIII веке российский государственный деятель и историк Василий Татищев заметил о кубачинцах следующее: «Кубачи есть малый народ в Дагистани, но весьма прославленный их работами, как, например, ружья, сукно, бурки, золотые, серебреные и железные мелочи».


Поселение Кала-Корейш. Дагестанская Атлантида, которая не ушла под воду, а напротив, вознеслась высоко над миром, надежно укрытая от чужих глаз горными перевалами. Когда-то село являлось столицей крупнейшего средневекового феодального владения — Кайтагского уцмийства. Однако от него остались только кладбище с могилами уцмиев XII-XIX веков и мечеть XI века. Но даже то немногое, что уцелело в селе за более чем тысячу лет существования, поражает воображение: надмогильные плиты со стихами и философскими изречениями, похожие на саркофаги надгробия с вырезанным на них мировым древом, покрытые кружевной вязью деревянные ворота мечети.

По преданиям, основали село люди, приплывшие сюда во времена Всемирного потопа, а где-то в горах вмуровано в отвесную скалу железное кольцо, к которому и швартовались корабли. Как ни странно, в этой легенде есть доля правды: когда-то на месте Кавказских гор плескалось Сарматское море, а сами горы выглядели как острова. Но было это слишком давно — 10-14 миллионов лет назад.

Другая легенда приписывает основание крепости арабам-корейшитам — мекканскому племени, к нему принадлежал и пророк Мухаммед. Данная версия объясняет название селения: Кала-Корейш в переводе с арабского — «крепость корейшитов» (местные жители называли село по-своему — Урцмуци).


Самурский заповедник. Организован в мае 1982 года, расположен на территории Магарамкентского (9,3 тыс. га) и Дербентского (1,9 тыс. га) районов Дагестана. К основным объектам охраны относятся: кабан, косуля, камышовый кот, лесной кот, места остановок и зимовок водоплавающих и околоводных птиц, средиземноморская черепаха...

Территория заказника состоит из массива пойменных широколиственных лиановых лесов дельты Самура, рассеченного многочисленными рукавами реки и родниковыми речками, а также прибрежных озер, лагун, пляжей и 800-метровой мелководной полосы акватории Каспийского моря. Самурские леса представляют собой сложный комплекс тополевников, ольшаников, дубрав и грабовых лесов.

Флора Самурского заказника насчитывает более 1000 видов, среди которых много эндемичных и реликтовых форм, а также редких и исчезающих видов, занесенных в Красные книги России и Дагестана (лапина крылоплодная, лук странный, плющ Пастухова, ятрышник болотный, офрисы — кавказский, оводоносный).

В дельте Самура отмечено свыше 300 видов птиц, из которых более 130 видов — гнездящиеся и предположительно гнездящиеся. Здесь зарегистрирован 51 редкий и исчезающий вид, занесенный в Красные книги Дагестана, России и МСОП (черный аист, фламинго, кудрявый пеликан, орлан-белохвост, малый подорлик, савка, белоглазый нырок, шилоклювка, луговая тиркушка, султанская курица). Как место массового пролета и зимовок птиц устье Самура объявлено ключевой орнитологической территорией международного значения.


Сулакский каньон. Сулакский каньон часто сравнивают со знаменитым Гранд Каньоном в Колорадо (Северная Америка) и Чарынским каньоном. Его средняя глубина — 1300 метров, а максимальная — 1920 метров. По этому показателю он уступает только Котауси, расположенному на территории Перу. Длина каньона — 53 км, что делает его одним из самых протяженных в мире.

Сулакский каньон условно делится на три отдельных каньона с чередующимися между ними расширениями: Главный каньон имеет длину 18 км; Чиркейский и Миатлинский каньоны, расположенные друг за другом, отличаются немного меньшей длиной и шириной. В районе Гимринского и Салатавского хребтов стены каньона очень крутые, с удалением на северо-восток они становятся более пологими и низкими. На выходе из Миатлинского каньона воды реки Сулак впадают в Чирюртовское водохранилище. Практически у подножья канала находится поселок Дубки, в котором проживают в основном гидроэнергетики, работающие на Чиркейской ГЭС.

Некогда Сулакский каньон был одним из центральных мест в Кавказской войне. Сюда приезжали Лев Толстой и Михаил Лермонтов. Сегодня ущелье интересно не только с исторической точки зрения, но и как природная достопримечательность с живописными видами, кристально чистой бирюзовой водой и свежим воздухом, не загрязненным заводами и выхлопными газами.


Гора Шалбуздаг. Расположена на Главном Кавказском хребте. Одна из самых важных туристических и религиозных достопримечательностей с уникальной природной средой. Ее склоны покрыты лугами с разнотравьем и часто сравниваются с альпийскими. Место святынь и исторические достопримечательности манят сюда мусульманских паломников и туристов, а разнообразная флора и фауна — любителей природы и научных исследователей.

С Шалбуздагом связано немало легенд, преданий, примет и суеверий. Вот некоторые из них. На горе жил праведный шейх Аль-Бурзи; всю свою жизнь он провел в молитве о заступничестве Аллаха и сохранении жизни мусульман, здесь умер и здесь похоронен; имя Аль-Бурзи почитаемо верующими, и память о нем хранится в их сердцах. Семикратное восхождение на гору высотой 4142 метра приравнивается к хаджу в Мекку. Шалбуздаг слышит мольбы о прощении грехов и исполняет заветные желания. Если на гору будет подниматься неверующий, он погибнет. Каждый, добравшийся до вершины Шалбуздага и принесший на нем жертву, будет исцелен.

Гора была почитаема и до распространения ислама, так как в основе поклонения горным массивам лежит почитание местных духов — «хозяев». Именно они, по поверьям, снежными лавинами и селевыми потоками, наносившими серьезный урон сельскому хозяйству горцев, наказывали местных жителей за неуважительное отношение к местным святыням.


Табасаранские ковры. Жители Табасарана, проживающие на юге Дагестана, являются единственной этнической группой в России, продолжающей традиционное искусство — ковроткачество. В свое время ковры были не такими распространенными, как сейчас, и производилось их не так много, чтобы украсить комнату в любом доме. Кочевые народы, населявшие восточные страны, впервые сделали их практическим объектом, который помогал сохранять дома теплыми, легко транспортировался и оставался нетронутым в течение многих лет. В наши дни ковры являются обязательными в каждом дагестанском доме.

После того как женщины заканчивают свою работу, ковры торжественно выносятся во двор. Ковер теперь должен быть отправлен его владельцу, который сможет наслаждаться изделием не менее 300 лет.

Табасаранские ковры отличаются невероятной долговечностью, секрет которой кроется в особой технике изготовления высококачественной пряжи. Для этого используют шерсть высокогорных овец и окрашивают ее в разные цвета с помощью натуральных красителей: коры ореха, полыни, барбариса.

Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся как семейные реликвии. Основной их дизайн состоит из геометрического орнамента, символизирующего силуэт животных, птиц, растительность окружающей жизни и природы с характерным сочетанием теплых и холодных контурных цветов, придающих изделию выразительность и утонченность.