По оценкам ученых, вся территория Дагестана и его Каспийское побережье уже в 1970-е годы входили в туристско-рекреационную зону Северного Кавказа с наиболее благоприятными условиями для развития туризма. Сегодня, когда в республике наблюдается настоящий туристический бум, важно как можно активнее использовать эти условия, чтобы достигнуть максимального эффекта. Многое будет зависеть от появления новых идей и новых объектов притяжения путешественников, в том числе межрегиональных маршрутов. Так считает руководитель Научно-исследовательского центра Общенационального союза индустрии гостеприимства, руководитель центра социокультурных и туристских программ Института наследия, доктор исторических наук Юрий Путрик.


Со времен Великого шелкового пути

— Не углубляясь далеко в историю путешествий на Кавказе в античности и Средние века, когда здесь проходил Великий шелковый путь, достаточно вспомнить советский период, чтобы еще раз подтвердить неизменную роль Северного Кавказа и особенно территории современного Дагестана как привлекательнейшего региона для совершения путешествий самой разной направленности: оздоровительной, познавательной, лечебной, спортивной.

Действительно, в 1970-е и 1980-е годы по территории Дагестана проходили десятки всесоюзных, республиканских и местных туристских маршрутов, по которым путешествовали самые разные категории туристов со всех концов нашей огромной страны. При этом подавляющее большинство маршрутов носило межрегиональный характер. То есть маршруты или начинались в соседнем регионе и заканчивались в Дагестане на побережье Каспия, или начинались в Дагестане и заканчивались в другой области или республике.

В справочниках того времени мы, например, увидим: маршрут № 44 под названием «От Каспия до Волги» начинался в Махачкале и заканчивался в Волгограде; маршрут № 270 «К Каспийскому морю» начинался в Нальчике, проходил через Орджоникидзе, Грозный и заканчивался в Махачкале. Были, конечно же, маршруты и вдоль побережья, например маршрут № 177, начинавшийся в Махачкале с окончанием на турбазе «Дербент».

каспийск.jpg

Локации для создания новых курортов мирового уровня

— Хотя сейчас и говорят на разных уровнях о недооцененности Дагестана как туристской дестинации, стоит заметить, что в конце 1970-х годов, согласно оценкам ученых Всесоюзной научно-исследовательской лаборатории по туризму и экскурсиям, вся территория Дагестана и его Каспийское побережье входили в туристско-рекреационную зону Северного Кавказа с наиболее благоприятными условиями для развития самых различных видов и форм туризма. По итогам этой оценки была составлена и опубликована карта. На ней можно видеть, что это была единственная на всю страну такая зона с наиболее благоприятными условиями, которая в СССР и вплоть до недавнего времени действительно недооценивалась практиками и организаторами туризма. Сегодня на побережье Каспия как места, где возможно создавать новые курорты мирового уровня, обращено серьезное внимание органов государственной власти в сфере туризма.

Из истории туризма современной России можно вспомнить, что в 2002 году Национальной академией туризма совместно с Институтом наследия по заказу Министерства по делам молодежи и туризму Дагестана была разработана Программа развития туризма в республике. Она получилась весьма подробной — в 4 томах и с объемными приложениями. В программе ставились амбициозные и абсолютно адекватные цели: в корне изменить положение Дагестана на туристском рынке России и сделать его ведущим туристским регионом на Северном Кавказе. Любопытно, что в качестве зон для первоочередного освоения в прибрежной полосе уже тогда предлагались две зоны: Манасское взморье и Каякентское взморье, для которых было характерно дополнительное обслуживание в санаториях «Каспий» и «Каякент», то есть в общем объеме клиентуры в тот период большую долю составляли туристы, сочетающие отдых на море с лечением.

Через 20 лет эти предложения наконец были услышаны, и по итогам заседания президиума Государственного Совета, состоявшегося во Владивостоке 6 сентября 2022 года, Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти Дагестана поручено определить исполнителя, ответственного за разработку мастер-плана проектов каспийского курорта «Каякент» и всероссийского детского центра «Дагестан» с участием ресурсоснабжающих организаций, и решить вопросы, касающиеся создания необходимой инфраструктуры и финансирования данных проектов.

пляж Каспийское море.jpg

Спрос и предложения

— Безусловно, наблюдающееся в последнее время увеличение туристского потока — прямое свидетельство успешного развития туризма в Дагестане. Растущий спрос на посещение республики порождает уже сегодня немало проблем, связанных с транспортной доступностью, придорожным сервисом, качеством обслуживания, другими организационными и инфраструктурными аспектами. Далеко не все проблемы могут быть решены традиционными методами: нужны новые идеи и новые объекты туристского притяжения.

И такие предложения и проекты появляются. Например, в 2021 году вышла научная статья известных подводных археологов Гаджиева, Фазлунина, Гусева и Эльдарова с предложением и научным обоснованием создания подводного парка в Дербенте в рамках масштабного проекта «Подводное наследие Каспийского моря». Это уникальное учреждение музейного типа с надводной и подводной частями могло бы привлекать значительные туристские контингенты с соответствующими культурно-познавательными, экономическими, социальными, экологическими и иными значимыми эффектами.

Надо также понимать, что турпотоки растут и в соседних территориях Северного Кавказа, где продолжает формироваться сеть крупных курортных туристских и горнолыжных центров. Например, в Чеченской Республике тоже возникают новые тенденции и новые туристские объекты, туристские маршруты по формуле «горы — море». Поэтому вполне конкретно соседние регионы становятся генераторами турпотоков на Каспийское побережье, из чего вытекает полная и стопроцентная выгода обеим сторонам от взаимодействия.

dagestan10.jpg

Сбалансированное сочетание четырех факторов

— Сегодня мы имеем все больше примеров межрегионального сотрудничества в туризме по самым разным основаниям. Например, в Орле возникла идея сформировать межрегиональный туристский маршрут «Золото русской литературы», и получился удачный проект, объединивший несколько областей Центральной России и связанный географическими точками достопримечательных мест писателей, героев и сюжетов их книжных произведений. Данный проект получил государственную поддержку Министерства культуры России и упраздненного в конце октября Ростуризма. При этом сам маршрут не упразднили — ему придали статус национального, и он все больше пользуется спросом.

Заслуживают внимания и северные акватории и территории Прикаспия, богатые уникальным растительным и животным миром, как, например, Аграханский залив с розовыми фламинго и археологическими подводными артефактами, связанными с Персидским походом Петра I, то есть остатками затонувших судов Петровской эскадры.

Особого внимания при организации межрегионального сотрудничества требует включение в состав туристского продукта культурной компоненты — объектов материального и нематериального наследия, составляющих часто сущностное наполнение культурной и туристской среды посещаемых путешественниками населенных пунктов и дестинаций. Здесь опора больше должна идти на комплексный подход, полагая, что основными условиями достижения положительных результатов при проектировании дальнейших перспектив развития туризма на территории региона или муниципального образования можно считать сбалансированное сочетание таких четырех факторов, как доступность, инфраструктура, социокультурное программирование и продвижение, которые призваны системно, во взаимосвязи обеспечить эффективное функционирование дестинации.

Из четырех факторов социокультурное проектирование является наименее разработанным и понимаемым компонентом создаваемых туристско-рекреационных структур в регионах. При этом рамки сотрудничества между секторами туризма и культуры вполне могут и должны расширяться, предусматривая в том числе активное участие местных жителей и сообществ, посетителей, государственного и частного секторов. Это открывает путь к созданию новых возможностей социально- экономического и духовного развития для местного населения, способствует укреплению цивилизационной идентичности Дагестана на региональном уровне.

Текст: Юрий Путрик