Ключевые цели документа: комплексное социально-экономическое развитие Северного Кавказа, повышение инвестиционной привлекательности округа, развитие на его территории высокотехнологичных и наукоемких производств, создание промышленных и инновационных кластеров, продвижение туристического продукта. Объем финансирования запланированных мероприятий из федерального бюджета скорректирован с учетом бюджетного послания президента страны и составит в 2013-2020 годах около 205 млрд рублей при общей стоимости программы порядка 2,5 трлн. Размер средств на 2021-2025 годы будет определен позднее.

В государственную программу развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года включены:
— подпрограмма развития инвестиционной привлекательности СКФО;
— подпрограмма развития туристического кластера в СКФО, Краснодарском крае и Республике Адыгея;
— подпрограмма развития особо охраняемого эколого-курортно-го региона Кавказские Минеральные Воды;
— федеральная целевая программа «Юг России» на 2014-2020 годы;
— федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия» на 2010-2016 годы.
«Главная цель программы — создание на Северном Кавказе новых центров экономического роста, индустриальных и туристско-рекреационных зон, а также координация инвестиционных стратегий государства и бизнеса по развитию современной транспортной, промышленной, гостиничной инфраструктуры. Мы должны эффективно использовать то богатство, которым располагает регион. Его конкурентное преимущество — и горы, и воздух, и реки, и полезные ископаемые, и географическая близость к крупным рынкам сбыта», — заявил председатель правительства РФ Дмитрий Медведев.

По утверждению вице-премьера правительства, экс-полпреда президента на Северном Кавказе Александра Хлопонина, государственная программа развития СКФО стала прецедентной для России именно как территориальная программа развития. Разработчики предложили два сценария — оптимистический и пессимистический (консервативный). Принят был второй.
Реализация документа предполагается в три этапа: первый — 2013-2015, второй — 2016-2020, третий — 2021-2025 годы. Цена вопроса — порядка 2,5 трлн рублей, из них доля государства составит только около 10%. Основное финансирование придется, как ожидается, на внебюджетные источники. Прежде всего, это программы ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа», ОАО «Курорты Северного Кавказа» и другие.
По оценке минрегиона, СКФО обладает целым рядом очевидных преимуществ: удобное географическое положение по отношению к крупным рынкам, наличие природных ресурсов и свободных производственных мощностей, относительно развитая транспортная сеть, интегрированная в состав международного коридора север — юг.
В округе сформированы благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих отраслей.
А кроме этого, СКФО демонстрирует самые высокие показатели естественного прироста населения — доля лиц моложе трудоспособного возраста составляет 25%. «Это максимальная цифра среди всех федеральных округов России и это та опора, с которой предстоит строить новую экономику и новую жизнь на Кавказе», — уверен глава минрегиона Игорь Слюняев.

Согласно прогнозу авторов госпрограммы основными точками роста в СКФО в ближайшие две пятилетки станут проекты, связанные с развитием туристического кластера и региона Кавминвод — только по этим двум направлениям предполагается создать более 113 тыс. новых рабочих мест, а всего к 2025 году в округе должно появиться дополнительно свыше 400 тыс. вакансий.
Другой приоритет — повышение качества жизни и благосостояния местных жителей. Ставка делается на модернизацию и строительство объектов социальной сферы, дефицит которых в северокавказских территориях ощущается особенно остро.
«Проблемы в системе образования СКФО очень велики, и, учитывая положительный демографический тренд в регионе, в ближайшие годы их острота не снизится. Поэтому имеет смысл выделить в рамках госпрограммы дополнительное финансирование социальной сферы и инфраструктуры Кавказа», — предложил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.

По информации минрегиона, в 2013 году в рамках ФЦП «Юг России» в СКФО велось строительство 72 объектов, в том числе 10 больниц, двух противотуберкулезных диспансеров, поликлиники, родильного дома, 11 общеобразовательных школ.
В рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия» продолжалось строительство 37 объектов, в их числе — республиканская детская больница и онкологический диспансер в Назрани, школы в селениях Троицкое и Кантышево...
В планах на 2014 год значится не меньшее количество объектов.
Александр Хлопонин уверен, что на Кавказе будет построено достаточное количество объектов здравоохранения и образования — по обеспеченности ими округ выйдет на уровень порядка 80 % от среднероссийских показателей.
«Отдельная государственная программа имеет для СКФО огромное значение, необходимость в ней была очевидной. Масштабы и острота проблем Северного Кавказа таковы, что разовыми решениями ситуацию не исправить — потребовался комплексный программно-целевой подход», — подчеркнул экс-глава Дагестана, заместитель руководителя администрации президента России Магомедсалам Магомедов.