Из-за сложного рельефа сеть железных дорог в СКФО слишком слабая, а о возрождении межрегиональной и малой авиации пока только идут разговоры. Поэтому основными транспортными артериями здесь еще долго будут оставаться автодороги. В привязке к федеральным трассам сегодня на Кавказе реализуются наиболее знаковые инвестпроекты, в том числе связанные с созданием туристического кластера.

Смещение акцентов
По оценке представительства президента России на Северном Кавказе, в округе наблюдаются низкий уровень технико-эксплуатационного состояния федеральных дорог и неравномерность развития автодорожной сети. Для региона характерна концентрация дорог в районе административных центров, рекреационных зон, а также вдоль железнодорожных линий.
Между тем, согласно Стратегии развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года и ее основных направлений в южном регионе в ближайшие 20 лет большая часть грузопотоков, которые сегодня проходят через Украину и Балтию, будет перенаправлена в российские порты.
«На южном направлении к 2030 году, исходя из умеренно-оптимистического и консервативного сценариев, совокупная грузовая база, тяготеющая к бассейну, оценивается в объеме до 360 млн тонн, в том числе по наливным грузам — до 160 млн тонн, по сухим грузам — до 200 млн тонн», — отметил заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк.
В прошлом году Северо-Кавказский филиал РЖД перевез 68,4 млн тонн всех экспортно-импортных грузов, включая наливные. Таким образом, на долю железной дороги уже сегодня приходится не более трети из 200 млн тонн сухих грузов, запланированных к перевалке в среднесрочной перспективе. А стало быть большая часть портовых мощностей будет работать на отгрузку автотранспортом.
При этом в связи с увеличением грузопотоков внутри СКФО возросла нагрузка на федеральные автомобильные дороги, а их пропускная способность в значительной мере уже исчерпана, что ограничивает скорость движения и ведет к росту аварийности. В летний же период участки федеральных дорог в рекреационных зонах вообще работают в режиме перегрузки.

Коридоры возможностей
Через СКФО проходят две крупнейшие артерии — международные транспортные коридоры север — юг и запад — восток.
Направление первого определено по маршруту Москва — Ростов-на-Дону (Астрахань) — Махачкала — Дербент и далее на Иран и в страны Персидского залива. Его ответвление от автомагистрали М-29 идет от Беслана на Грузию.
Второй имеет в регионе лишь ответвление от Транссиба через Казахстан на порт Махачкала.
В Министерстве транспорта России считают, что МТК север — юг является глобальным проектом, способным интегрировать Россию в мировую систему грузовых перевозок. Это обусловлено двукратным по сравнению с морским транспортом сокращением времени доставки грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и достаточным количеством потребителей на континенте.

Эксперты ГипротрансНИИ соглашаются, что сокращение доставки грузов на 15 суток и экономия до 400 долларов на каждом контейнере (стоимость перевалки контейнера через Суэцкий канал — 850-900 долларов) привлекут к коридору грузоотправителей из Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока.
Однако пока этому мешает дефицит современной транспортной инфраструктуры, из-за чего сейчас из Китая в Европу перевозится не более 1,5% всех грузов. Масштабные мировые инвестиции, запланированные в развитие перевозок, к 2030 году должны составить 5 трлн долларов и поспособствовать наращиванию доли СКФО в коридоре запад — восток до 10%. А это десятки миллионов тонн главным образом выгодных контейнерных грузов, поскольку именно Азиатско-Тихоокеанский регион сегодня является «мастерской мира», а коридор восток — запад — основной артерией для машинокомплектов и оборудования.
В полпредстве СКФО уверены, что для бесперебойного функционирования МТК север — юг необходимо реализовать ряд важных проектов, среди которых реконструкция федеральной дороги М-29 «Кавказ» и автодороги А-153 Астрахань — Каспийский — Кочубей — Кизляр — Махачкала. В нынешнем году как раз эти проекты и вошли в число приоритетных.

Ключевым регионом в коридоре является Дагестан, единственный на территории СКФО имеющий сухопутную, водную и воздушную границы. Сейчас полным ходом идет реконструкция дагестанского участка трассы «Кавказ». Со времени ее пуска в 1958 году дорога оставалась двухполосной и не справлялась с возросшим транспортным потоком. Работа по возрождению магистрали и ее переоборудованию в автотрассу первой категории началась три года назад. На сегодня три участка протяженностью около 22 км практически закончены. Все работы должны быть завершены до 2020 года.
В прошлом году была реконструирована дорога с гор на равнину. Введен в эксплуатацию оснащенный современным оборудованием и отвечающий высоким требованиям безопасности Гимринский автодорожный тоннель протяженностью 4300 метров — самый длинный в СНГ.

Президент Дагестана Рамазан Абдулатипов подтвердил, что на основе развитой дорожной сети, а также Махачкалинского морского торгового порта, железнодорожного узла, международного аэропорта к 2025 году планируется создать конкурентоспособный Каспийский хаб — торгово-транспортный логистический комплекс, создающий условия для перераспределения через Россию товарно-материальных потоков по коридорам север — юг и запад — восток.

Особая роль в этом отводится развитию дорожного хозяйства дагестанской столицы. Один из важнейших инвестпроектов — реконструкция автодороги Махачкала — Каспийск и далее до аэропорта протяженностью 9,6 км. Его особенностью станет создание междугородного троллейбусного маршрута, аналогичный которому существовал в СССР только между крымскими Ялтой и Симферополем.
«Движение по обновленной автостраде будет четырехрядное, дорога расширяется до 15 метров, — сообщил директор МУ «Махачкаластройзаказчик» Хасбулла Гаджигишиев. — В настоящее время заканчивается строительство одного из двух мостов на этом участке. В текущем году планируется полная сдача дороги. Уже идет монтаж троллейбусных линий».
Тем временем ГУ «Дагестанавтодор» уже сдало другой участок — трассу Махачкала — Красноармейск, позволившую разгрузить основные городские магистрали.
Курортный роман. Реализация масштабного проекта создания туристического кластера на территории практически всех национальных республик СКФО также напрямую завязана на развитии дорожного хозяйства.
В Ингушетии, где недавно открылся горнолыжный курорт Армхи, приступили к строительству четырехполосного участка трассы М-29 «Кавказ». Первые 10 км соединили аэропорт Магас с границей Чечни. Весь объем работ, по информации начальника управления Северокавказских автомобильных дорог Гайоза Макиева, планируется завершить в конце 2015 года.

Стратегия развития Северной Осетии до 2020 года предусматривает реализацию проекта «Южные ворота», обеспечивающего круглогодичный бесперебойный грузопоток через Главный Кавказский хребет за счет строительства противолавинных и других защитных сооружений, реконструкции автомобильных дорог федерального и республиканского значения, аэропорта Владикавказ, создания транспортно-логистиче-ских терминалов. По прогнозам экспертов, это обеспечит азиатским и ближневосточным партнерам более выгодный транзит в страны Европы с увеличением объемов перевозки грузов в 4-5 раз.
Активизация внешнеэкономической деятельности, а также открытие горно-рекреационного комплекса Мамисон приведут к увеличению интенсивности движения по транскавказской магистрали с 5 до 22 тыс. автомобилей в сутки.
В рамках ФЦП «Юг России» для нужд туркластера в Северной Осетии предстоит построить автодорогу Нижний Зарамаг — рекреационный комплекс Мамисон; в Кабардино-Балкарии — дорогу Кисловодск — Долина нарзанов — Джилы Су — Эльбрус к высочайшей вершине СНГ и минеральным источникам; в Карачаево-Черкесии — дорогу Архыз — Дукка к единственному уже запущенному курорту кластера.
Именно в Карачаево-Черкесии сегодня реализуется амбициозный проект строительства дороги через Главный Кавказский хребет от Черкесска до Черноморского побережья. «Транспортный тупик КЧР должен быть преодолен, и на данный момент наиболее реальны планы строительства автодороги Черкесск — Адлер, — считает глава республики Рашид Темрезов. — Я изначально был сторонником дороги до Адлера, а не до Сухума. Это более удобно: если восстанавливать дорогу до Сухума, то до российского побережья нашим туристам придется добираться через две границы, это большая потеря времени. А от Черкесска до Адлера по прямой всего 273 км. Однако значимость этой дороги выходит далеко за пределы Северного Кавказа. Со стороны Ставрополя ею смогут пользоваться те, кто едет на Черное море из Поволжья, с Урала и даже из Сибири. Сегодня им приходится добираться до побережья через Краснодар».

Дорога на Адлер позволит связать в единый туристический комплекс морские курорты Абхазии, Краснодарского края, горнолыжные курорты Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии. Появятся транспортные условия для освоения кавказских месторождений и реализации промышленного потенциала республик СКФО. Будут разгружены федеральные магистрали «Дон», «Кавказ», Джубга — Сочи.
Не исключено, что в итоге эта дорога станет платной. Как и предполагаемая дорога Черкесск — Сухум (бывшая Военно-Сухумская дорога), возможность восстановления которой также рассматривается в настоящее время. Часть этой дороги (170 км) асфальтирована и проходит по территории КЧР с выходом на «Северный приют». Со стороны Абхазии — это грунтовая дорога, она выходит к базе «Южный приют» в Кодорском ущелье и далее спускается до селения Цебельда. Если данный вариант будет утвержден, то предстоит восстановить 13-километровый участок, соединяющий эти два отрезка. Протяженность дороги составит 274 км, а минимальная пропускная способность — 1000 автомобилей в сутки.