Выступая во Владикавказе на заседании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северного Кавказа, посвященном промышленной политике региона, Лев Кузнецов отметил, что с 2017 года именно экономика становится основным фокусом федеральной целевой программы «Юг России». Для эффективного старта второго этапа этой программы необходимо уже сегодня разработать приоритеты и механизмы, которые должны быть реализованы.

Действия для активизации реального сектора экономики
— В истории Кавказа был опыт, когда в советское время задача по промышленному развитию решалась административными методами. Здесь размещались крупные производственные мощности как для военно-промышленного, так и для гражданского сектора. Но, к сожалению, в первый постсоветский период эти предприятия в большинстве своем прекратили существование.

В новый период на Кавказе, как и в других макрорегионах, ожидалось естественное рыночное становление предприятий и бизнеса. Между тем, если посмотреть на объективную картину по валовому региональному продукту, по уровню безработицы, то можно увидеть, что эволюционный метод пока не дал нужного государству и округу эффекта.
Новый импульс может, конечно, дать работа по формированию благоприятного инвестиционного климата, проводимая в рамках Агентства стратегических инициатив. Однако имеющаяся статистика показывает, что бурного роста за счет естественной инвестиционной активности не происходит. За 2013-2014 годы регионы СКФО практически не представили проекты для получения поддержки от агентства.

Работа по снятию ограничений для бизнеса, учитывая объем того, что предстоит сделать, находится на начальном этапе. Уверен, ее нужно проводить. Но это вложения в будущее, а нам уже сегодня следует предпринять действия для активизации реального сектора экономики СКФО.
Нам необходима новая промышленная политика на Кавказе с ключевой ролью государства, но учитывая советский опыт, основанная на рыночных инструментах. Свою роль должен сыграть описанный в проекте нового федерального закона о промышленной политике инвестиционный контракт.

Особые задачи — особый подход государства
— Мы задаем ключевой вопрос: а кто должен выступать основным инвестором Северного Кавказа? Позиция нашего министерства: одним из главных инструментов должно стать размещение на территории СКФО производств крупных российских компаний, корпораций с госучастием. Их задача — в первую очередь решение вопросов, связанных с импортозамещением, выполнением серьезных государственных контрактов и созданием новых промышленных мощностей ВПК взамен потерянной базы в других странах.
Но мы понимаем, что для реализации именно такого подхода необходимы и особые подходы государства. Имеет смысл рассмотреть вопрос создания дополнительного пакета преференций, задействовать весь новейший арсенал механизмов поддержки уже существующих или прорабатываемых территорий опережающего развития.

В частности, предлагается ввести льготный налоговый режим в федеральной части налогов, рассмотреть возможность снижения платежей в фонды социального страхования. Однако рассчитывать на подобные преференции смогут только те предприятия, которые решают вопросы разработки новых технологий или выпуска дополнительных объемов продукции. При этом для нас очень важно не создать конкуренцию между территориями, когда уже действующие предприятия будут использовать дополнительные режимы с льготным налогообложением и, не производя новые продукты, станут перемещаться туда, где меньше фискальная нагрузка.

Данный механизм подходит для Северного Кавказа, потому что доля налога на прибыль и других налогов здесь сегодня минимальна. Основным налогом в регионе является подоходный налог, и поэтому предлагаемая схема не скажется на налоговом потенциале субъектов СКФО, а наоборот, будет стимулировать формирование собственной налоговой базы, направляемой на решение социальных и экономических вопросов.

Сохранить базовые приоритеты институтов развития

— Очень серьезное подспорье — федеральная целевая программа «Юг России». Государство могло бы направить свои инвестиции на создание в СКФО необходимой инфраструктуры для локализации предприятий нового типа. Ключевой аспект здесь — сохранение льготного тарифа на электроэнергию.
Также очень важно сохранить в округе базовые приоритеты институтов развития, обязательно проведя их докапитализацию, потому что сегодня стоит вопрос поиска источников финансирования.
При обеспечении всего пакета преимуществ и решений о создании производственных мощностей на Кавказе, в том числе с государственным участием, тема социально-экономического развития макрорегиона может получить новое звучание. Это обеспечит синергетический эффект для смежных отраслей.

Александр Новак, министр энергетики России: «Предприятия СКФО уже сегодня могут стать основой для импортозамещения»
— На территории СКФО развиваются проекты по добыче нефти и природного газа, присутствуют нефтепереработка, нефтегазохимия, электроэнергетика. Крупнейшие российские компании «Лукойл», «Газпром» и «Роснефть» добывают в округе порядка 1,6 млн тонн нефти и 800 млн куб. метров газа в год. Перспективы связаны с развитием ресурсов углеводородного сырья как на суше, так и в акватории Каспийского моря, где расположено 11 месторождений.
В нефтепереработке есть несколько проектов, которые либо уже реализуются либо планируются к реализации. Среди наиболее перспективных — Грозненский и Махачкалинский НПЗ, завод по производству полиэтилентерефталата в Кабардино-Балкарии. В электроэнергетике совместно с Газпромом и ТГК-2 прорабатывается вариант строительства тепло-станции в составе двух блоков парогазовых установок по 180 МВт на территории Грозного. Кроме того, в ближайшие годы будут введены еще несколько электростанций общей мощностью более 800 МВт. Это ТЭС при ООО «Ставролен», Гоцатлинская ГЭС, Зеленчукская ГЭС-ГАЭС, Ирганайская ГЭС, а также малые гидроэлектростанции.

Предприятия, находящиеся на территории СКФО, уже сегодня могут стать основой для импортозамещения и исполнения заказов в электроэнергетике и нефтегазовой отрасли. Это Нальчикский машиностроительный завод, завод «Станкотерм», «Дагэлектроавтомат», концерн «Энергомера». На базе последнего сегодня изготавливается 25% всех элементов солнечных батарей Германии.