Представители Северного Кавказа возлагают на программу большие надежды: в случае ее реализации объем инвестиций в регион увеличится до 2 трлн, а объем ВРП — до 6 трлн рублей, будет создано дополнительно свыше 400 тыс. новых рабочих мест. Год — малый срок для подведения итогов, но первые результаты уже есть: наметилась тенденция к росту промышленного производства и налоговых сборов, сокращению безработицы и увеличению денежных доходов населения. Сейчас главное — сохранить положительную динамику.

Полтора триллиона — в стабильность
Федеральный центр и прежде не скупился на финансирование Северного Кавказа. Как следует из текста госпрограммы, с 2001-го по 2011 год в экономику и социальную сферу регионов СКФО (за исключением Чеченской Республики) было вложено 1,514 трлн рублей. Средства на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы и федеральных целевых программ, действующих на территории округа, превысили за этот период 200 млрд рублей.
Министр регионального развития РФ Игорь Слюняев напомнил, что в последние несколько лет был принят ряд системных решений, направленных на то, чтобы придать Северному Кавказу второе дыхание: созданы специальные институты развития, выделены особые экономические зоны, разработаны территориальные и федеральные целевые программы. Только по инвестиционным программам естественных монополий в СКФО реализуется более 100 крупных проектов общей стоимостью более 100 млрд рублей.

Все это дало положительный результат — темпы прироста валового регионального продукта на Кавказе выше, чем в среднем по стране: если в 2003 году ВРП округа составлял 220 млрд рублей, то в 2011-м — свыше 1 трлн.
Однако кардинально улучшить социально-экономическую ситуацию пока не удалось. В этой связи с реализацией государственной программы развития СКФО, рассчитанной на период до 2025 года, чиновники, а еще больше представители самого региона связывают особые надежды.
Программа-прецедент. «Главная цель программы — создание на Северном Кавказе новых центров экономического роста, индустриальных и туристско-рекреационных зон, а также координация инвестиционных стратегий государства и бизнеса по развитию современной транспортной, промышленной, гостиничной инфраструктур. Мы должны эффективно использовать то богатство, которым располагает регион. Его конкурентное преимущество — и горы, и воздух, и реки, и полезные ископаемые, и географическая близость к крупным рынкам сбыта», — заявил председатель правительства РФ Дмитрий Медведев в день утверждения документа 13 декабря 2012 года.
По утверждению полпреда президента РФ на Северном Кавказе Александра Хлопонина, «аналогов программе развития СКФО именно как территориальной программе развития в России пока не существует». «Разработчики предложили два сценария — оптимистический и пессимистический (консервативный). Правительство приняло второй», — пояснил он.
Реализация программы предполагается в три этапа: первый — 2013-2015-й, второй — 2016-2020-й, третий — 2021-2025 годы. Общий объем финансирования — порядка 2,5 трлн рублей, из них доля государства составит только около 10%. Министр финансов России Антон Силуанов уточнил, что на первые два этапа федеральный бюджет планирует выделить около 235 млрд рублей, размер средств на третий этап определится позднее. «Будем корректировать программу — не первый раз такое случается. Лучше в ходе исполнения бюджета это делать, а не сразу закладывать порой нереализуемые результаты», — мотивировал Силуанов.
Основное финансирование — до 90% — придется, как ожидается, на внебюджетные источники. Прежде всего, это программы естественных монополий, крупных корпораций и компаний: ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа», ОАО «Курорты Северного Кавказа» и других.

Очевидные преимущества
По оценке минрегиона, собственный потенциал Северного Кавказа остается высоким, но не реализован в полной мере. Округ обладает целым рядом очевидных преимуществ: удобное географическое положение по отношению к крупным рынкам, наличие природных ресурсов и свободных производственных мощностей, относительно развитая транспортная сеть, интегрированная в состав международного коридора север — юг.
В СКФО сформированы благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих отраслей. На территории округа функционирует особо охраняемый курортный регион Кавказские Минеральные Воды, в состав которого входит более 130 санаториев и 80 минеральных источников; число отдыхаюших на кавказских курортах уже превышает 1 млн человек в год.
Кроме того, СКФО обладает самыми высокими показателями естественного прироста населения — доля лиц моложе трудоспособного возраста составляет 25%. «Это максимальная цифра среди всех федеральных округов России, и это та опора, с которой предстоит строить новую экономику и новую жизнь на Кавказе», — уверен Игорь Слюняев.
Согласно прогнозу авторов госпрограммы основными точками роста в СКФО в ближайшие две с половиной пятилетки станут проекты, связанные с развитием туристического кластера и региона Кавминвод — только по этим двум направлениям предполагается создать более 113 тыс. новых рабочих мест, а всего к 2025 году в округе должно появиться дополнительно свыше 400 тыс. вакансий.
Другой приоритет — повышение качества жизни и благосостояния жителей СКФО. Ставка делается на модернизацию и строительство объектов социальной сферы, дефицит которых в северокавказских территориях ощущается особенно остро.

Масштаб проблемы
Северный Кавказ лидирует в России по темпам естественного прироста населения. Самая высокая рождаемость наблюдается в Чечне и Ингушетии.
По состоянию на 1 января 2012 года удельный вес населения моложе трудоспособного возраста в РФ в целом составил 16,5% — более 23,6 млн человек, из них 9,5% проживают на территории СКФО — практически каждый десятый житель страны моложе трудоспособного возраста. Вместе с тем, по данным на момент разработки госпрограммы, только в двух субъектах Кавказа — Северной Осетии и Кабардино-Балкарии — дошкольным образованием было охвачено свыше 50% детей, средняя окружная цифра гораздо скромнее — 36% против среднероссийских 56%.
Эксперты отмечают, что это отражает традиционный для региона подход к воспитанию детей в семье, но в большей степени является результатом ограниченного доступа к услугам дошкольных учреждений. Существующие детские сады работают с перегрузкой: в 2012 году 100 мест были заняты 122 детьми, более 285 тыс. детей в возрасте от года до семи лет стояли в очереди для получения места.
Не лучше обстоят дела с общеобразовательными учреждениями СКФО — в половине из них свыше 0,5 млн школьников учились в две и три смены. Кричащая ситуация — в Ингушетии и Дагестане: в этих республиках, соответственно, 88% и 15% школ расположены в ветхих зданиях. В Дагестане к тому же каждая четвертая школа ютится в приспособленных зданиях, каждая одиннадцатая — в сборно-щитовых помещениях...
«Проблемы в системе образования СКФО очень велики, и, учитывая положительный демографический тренд в регионе, в ближайшие годы их острота не снизится. Поэтому имеет смысл выделить в рамках госпрограммы дополнительное финансирование социальной сферы и инфраструктуры Кавказа, прежде всего, в сфере образования», — предложил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.
Схожие проблемы — в здравоохранении СКФО. С каждым годом в округе растет дефицит больниц и поликлиник, обеспеченность объектами дневного стационара составляет всего 54%, наблюдается тотальная нехватка квалифицированных специалистов.

Показателен пример Чеченской Республики. За время боевых действий было уничтожено 85% всей медицинской инфраструктуры региона, в Грозном — все сто. Сегодня ЧР занимает последнее место в стране по обеспеченности медицинскими кадрами. «На 10 тыс. населения здесь приходятся 26 врачей при расчетном показателе не менее 46 человек», — констатировала министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. При этом она отметила, что в республике имеются врачи высочайшего класса, каждый из которых может стать центром формирования собственной медицинской школы.
Реализация программы уже позволила улучшить ключевые показатели Северного Кавказа. В первом полугодии 2013 года объем доходов региональных бюджетов СКФО вырос на 5%. Уровень безработицы снизился на 0,1%. Денежные доходы населения увеличились на 2% (до 14 874 рублей), реальная заработная плата — на 9,6% (до 18 000 рублей).

Первые результаты
Оценив масштаб проблемы, федеральные чиновники предложили столь же масштабный план ее решения. Как сообщил Игорь Слюняев, до 2025 года на Северном Кавказе планируется построить 338 объектов дошкольного и общего образования, 168 объектов здравоохранения, а также 91 объект культуры, 385 спортивных объектов и 43 объекта соцзащиты.
Основными инструментами реализации госпрограммы являются федеральные целевые программы «Юг России» на 2008-2013 годы и «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия» на 2010-2016 годы, государственные гарантии на реализацию инвестиционных проектов в СКФО, проекты Инвестиционного фонда РФ и региональных инвестфондов.

По данным минрегиона, в 2013 году в рамках ФЦП «Юг России» велось строительство 72 объектов, в том числе 10 больниц, двух противотуберкулезных диспансеров, поликлиники, родильного дома, 11 общеобразовательных школ.
В рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия» в нынешнем году продолжалось строительство 37 объектов. В их числе — республиканская детская больница и онкологический диспансер в Назрани, школы в селениях Троицкое и Кантышево.
Осенью был разработан проект ФЦП «Юг России» на 2014-2020 годы. Анонсируется, что она станет продолжением действующей программы и обеспечит завершение запланированных мероприятий. В первые три года объем финансирования из федерального бюджета составит 64,5 млрд рублей.
Радует, что реализация государственной программы уже позволила улучшить ключевые социально-экономические показатели Северного Кавказа.
Как рассказал Игорь Слюняев, по итогам первого полугодия 2013 года объем налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов СКФО вырос на 5%. Индекс промышленного производства составил 100,8%, тогда как в среднем по России — 100,1%. Наибольший рост отмечен в Северной Осетии — 17%, Ингушетии — 11% и Дагестане — 6%.
Уровень безработицы снизился на 0,1%. Денежные доходы населения увеличились на 2% (до 14 874 рублей), реальная заработная плата — на 9,6% (до 18 000 рублей). Смертность населения и младенческая смертность снизились на 4% и 11% соответственно.
«Принятие отдельной государственной программы для СКФО имеет огромное значение. Необходимость в ней была очевидной. Масштабы и острота проблем Северного Кавказа таковы, что разовыми решениями ситуацию не исправить — потребовался комплексный программно-целевой подход», — подчеркнул экс-президент Дагестана, заместитель главы администрации президента России Магомедсалам Магомедов.
«Принятый правительством сценарий позволит построить в СКФО достаточное количество объектов здравоохранения и образования — по обеспеченности ими округ выйдет на уровень примерно 80% от среднероссийских показателей. При большем объеме финансирования мог бы выйти и на 90%, однако нужно учитывать общее состояние экономики страны и напряженность ее бюджета», — прокомментировал Александр Хлопонин.