Несмотря на то, что объем инвестиций в крупные инфраструктурные объекты в России падает, аэропорты Северного Кавказа запланировали в следующем году довольно серьезные модернизационные программы. В большинстве своем они касаются улучшения качества обслуживания и безопасности пассажиров. При этом судьба некоторых воздушных гаваней региона может значительно измениться, если в будущем году их включат в ФЦП по развитию аэропортовых комплексов.

Роман Чуев, генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды»:
— В условиях роста пассажиропотока с целью создания комфортных условий для пассажиров и повышения показателей пропускной способности мы осуществляем работы по реконструкции и объединению павильонов прибытия внутренних и международных авиалиний. По их окончании площадь павильонов прибытия составит 9463 кв. м, что практически втрое больше используемых павильонов. Встроенный павильон для встречающих нового терминала позволит ожидать прибытие рейсов в благоприятных условиях. Пропускная способность терминала составит 1050 пассажиров в час на внутренних авиалиниях, на международных авиалиниях — 450, в транзитном зале — 300 и в зоне для встречающих — 600 человек. В павильоне прибытия для авиапассажиров Кавказских Минеральных Вод откроются магазин беспошлинной торговли и кафе. Мы планируем сдать объект в 2016 году. В рамках развития привокзальной инфраструктуры предполагается строительство гостиничного комплекса Hilton, который в настоящее время находится на стадии проектирования. Срок начала строительства — сентябрь 2017 года. Наш аэропорт продолжает работать над расширением и оптимизацией маршрутной сети. В связи с возрастающей у российских туристов привлекательностью региона Кавминвод и горнолыжных курортов Домбая, Архыза и Приэльбрусья возникает необходимость увеличения количества рейсов на внутренних авиалиниях. В период осенне-зимней навигации 2015/2016 открылись рейсы по направлениям: Курск, Махачкала, Волгоград. Ведутся переговоры об открытии новых рейсов по направлениям: Казань, Псков, Калининград, Самара, Сочи и другие города России. В летний период планируется открытие рейса Новосибирск — Минеральные Воды.

Арсен Пирмагомедов, генеральный директор АО «Международный аэропорт Махачкала»:
— В нынешнем году мы завершили проектирование нового аэровокзального комплекса, получили положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России», и уже в 2016 году начнется его реализация. Проект предусматривает строительство терминала внутренних авиалиний, терминала международных авиалиний, модульной котельной, пожарных резервуаров, насосной станции пожаротушения, установку новых трансформаторных подстанций, резервных источников электропитания. Реализация проекта планируется в три этапа. На первом этапе предусмотрена реконструкция привокзальной площади, строительство необходимых коммуникаций, на втором — строительство международного терминала, на третьем — терминала внутренних авиалиний. Строительство новых терминалов рассчитано на три года. В итоге мы предполагаем значительное увеличение пассажиропотока, а к 2035 году ожидаем роста этого показателя до 2 млн человек в год.

Хасанби Шебзухов, заместитель генерального директора аэропорта Нальчик:
— На 2016 год у нас запланирована масштабная программа развития. Уже к 1 сентября будет открыт новый аэровокзальный комплекс, пропускная способность пассажиров увеличится в 8 раз. Здесь будет установлено новое современное быстродействующее досмотровое оборудование, значительно увеличена площадь и комфортабельность залов ожидания, оборудована суперсовременная комната оказания медицинской помощи, появятся отдельные зоны фитосанитарного контроля. Руководство аэропорта возлагает огромные надежды на значительное расширение международных связей. В следующем году пропускная способность международного терминала увеличится в три раза, будут созданы отдельные пункты пропуска для прилетающих и улетающих (сейчас досмотр осуществляется в реверсивном режиме). Это даст возможность вести переговоры с крупными мировыми авиакомпаниями, осуществляющими наиболее интересные международные авиарейсы, а также с инвесторами, которым аэропорт Нальчик интересен как важный транспортный хаб для работы на территории всего Юга России.

Молди Эдилов, заместитель генерального директора аэропорта Грозный:
— В начале декабря мы начали пристраивать к пассажирскому накопителю дополнительное помещение площадью 200 кв. м, которое существенно увеличит его вместимость и комфорт для ожидающих рейса людей. Это крайне важное преобразование, потому что все авиакомпании — и «Вайнах Авиа», и «Ютэйр», и Red Wings — летают на больших самолетах, и не всегда мы могли разместить здесь пассажиров достаточно качественно. Теперь же будут установлены удобные кресла и стойки для прессы, появится возможность подзарядить гаджеты перед дорогой, перекусить и выпить чашку кофе. Уже к новому году эти работы будут завершены, и с января мы введем объект в работу. Более существенные инвестиционные планы мы связываем со вторым этапом восстановления аэропорта, который предусматривает значительное расширение взлетно-посадочной полосы (с 2500 х 45 м до 3600 х 60 м), строительство новых зданий пожарной и технической служб, командно-диспетчерского пункта. Однако для этого необходимо включение Грозного в ФЦП по развитию аэропортов, что из-за нынешнего экономического положения в стране вызывает вопросы.

Лев Газзаев, генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Владикавказ»:
— В рамках инвестиционной программы на 2016-2018 годы мы планируем в следующем году осуществить реконструкцию противорадиационного укрытия в здании аэровокзала, а также провести некоторое переформатирование накопителя №2 (бизнес-зала), чтобы привести его в соответствие с международными стандартами. В частности, будет произведена перепланировка помещений, установлены санузлы, компактный бар. Эти меры должны существенно повысить качество обслуживания, безопасность пассажиров, что в конечном итоге положительно скажется на имидже не только нашего аэропорта, но и всей республики. Отмечу, что при вероятном отсутствии инвесторов рассчитывать нам приходится на собственные силы. В связи с этим реальное осуществление намеченных планов будет зависеть от полученных финансовых результатов.

Ваха Евлоев, генеральный директор ОАО «Аэропорт Магас им. С.С. Осканова»:
— В 2015 году в аэропорту Магас было обслужено 16 международных авиарейсов, в первую очередь по отправке паломников. В следующем году в жизни аэропорта начнется новый важный этап — предполагается, что он получит статус международного. С этой целью планируется строительство международного терминала, комфортабельной гостиницы для гостей республики. Также ожидается общий рост пассажиропотока за счет открытия двух новых направлений полетов — в Тюмень и Санкт-Петербург. Для повышения качества обслуживания и безопасности мы планируем приобрести новый перронный автобус для пассажиров, а также новые пожарные автомобили для службы ПАСОП. Согласно утвержденной инвестиционной программе предполагается также модернизация метеорологического оборудования КРАМС-4 на 20 млн рублей, покупка аварийно-спасательного автомобиля-вездехода, аэродромного багажного автомобиля, автовышки на базе «Газели», поливомоечной машины КМП.