В середине января президент России Владимир Путин провел в Кремле совещание, посвященное развитию внутреннего туризма. Участвовавший в нем министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов рассказал, что курорты СКФО уже на равных конкурируют с Сочи и другими популярными у соотечественников местами зимнего отдыха. Причем если в предыдущие годы выбор гостей региона определял экономический фактор, то сегодня преобладает фактор качества.

курорты Северного Кавказа.jpg

— Развитие туриндустрии входит в число приоритетов социально-экономической политики, которую мы реализуем на Северном Кавказе, и в рамках этой политики развитие туркластера СКФО — один из ключевых проектов. Статистика по туристам является, наверное, самым важным барометром правильности и эффективности вложения государственных денег и выбранных приоритетов. Очень отрадно, что в течение уже нескольких лет наши курорты («Эльбрус», работавший в советское время, «Архыз», вновь развивающийся, и «Ведучи», который планируется запустить в нынешнем году) показывают позитивную динамику. Причем измеряется она не процентами, а десятками процентов. В 2016 году прирост количества туристов по отношению к 2015-му составил на «Архызе» 46%, а на «Эльбрусе» — около 40%, несмотря на то, что у них есть очень сильный конкурент — Сочи. И если в предыдущие годы выбор гостей региона определяли экономические факторы, то сегодня он происходит уже с учетом качества. Статистика показывает, что с точки зрения качества горнолыжной инфраструктуры курорты Северного Кавказа становятся конкурентоспособными и имеют свои уникальные ниши. К примеру, в прошлом году на Эльбрусе мы запустили самый высокий канатный подъемник в Европе — 3847 метров, аналогов которому не существует. В Архызе — молодом курорте — формируется уже свой турист. При этом очень важно, что увеличивается количество людей, занимающихся горнолыжным спортом. Мы не перетягиваем туристов с других курортов, а именно формируем и укрепляем горнолыжную культуру. По имеющимся данным, в прошлом году более 50% отдыхавших в СКФО впервые встали на лыжи. Отдельно мы реализуем социальные программы: бесплатные уроки для школьников, бесплатные ски-пассы. Каждый год выбираем определенные возрастные категории, в минувшем году это были родившиеся в 2006-м. Очень важно, что несмотря на инфляционные процессы мы сохранили доступность северокавказских курортов. Не повысили стоимость ски-пассов, а даже усовершенствовали программу. У нас есть уникальный продукт — ски-пасс на весь сезон с общей стоимостью 15 тыс. рублей. В данный момент, правда, преобладают туристы, приезжающие в СКФО покататься на лыжах на один день: мест размещения здесь пока не слишком много, хотя заявок от резидентов туркластера уже достаточно. В итоге стоимость ски-пасса в день выходит по 500 рублей. Таких прецедентов не существует даже в международной практике. При этом не ухудшается экономика самого курорта, а за счет увеличения турпотока обороты растут.