Проект Каспийского транспортно-логистического кластера — в списке приоритетных для «Корпорации развития Северного Кавказа» и лично ее председателя совета директоров Одеса Байсултанова. Он уверен, что реализация концепции позволит создать условия для развития торгово-экономических связей, промышленного, агропромышленного и туристического потенциала субъектов РФ с государствами Каспийского региона и странами бассейна Индийского океана.

— Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне подразумевает серьезную модернизацию единственного в российской части Каспия незамерзающего Махачкалинского морского торгового порта, а также морских гаваней Астраханской области. Планируется также создание новых портовых мощностей. К слову, по итогам 2016 года загрузка Махачкалинского порта по наливным грузам составила 28%, порта Астрахань — 25%, порта Оля — 4,5%. Между тем, благодаря включению в систему международного транспортного коридора север — юг будут обеспечены условия для развития торгово-экономических связей субъектов РФ с государствами Каспийского региона и странами бассейна Индийского океана. В результате наши порты на Каспии в составе единого кластера смогут увеличить круглогодичный транзит и после модернизации работать более эффективно. Это означает рост производственных показателей и перечислений в региональные бюджеты, а также появление новых рабочих мест. В портах Астрахани и Махачкалы в перспективе рассматривается строительство пассажирских терминалов с пунктами пропуска в целях развития внутреннего и международного круизного туризма на Каспии. В Астрахани также предполагается развитие портовой деятельности с использованием судов класса река — море и судостроения, в Махачкале — сохранение и развитие перевалки нефти. В порту Оля могут появиться контейнерный терминал для обслуживания грузопотока на базе малотоннажных судов и терминал навалочных грузов в случае перспективного грузооборота по коксующемуся углю малотоннажных судов. 

Каспийское море.jpg

Сильный толчок в развитии способна получить туристическая отрасль в Дагестане (точкой притяжения мирового туриста здесь просто обязан стать древнейший Дербент) и СКФО в целом. Северный Кавказ с его богатой историей, невероятно красивой природой и уникальными лечебными ресурсами должен быть открыт большему числу гостей. Планируется строительство трех пассажирских вокзалов и пунктов пропуска в портах Махачкалы, Дербента и Астрахани. В Дербенте предусмотрено создание нового пассажирского причала. В целом проект сыграет важную роль в развитии экономики Юга России благодаря формированию устойчивых рынков сбыта. Рассматривается формирование агропромышленных и промышленных кластеров, что окажет значительное влияние на реализацию экспортного потенциала Каспийского региона. Среди перспективных направлений — глубокая переработка зерна, обработка сельхозпродукции, в том числе халяльной, производство нефтехимии, композитных материалов, рыбоводство.