На Северном Кавказе идет создание индустриальных и технологических парков — современного формата промышленности, основанного на разделении производственных и сервисных функций. В «тяжелой» промышленности заметно впереди Ставропольский край. В национальных республиках на базе высокотехнологичных предприятий, основанных еще в советскую эпоху, формируются технопарки и кластеры.

С чистого листа
В определенном смысле Северный Кавказ находится в выигрышном положении в сравнении со старопромышленными регионами России, где зачастую более актуально не создание новых форматов промышленности, а модернизация старых, с их тысячами работников и годами копившимися проблемами. Как известно, иногда проще построить новый дом, чем ремонтировать старый, и эта старая истина вполне напоминает ситуацию на Кавказе, где в девяностых произошла настоящая деиндустриализация. Лишь отдельным крупным заводам, таким как «Электроцинк» в Северной Осетии, «Кавказкабель», «Налкат» и «Гидрометаллург» в Кабардино-Балкарии, «Кавказ-цемент» в Карачаево-Черкесии удалось успешно вписаться в рыночную экономику, зачастую благодаря вхождению в структуру федеральных холдингов.
Сейчас СКФО, население которого составляет 6,5% от населения России, занимает последнее место по доле округа в ВВП страны — всего 2,1%. А если брать промышленное производство, то более половины его (55,6%) приходится на Ставропольский край (который, надо сказать, никогда не воспринимался как индустриальный регион, несмотря на наличие таких гигантов, как «Невинномысский азот»). Иными словами, промышленность на Кавказе в значительном числе случаев придется создавать с чистого листа — но зато сразу в новых форматах.
Сегодня, два года спустя после образования СКФО, можно, пожалуй, без особых сомнений утверждать, что новая индустриализация на Северном Кавказе началась, хотя еще несколько лет назад этот тренд был далеко не очевиден — в качестве ключевых драйверов экономики региона предсказуемо назывались туризм и сельское хозяйство. Однако развитие промышленности в качестве ключевого приоритета для нового федерального округа было записано в его комплексной стратегии, и первые результаты пришли быстро. В 2010-2011 годах были заявлены такие крупные индустриальные проекты, как автомобильный кластер «Интралл» в Ставропольском крае стоимостью 675 млн долларов или завод чистых полимеров «Этана» в Кабардино-Балкарии (15,7 млрд рублей), не считая значительного числа более мелких производств.
Из 20 инвестпроектов СКФО, которым в прошлом году были предоставлены госгарантии российского правительства в размере до 70% заемных средств, 11 — это промышленность, причем в ряде случаев проекты изначально заявлены в формате кластеров или в рамках создаваемых индустриальных парков. Например, в Ингушетии местная компания «Ин Ариа» будет создавать кластер инновационных строительных материалов, в Ставропольском крае фармпредприятие «Эском» будет развивать свою производственную базу в рамках формируемого в регионе фармкластера, а компания «СтавСталь» — строить мини-металлургический завод на площадке Невинномысского индустриального парка.

Оболочка для резидента
В современном мире главное требование к промышленности — это мобильность и гибкость. В идеале промышленное предприятие должно выполнять только функции по производству своей непосредственной продукции, а остальные, непрофильные задачи можно поручать сторонним организациям, то есть сдавать на аутсорсинг. Кроме того, далеко не каждый промышленник готов тянуть к своему предприятию коммуникации или прокладывать на его территории дороги — сегодня инвесторы принципиально идут туда, где эти проблемы уже за них решили. Соединяя площадку с готовой инфраструктурой и большим набором услуг, мы получаем индустриальный парк — вместилище новой промышленности. Сам парк — это просто оболочка, его администрация может вообще ничего не производить на своей территории, а лишь предоставлять услуги для резидентов — поэтому индустриальные парки можно назвать как раз явлением постиндустриальной экономики, или экономики услуг.
«Условно говоря, если производитель делает кофе, он должен делать кофе и не должен закупать оборудование по уборке своей территории, нанимать главного инженера для обслуживания подстанции и так далее, поскольку это бизнес индустриального парка, который на постоянной основе выполняет все эти функции. Иными словами, индустриальный парк — это долгосрочный бизнес по обеспечению всего производственного процесса», — резюмирует исполнительный директор Ассоциации индустриальных парков России Денис Журавский.
Тем не менее, отмечает управляющий партнер инвестиционно-консалтинговой компании «ФОК» Моисей Фурщик, в отношении индустриальных парков сегодня нет единого понимания и устоявшейся терминологии, зачастую к индустриальным паркам относят разные объекты: — от технопарков до логистических терминалов и особых экономических зон. Если брать строгое определение Ассоциации индустриальных парков, то такие структуры на Северном Кавказе сейчас есть только на Ставрополье. Если же понимать процесс широко, как в том числе создание площадок, ориентированных на выращивание новых бизнесов и развитие инноваций, то в этот процесс уже включились и национальные республики.

Пионерское Ставрополье
Пионером «парковой» индустриализации Северного Кавказа предсказуемо выступил Ставропольский край, где еще в декабре 2009 года был принят региональный закон «О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках». Это был один из первых законодательных документов субъектов федерации, где фигурирует само понятие «индустриальный парк» и определяются общие условия создания подобных образований.
На сегодняшний день на Ставрополье уже создано 11 индустриальных парков и один туристско-рекреационный — по замыслу руководства края, такие образования в перспективе должны появиться в каждом муниципальном образовании. Управляющая компания инвестиционного и инновационного развития Ставропольского края — государственное унитарное предприятие, работающее над проектами индустриальных парков в регионе, сегодня является единственным на Северном Кавказе членом Ассоциации индустриальных парков России. У этой организации весьма жесткие критерии отличия настоящих индустриальных парков от инвестплощадок с вывеской «индустриальный парк», которые таковыми на деле не являются, так что сам факт членства Ставрополья в ассоциации уже является признанием заслуг региона.
В качестве полигона для «опытного образца» индустриального парка по-ставропольски выступил Невинномысск — промышленная столица края, если не всего Северо-Кавказского округа. С точки зрения доступности коммуникаций и инфраструктуры — жизненно важного элемента индустриального парка — Невинномысск был практически идеальным вариантом для пилотного проекта. Город расположен прямо на федеральной трассе «Кавказ» в непосредственной близости от крупного поставщика электроэнергии — Невинномысской ГРЭС и реки Кубань, а сложившийся здесь индустриальный «куст» позволяет рассчитывать на то, что эффект кластеризации, то есть формирования хозяйственных связей между близко расположенными предприятиями, при появлении новых производств быстро себя проявит.
За короткий срок резидентами первой очереди (площадь — 200 га) индустриального парка в Не-винномысске уже стали 9 компаний, реализующих инвестпроекты на общую сумму порядка 4,3 млрд рублей. Крупнейшим из них является строительство завода по производству полимерных биоцидов компании «Технопром» стоимостью 73,1 млн евро (примерно 3 млрд рублей). Остальные проекты: заметно меньше по стоимости, но обращает на себя внимание их разноплановость: резиденты парка будут выпускать стеновые панели, энергосберегающие лампы, вентиляционные системы, металлоизделия, строительные материалы, обработанную шерсть, добавки в асфальтобетон и другую продукцию. Особняком стоит завод «СтавСталь» — проект стоимостью 4,7 млрд рублей. Предприятие будет выпускать арматуру, которая однозначно станет востребована на разворачивающихся на Северном Кавказе крупных стройках; первая очередь «СтавСтали» должна быть запущена весной этого года. В статусе потенциальных резидентов парка — еще два крупных проекта: комплексная переработка отходов стоимостью 993 млн рублей и завод по комплексной переработке вискозного, полиэфирного и хлопкового волокна стоимостью 2,2 млрд рублей.
Пакет налоговых преференций для резидентов парка включает снижение налога на прибыль на 4,5%, освобождение от налога на имущество организаций, освобождение от земельного налога на 20 лет. Кроме того, инвестор имеет возможность платить символическую сумму за аренду земли (0,02 % от кадастровой стоимости, или 3 300 рублей за 1 га в год), а земельные участки предоставляются без проведения торгов; время оформления документов на землю составляет 45 дней. Мэр Невинномысска Константин Храмов признается, что ему поступали предложения передать вторую очередь парка площадью 500 гектаров в руки одного инвестора — слишком уж привлекательные условия для резидентов были созданы. Однако было принято принципиальное решение, что инвесторов будет много. До 2020 года Невинномысский парк рассчитывает привлечь порядка 15 млрд рублей инвестиций, при этом будет создано примерно 2,5 тысячи рабочих мест.
Из остальных уже созданных на Ставрополье индустриальных парков следует прежде всего назвать площадку в городе Буденновск, рядом с местным химическим гигантом «Ставролен», принадлежащим концерну ЛУКОЙЛ. Сегодня на территории этого парка компанией «ЛУКОЙЛ-Ставропольэнерго» заявлен один из крупнейших в крае инвестпроектов — строительство ТЭС для «Ставролена» стоимостью 7,7 млрд рублей. Вторым резидентом Буденновского парка выступила компания «Полипропилен», создающая производство полипропиленовых труб и фасовочных бумажных мешков стоимостью 463,5 млн рублей.

Отдельный акцент индустриальных парков Ставропольского края — инновационные производства. Сегодня регион целенаправленно позиционирует себя как одну из новых точек роста в этой сфере на юге России. К инновационным предприятиям-резидентам индустриальных парков можно отнести такие проекты, как строительство завода по комплексной переработке топинамбура и производству инулина и пектина компании «Георгиевская» в Георгиевском индустриальном парке (i,6 млрд рублей), завод по глубокой переработки кукурузы ООО «Мелас» в Новоалександровском промпарке (более 2 млрд рублей), завод по производству модификатора асфальтобетонных смесей компании «Унирем» в Невинномысском парке (320 млн рублей). Последний проект осуществляется с участием госкорпорации «Роснанотех».
Наконец, уникальный проект строительства солнечной электростанции в формате индустриального парка заявлен в Кисловодске ставропольской компанией «Сфинкс-9» при поддержке созданной «Роснано» и группой «Ренова» компании «Хевел», которая строит в Чувашии крупнейшее в Европе производство тонкопленочных солнечных модулей. Стоимость проекта — 5,5 млрд рублей, и в случае его реализации в ближайшие пару лет это с большой вероятностью будет первая в России солнечная электростанция, дающая промышленные объемы энергии.
Вместе с тем идея создания в каждом районе края хотя бы по одному индустриальному парку вызывает у ряда аналитиков скептическое отношение. «Не думаю, что критерий «в каждый район по индустриальному парку» является оптимальным, — говорит Моисей Фурщик. — Избыток конкурирующих площадок создает угрозу распыления инвестиционных ресурсов с появлением «недостроев», а также снижает эффективность инфраструктурных вложений, если не удастся привлечь достаточное число резидентов. Конечно, практически каждый район обладает тем или иным потенциалом для развития промышленного производства — вопрос в обоснованности масштаба и ресурсных или инфраструктурных ограничениях территорий». По мнению эксперта, при выборе площадок для индустриальных парков необходимо ориентироваться на основные оси расселения в регионе и СевероКавказском округе в целом, остроту проблем занятости, учитывать логистические связи, уровень развития базовой инфраструктуры, возможность формирования уникальной специализации. Вместе с тем, признает Моисей Фурщик, наличие множества площадок на выбор дает инвесторам большую свободу и повышает инвестиционную привлекательность региона в целом, поэтому на данный момент политика количественного увеличения числа индустриальных парков выглядит в значительной мере оправданной.

Поле притяжения
В национальных республиках СКФО индустриальных парков в том виде, в каком они уже созданы на Ставрополье, пока нет. Однако здесь идет работа по формированию технопарков и высокотехнологичных кластеров — структур, отчасти родственных промпаркам. Базой для них чаще всего выступают сохранившиеся еще с советских времен оборонные производства, которых на Северном Кавказе было создано немало (например, сейчас уже мало кто помнит, что Нальчик был «закрытым» городом). В Кабардино-Балкарии это предприятие «Телемеханика», входящее в госкорпорацию «Ростехнологии», в Северной Осетии — владикавказский технологический центр «Баспик», в Дагестане — избербашский радиозавод имени Плешакова.
Процесс формирования технопарков вокруг этих предприятий — это в целом сюжет о том, насколько принципиальной для Северного Кавказа является господдержка местных экономических инициатив. Самая показательная история произошла с «Баспиком» — одним из мировых лидеров в области разработок и производства микроканальных пластин, применяемых в первую очередь в приборах ночного видения. В 2008 году компания самостоятельно, без бюджетной поддержки, инициировала в Северной Осетии программу развития фотонаномикроэлектроники «Старт», ориентированную на создание кластера высокотехнологичных производств вокруг самого «Баспика» и владикавказского завода «Гран». На кисловодской партийной конференции «Единой России», посвященной стратегии развития СКФО (июль 2010 года), «Баспик» оказался проектом, номинированным от Северной Осетии на получение упомянутых выше правительственных гарантий по заемным средствам. Тогда же Владимир Путин поручил главе банка ВТБ Андрею Костину рассмотреть возможности кредитной поддержки компании — цена вопроса составляла 700 млн рублей. Однако когда механизм предоставления гарантий был проработан и началась оценка проектов, оказалось, что банки не готовы кредитовать «Баспик» из-за недостаточной залоговой базы, а уникальные интеллектуальные ресурсы предприятия таковой не сочли.

Платформа для идей
Избербашскому заводу имени Плешакова, выпускающему радиолокационные системы — одному из последних построенных в СССР крупных оборонных предприятий — с господдержкой повезло больше. Завод, наряду с рядом других высокотехнологичных предприятий, входит в группу компаний «Кредо», основанную местным бизнесменом Муртузали Меджидовым, чей сын Мухтар Меджидов является вице-премьером правительства Дагестана. Для Северного Кавказа такие бизнес-чиновничьи комбинации в порядке вещей, но видеть в них только потенциально коррупционные схемы было бы неверно — нередко соседство политики и бизнеса дает положительный эффект для экономики региона. В случае с бизнесом семьи Меджидовых это выразилось в создании первого в республике IT-парка на базе компании «Русская радиоэлектроника» — «дочки» завода имени Плешакова.
Гордость компании — уникальные системы автоматизированного проектирования (САПР) компании Agilent Technology — дочерней структуры Hewlett & Packard. «Таких САПРов, как у нас, сегодня нет в российских НИИ, это уникальные вещи», — констатирует гендиректор «Русской радиоэлектроники» Александр Иванченко.
Проект IT-парка под рабочим названием «Идея-серия» был заявлен компанией еще в конце 2010 года. Стоимость проекта была оценена в 1,28 млрд рублей, вложения «Русской Радиоэлектроники», в том числе в оборудование и программное обеспечение, на тот момент составили около 400 млн рублей. По замыслу инициаторов проекта, технопарк будет не только площадкой для выращивания новых бизнесов и появления новых рабочих мест, но и научно-исследовательской структурой, работающей на такие организации, как Роскосмос, Ростехнологии, Роснано, а также с иностранными заказчиками. «Основой IT-парка будет инновационное производство, но мы будем развивать не только радиоэлектронику, а будем делать науку завтрашнего дня. IT-парк создаст платформу для взращивания проектов — от идеи до серии, это предпосевной и посевной период. Далее мы сможем принимать решения, по какой программе господдержки направить тот или иной проект, на каких предприятиях и в каких отраслях лучше применить ту или иную разработку», — поясняет Александр Иванченко.
Наконец, нальчикский технопарк «Телемеханика» — это пример того, как небольшое предприятие смогло найти свою рыночную нишу и организовать вокруг себя поле притяжения для частных инвесторов и их проектов.
«Телемеханика» по своему происхождению является советским предприятием, основанным еще в 1959 году и являвшимся головным производством средств управления дорожным движением в СССР. Сегодня основную продукцию «Телемеханики» — плоские желтые светофоры с таймерами — невозможно не заметить, приехав в Нальчик, это своего рода бренд столицы Кабардино-Балкарии. А за ее пределы светофоры необычной для России конструкции компания поставляет в близлежащие регионы СКФО, а также в Сочи, Архангельск, Новгород, Тулу, Калугу, Подмосковье, Москву. Основной заказчик продукции — государственные и муниципальные структуры.
В конце 2009 года технопарк «Телемеханика» выступил инициатором регионального закона «О технопарках» (аналогичные документы также есть в Дагестане и Северной Осетии). В рамках Закона «О Технопарках в КБР» предприятие планирует получить официальную аккредитацию в Правительстве КБР. Это позволит получить резидентам технопарка небольшие льготы при старте их проектов В настоящий момент в этом парке насчитывается 14 резидентов — 10 компаний из Нальчика, одна из Москвы и три — из Китая. Среди ключевых направлений деятельности — обслуживание организаций по автоматизации бухучета и делопроизводства, производство компьютерной техники, композитных материалов, биологически активных добавок, труб нового поколения, роботостроение и робототехника и др.
В конце 2010 года, когда из Кабардино-Балкарии чуть ли не ежедневно поступали новости о взрывах и убийствах, на базе технопарка «Телемеханика» был проведен первый северокавказский инновационный форум, который в следующем году собрал порядка 50 инновационно-научных организаций из регионов СКФО. В отличие от многих мероприятий, где инновации обсуждают в сугубо теоретическом ключе, этот форум сразу стал приносить реальные соглашения. В 2010 году по итогам форума был начат проект по сборке моноблоков в Китае (стоимость 2 млн долларов) и строительству завода металлопластиковых труб ООО «Теплосервис» (стоимость 50 млн рублей). А в прошлом году между венчурной компанией-резидентом технопарка «Передовые технологии» и немецкой консалтинговой компаний RD Finanzconsult und Wirtschaftsberatungs GmbH было подписано генеральное соглашение о сотрудничестве с целью привлечения инвестиций для развития Нальчикского завода композитных материалов.