Малые формы хозяйствования играют важную роль не только как производители сельхозпродукции, но и как залог сохранения сельского образа жизни и российского села. Президент АККОР Владимир Плотников уверен, что их социально-экономический потенциал помогут раскрыть сельскохозяйственная кооперация и системный подход к государственной поддержке и законодательному регулированию.

Владимир Плотников.jpg
 

Всероссийская сельскохозяйственная перепись показала, что за последние 10 лет поголовье специализированного скота в КФХ увеличилось в 8 раз, производство молока в секторе КФХ растет на 10-12% в год. Доминируют фермеры и в производстве овощей. Чем вы можете объяснить их успехи?
Если перечислять успехи российских фермеров, то стоит сказать не только о молоке и мясе. За последние 10 лет крестьянско-фермерские хозяйства страны нарастили посевные площади с 12 млн до 22 млн га, ежегодно прибавляя в среднем по 1 млн га. Поголовье коров у фермеров выросло за эти годы в три раза и достигло 1,167 млн, птицы — в 3,6 раза. Поголовье овец и коз увеличилось в 2,1 раза — почти до 10 млн. Это более чем вдвое превышает поголовье овец и коз в сельхозорганизациях.
По сути, основную долю в приросте сельхозпродукции и практически весь прирост пахотных земель обеспечивают именно фермеры. Большого секрета в их успехах нет: КФХ реализуют свой потенциал. Малые предприятия быстрее реагируют на рыночную конъюнктуру, управленческие решения в них принимаются тоже быстрее, современная техника стала доступнее для фермеров благодаря программам Росагролизинга. Я уверен, что потенциал КФХ выше нынешних показателей, только его надо раскрыть.

Как это сделать?
Главное условие — обеспечить доступ фермерам ко всем видам государственной поддержки, направляемой на развитие сельского хозяйства. Объективный анализ показывает, что у КФХ — самая высокая отдача на каждый вложенный рубль. Две программы — поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм — получают самые высокие оценки и аграрных экспертов, и самих фермеров.
Есть реальный рост производства, есть высокая эффективность. Но на эти программы выделяется столько средств, сколько на один-два крупных животноводческих комплекса. Причем финансирование данных программ фактически сокращается, а число законных претендентов на поддержку по ним растет. Ситуацию надо решительно менять и обеспечить фермерам доступ ко всем видам поддержки.

Решение некоторых важных проблем не нуждается в дополнительном финансировании — достаточно более эффективно использовать выделяемые ресурсы.
Совершенно верно. Прежде всего это кредитование. Согласно переписи, только один из десяти (10,7%) фермеров может взять кредит. Льготные кредиты получили в нынешнем году всего 2,5% фермеров. И не потому, что не хотят, а потому что не имеют возможности: банкам выгоднее работать с крупными заемщиками, существенно сокращается их филиальная сеть в сельских районах.
По объемам кредитования малых форм хозяйствования сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы находятся на третьем месте после Россельхозбанка и Сбербанка, но для них нет вообще никакой поддержки. Нужно предусмотреть выдачу льготных займов кредитными кооперативами по аналогии с льготным кредитованием банков.

При всех ее плюсах сельхозкооперация пока не стала локомотивом развития села. По вашему мнению, что необходимо изменить в нынешней аграрной политике государства и законах, чтобы крестьяне активнее объединялись в кооперативы?
16-17 ноября в Москве прошел Всероссийский съезд сельскохозяйственных кооперативов. Он внес в Федеральное собрание предложение о поправке в статью 50 Гражданского кодекса, которая дает возможность распределять прибыль между членами сельхозкооператива. Сейчас такого права они не имеют, что нарушает основной принцип кооперации. На сегодня 22 субъекта уже приняли региональные законы о развитии сельхозкооперации, и нам необходимо на федеральном уровне урегулировать законодательство.
Денег на всех и сразу, конечно, не хватает, но поддержку кооперативов надо увеличивать, поскольку их развитие оказывает системное и очень благотворное влияние на российское село. Во-первых, кооперация выведет из тени товарные ЛПХ, которых в стране свыше 2 млн. Во-вторых, повысит доходы сельских жителей — без этого не остановить отток населения, и прежде всего молодежи, из села. В-третьих, увеличит поступления в местные бюджеты, помогая социальному развитию сельских территорий.

В нынешнем году в России создано 740 сельхозкооперативов, к концу декабря их число вырастет до 800. Всего в стране, по данным ФСН, 8626 СПК и СпоК, а доля в агробизнесе — около 1%. Согласитесь, это очень мало по сравнению со странами ЕС, где доля кооперативов — 50-80%.
Соглашусь. Между тем кооперация важна не только для сельского хозяйства. Она — мощнейший ресурс развития экономики страны, объединения людей, интеграции малого и крупного бизнеса. Нам надо увеличить грантовую поддержку кооперативов в два-три раза, а лучше — в пять раз, чтобы процесс объединения крестьян шел быстрее.
Механизм распределения грантов уже выработан и зарекомендовал себя положительно. Увеличение поддержки кооперативов станет стимулом для объединения в них индивидуальных предпринимателей, КФХ, личных подсобных хозяйств. Нужно, чтобы и средства господдержки предприятиям малых форм шли через кооперативы. Это будет сигналом всем сельхозтоваропроизводителям к консолидации и обеспечит комфортные условия выхода из тени товарных ЛПХ. Они смогут перейти в статус семейных ферм, КФХ, зарегистрироваться и платить налоги по упрощенной патентной схеме. 

Досье
Владимир Плотников. Родился в 1961 г. в Волгоградской области. В 1984 г. окончил Волгоградский сельскохозяйственный институт, в 1997 г. — Дипломатическую академию МИД России. Кандидат сельскохозяйственных и доктор экономических наук. В 1984-1993 гг. — агроном, семеновод, главный агроном коллективного хозяйства в Волгоградской области. Депутат Государственной думы I-IV созывов. В 2005 г. избран президентом Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). В 2009-2014 гг. — член Совета Федерации. В сентябре 2016 г. избран депутатом Госдумы VII созыва, заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам.