Бизнес-план и регистрацию российско-французского СП планируется завершить до конца 2017 года. 2018-й будет посвящен созданию учебного центра, а в 2019-м начнется организация сборки узлов канатных дорог с переходом к локализации производства. Налог на прибыль, выплаченный предприятием в бюджет РФ с 2018-го по 2028 год, составит от 212 млн до 1,073 млрд рублей в зависимости от выбранного сценария.

 проект «Российские канатные дороги» 

В три этапа
В конце октября АО «Курорты Северного Кавказа», АО «Корпорация развития Северного Кавказа» и французская компания POMA S.A.S. подписали соглашение о сотрудничестве при создании совместного предприятия по производству и строительству канатных дорог для горнолыжных курортов. Ключевую роль в этом масштабном проекте призваны сыграть французы — одни из мировых лидеров на рынке разработки, поставки, изготовления, эксплуатации и обслуживания канатных транспортных систем. Начиная с 1936 года с применением их технологии и оборудования построено более 8 тыс. канатных дорог. Последние несколько лет POMA активно взаимодействует с курортами Северо-Кавказского туристического кластера: ВТРК «Архыз», ВТРК «Эльбрус» и ВТРК «Ведучи».
«Подписанное соглашение — важный шаг на пути нового комплексного подхода к развитию горнолыжной индустрии в России. В марте текущего года, после посещения «Архыза», председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев поручил разработать механизмы импортозамещения оборудования для горнолыжных комплексов. Мы благодарим наших партнеров за готовность пройти этот путь вместе», — заявил министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов.
«Наша компания хорошо знакома с механизмами взаимодействия с государством на примере совместного предприятия в Алжире, работающего в режиме долгосрочных обязательств и безопасной эксплуатации уже три года. Я буду очень рад увидеть вскоре на новых канатных дорогах знак «Сделано в России», — подчеркнул президент совета директоров POMA S.A.S. Жан Сушаль.
Проект планируется реализовать в три этапа. На первом этапе будет открыт учебный центр, специализирующийся на обучении сотрудников в области проектирования, строительства, эксплуатации и технического обслуживания канатных дорог. На втором этапе предполагается организация мощностей для сборки поставляемых компанией POMA S.A.S. компонентов канатных транспортных систем. Создание локализованного сборочного производства станет конечной целью. Это позволит обслуживать потребности всесезонных туристско-рекреационных комплексов на Северном Кавказе, а также экспортировать продукцию за пределы России.

проект «Российские канатные дороги».jpg

Один раз увидеть
В начале ноября делегация Минкавказа, АО «Корпорация развития Северного Кавказа» и АО «Курорты Северного Кавказа» посетила Францию, где познакомилась с производством горнолыжного оборудования на новом заводе POMA S.A.S. — восемнадцатом по счету.
«В одном месте собрана цепочка производств крупных элементов станций и опор. Многие технологии, применяемые здесь, могут быть внедрены в работу российского завода, так как используются для достижения высокой результативности», — пояснил производственный директор предприятия Франки Тамизье.
Также гости побывали на заводе компании Sigma — предприятия, входящего в холдинг HTI совместно с POMA S.A.S. и отвечающего за создание кабин гондольных канатных дорог. Сейчас в числе заказов здесь выполняется сборка кабин для подъемников на северо-ориентированный склон ВТРК «Архыз». Могут строиться и кабины для редчайших канатных дорог типа 3S с перспективой поставок в рамках СП «Российские канатные дороги» на горнолыжные курорты нашей страны, в том числе на ВТРК «Ведучи».
«Мы выпускаем около 2 тыс. кабин в год, которые идут на создание 50-80 канатных дорог за тот же период. Кабинами нашего производства пользуются гости горнолыжных курортов всего мира», — сообщил генеральный менеджер завода Sigma Яник Моро.
А в зоне катания «Три долины», объединяющей около 600 км горнолыжных трасс, инженерные специалисты POMA S.A.S. представили новые технические решения канатной дороги, которая будет запущена в эксплуатацию в горнолыжном сезоне 2017/2018. Подъемник длиной 2400 м построен за полгода и оснащен прямым приводом мощностью около 800 кВт, не требующим редуктора.
«Редуктор — дополнительная деталь, обладающая трением. Соответственно, в его отсутствие у привода выше надежность, он менее шумный, двигатель потребляет меньше энергии и поэтому является экологичным», — проинформировал директор по технологиям, член совета директоров POMA S.A.S. Жан-Поль Юар.
По итогам поездки первый заместитель главы Минкавказа, председатель совета директоров АО «Корпорация развития Северного Кавказа» Одес Байсултанов утвердился во мнении, что значительный процент (до 70-80%) производства канатных дорог можно локализовать на территории России, на Северном Кавказе. «Считаю, наша страна располагает достаточным количеством инженерно-технических специалистов, которые способны при участии французских коллег, особенно на первом этапе, быстро освоить нужные квалификации и начать их применять», — поделился он.

проект «Российские канатные дороги»

Процесс пошел
В конце ноября в Москве состоялось первое заседание рабочей группы АО «Курорты Северного Кавказа», АО «Корпорация развития Северного Кавказа» и компании POMA S.A.S., посвященное созданию совместного предприятия «Российские канатные дороги». Его участники обсудили перечень компонентов, выпуск которых можно в сжатые сроки начать на территории РФ.
«В дальнейшем список может расширяться: с одной стороны, когда мы обеспечим рентабельность локального производства за счет роста числа заказов, с другой — по мере выстраивания системы качественных субпоставщиков в России, которые гарантируют точное соблюдение технологических стандартов для критических объектов оборудования, влияющих на безопасность эксплуатации канатных дорог», — объяснил Жан-Поль Юар.
Позднее представители АО «Курорты Северного Кавказа», АО «Корпорация развития Северного Каказа», POMA S.A.S. побывали на ведущих заводах Чечни, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Ставропольского края с тем, чтобы оценить производственные мощности СКФО и определить наиболее перспективные площадки для создания локального предприятия.
«Наша задача — проработать эффективную модель распределения производства по региональным мощностям, возможно, выбрав одно предприятие в качестве базового завода. При этом важно обеспечить единое и высокое качество выпускаемой продукции», — подчеркнул заместитель генерального директора АО «Курорты Северного Кавказа» Рустам Тапаев.