«А занимаясь туризмом в масштабах страны, мы понимаем, что развитие отрасли немыслимо без кавказских проектов, — добавил он. — Поэтому в правительстве этот вопрос находится на двойном контроле. Мы стараемся концентрировать в СКФО все самые эффективные решения в турсфере».

Все, что нужно для круглогодичного отдыха

— В последние годы регионы Северного Кавказа многое сделали для улучшения своего туристического имиджа. Жители России, путешествуя по стране, все чаще выбирают именно Кавказ — он стал абсолютным лидером по темпам роста туризма. При этом потенциал СКФО гораздо больше: мы оцениваем его в 5 млн гостей к 2030 году с двухкратным ростом.

Округ уникален тем, что свои точки притяжения имеются в каждом регионе и в каждом сезоне. Это мотивирует возвращаться на Кавказ снова и снова. Здесь есть все, что нужно для круглогодичного отдыха: и горы, и море, и каньоны, и целебные источники, и история, и архитектура, и кухня.

Высокая планка горнолыжных курортов

— Точкой роста стали горнолыжные курорты. В прошлом году в СКФО продано 2,5 млн ски-пассов — в 2,5 раза больше, чем в доковидном 2019 году. С 2020 года корпорация «Кавказ.РФ» вложила в развитие курортов «Архыз», «Эльбрус», «Ведучи», «Мамисон» 30 млрд рублей. Построены 17 крупных объектов горнолыжной и инженерной инфраструктуры, канатные дороги, трассы, энергосети, автомобильные дороги. К 2030 году удвоим протяженность трасс и в 2,5 раза увеличим число подъемников.

На примере «Архыза» апробируем новую модель развития, когда государство создает базовую инфраструктуру, выводит курортно-операционную рентабельность и затем на открытом, прозрачном конкурсе привлекает стратегического инвестора. При этом государство компенсирует свои вложения и возлагает обязательства по дальнейшему развитию курорта уже на инвестора.

По «Архызу» такой конкурс проведен. По его результатам инвестор не только заплатит в федеральный бюджет более 35 млрд рублей, из которых 6 млрд уже перечислено, но и к 2030 году в два раза увеличит протяженность трасс, в 2,5 раза нарастит номерной фонд и число посадочных мест в ресторанах.

лыжники в Архызе.jpg

Модернизировать санаторно-курортный комплекс

— Такой принцип привлечения частных инвестиций предлагаем применять и для развития других направлений туризма, например для санаторно-курортного. С одной стороны, уникальность бальнеологических курортов Кавказа обеспечивает постоянно растущий турпоток и достаточно высокую среднегодовую загрузку номерного фонда. С другой стороны, в Кавминводах из 124 санаториев 40% нуждаются в реконструкции. Они принадлежат, как правило, федеральным ведомствам и профсоюзам.

По оценке Ставропольского края, чтобы привести эти объекты в порядок, потребуется 50 млрд рублей, но, на наш взгляд, реальная потребность в разы больше. У бюджета такой возможности нет, зато есть интерес частных инвесторов, есть сформированный турпоток, готовая инфраструктура с развитой медицинской базой и опытными специалистами.

В связи с этим предлагаем сформировать итоговый перечень федеральных санаториев, которые можно передать в частные руки в качестве пилотных проектов и закрепить в статусе операторов наши институты развития, которые будут работать с инвесторами. Разумеется, привлечение инвесторов должно быть максимально прозрачно и исключительно на открытых конкурсах. Вырученные средства пойдут на поддержку других объектов санаторно-курортной инфраструктуры, которым будет сложно подыскать инвесторов.

отдых на Каспийском побережье Дагестана.jpg

Раскрыть потенциал пляжного туризма

— Большой нераскрытый потенциал у пляжного туризма. Вместе с Дагестаном мы разработали концепцию Каспийского прибрежного кластера. Предлагаем создавать его этапами: начать с северной части Дербентского района — там есть земельные участки на единой территории в 200 га. Сейчас делаем мастер-план морского курорта — проект готов и уже проходит формальные процедуры. Он будет включать более 100 объектов: гостиницы почти на 5 тыс. номеров, спортивные и развлекательные комплексы, гавани.

Кавказ.РФ вложит 10 млрд рублей в инженерную инфраструктуру курорта. Регион совместно с корпорацией обязуется подвести к нему газ и электричество, улучшить транспортную доступность. Интерес со стороны инвесторов есть. Проектные работы по инженерной инфраструктуре начнутся нынешней осенью, строительство объектов — в следующем году.

Обеспечить современную транспортную инфраструктуру

— Туризм невозможен без современной транспортной инфраструктуры. Кавказ.РФ принял участие в финансировании развития двух терминалов аэропортов: во Владикавказе, который сдан в прошлом году, и в Ставрополе, который будет введен в следующем году.

В Грозном коллеги из Минтранса строят аэродромный, аэровокзальный комплекс. В Махачкале скоро начнется реконструкция второй взлетно-посадочной полосы. При этом Карачаево-Черкесия — единственный регион СКФО, где нет своего аэропорта. Прорабатываем вопрос его создания вместе с субъектом. Это может серьезно увеличить загрузку и «Домбая», и «Архыза».

Важные объекты — автомобильные обходы Дербента, Махачкалы и Хасавюрта. Здесь требуется решение об ускоренном финансировании строительства.

Еще один стратегический проект — дорога Архыз — Красная Поляна. Она принципиально улучшит транспортную доступность не только курортов Краснодарского края и Карачаево-Черкесии, но и свяжет между собой черноморский и кавминводовский кластеры, соответственно, улучшит загрузку и экономику проектов.

Нарастить номерной фонд

— Ключевое ограничение для туризма на Северном Кавказе — нехватка номерного фонда. Предлагаем решить вопрос прежде всего за счет создания модульных гостиниц. По итогам конкурса в этом году поддержано 33 проекта на 730 номеров в пяти регионах СКФО. А благодаря распределению дополнительных 11 млрд рублей, выделенных решением президента, мы сможем поддержать еще 100 проектов на 1700 номеров, и модульные гостиницы появятся во всех субъектах округа.

Наращиваем номерной фонд также за счет льготного кредитования на строительство крупных отелей трех, четырех, пяти «звезд». Поддержаны пять проектов в Ставропольском крае и Карачаево-Черкесии на 1,5 тыс. номеров. В августе планируем объявить новый этап программы. 

 |