2019-й, Год театра, был насыщен событиями, объединяющими театралов и зрителей по всей стране. Одним из таких мероприятий стал Всероссийский театральный марафон, в котором слуги Мельпомены с Северного Кавказа приняли активное участие. Год театра для СКФО оказался действительно плодотворным. Обменные гастроли, выступления именитых звезд и сразу два из восьми проведенных в эти дни в России масштабных форума, один из которых теперь получит постоянную прописку в Грозном.
  
Северную Осетию порадовали номинантом «Золотой маски»
Всероссийский театральный марафон Года театра, в котором принимали участие все 85 субъектов РФ, на Северном Кавказе стартовал на подмостках Северной Осетии. Именно этой республике выпала честь первой среди регионов СКФО принять символ марафона — зеркальную золоченную статуэтку с гербами всех участников — от драмтеатра Адыгеи, представляющего ЮФО.
Торжественное мероприятие, на котором присутствовало множество гостей, в том числе вице-премьер Правительства РФ по вопросам культуры, спорта и туризма Ольга Голодец, министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев, глава РСО — Алания Вячеслав Битаров и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, прошло в Осетинском театре им. Владимира Тхапсаева. Задумка марафона — показать местным зрителям постановки из других городов страны — оправдалась на владикавказской земле развернутым масштабом.
Адыгейский драмтеатр им. И. Цея привез, например, своего номинанта на «Золотую маску» — метафоричный «Кавказский меловый круг». Изначально эта постановка шла на трех языках: русском как связующем, адыгейском и абхазском. Впоследствии она была дополнена чеченским языком. А для гастролей в Северную Осетию труппа выучила ряд сцен и на осетинском.
В рамках марафона жители РСО — Алания также насладились целым рядом шедевров мировой классической музыки в исполнении симфонического оркестра Мариинского театра, исполнительским мастерством мужского хора национальной песни филиала Мариинского театра в Северной Осетии, постановкой республиканского детского ансамбля народного танца «Маленький джигит», а также спектаклем Северо-Осетинского государственного театре им. В. Тхапсаева «Названные братья», музыка в котором исполняется на старинных осетинских инструментах.
Сергей Чеботарев так отозвался о калейдоскопе марафонных событий во Владикавказе: «Каждый театр — это отдельная душа, самостоятельный почерк и отдельное искусство. Каждый по-своему прекрасен, актеры очень талантливые, сюжеты самобытные».

год театра.jpg

КЧР увидела творческую работу одного из старейших театров на Северном Кавказе
Вооружившись эстафетной статуэткой, Северная Осетия направилась в Карачаево-Черкесию, где и передала символ Всероссийского марафона этому региону в зале Государственной филармонии Черкесска. Из театрального действа местных жителей и гостей события ждала работа старейшего на Северном Кавказе (старт строительства здания театра был дан 150 лет назад наместником Кавказа великим князем Михаилом Романовым) Русского академического театра им. Е. Б. Вахтангова из Владикавказа «Метод Гренхольма» по пьесе испанского драматурга Жорди Гальсерена и в постановке московского режиссера Павла Зобнина, который сегодня активно ставит различные пьесы по всей России — от Омска и Южно-Сахалинска до Владикавказа.
Крутые повороты сюжета спектакля и проникновенная игра актеров, герои которых на протяжении всего действа прошли ряд испытаний, чтобы получить престижную должность в компании, зрителей из КЧР, похоже, покорили. Верно еще до гастрольного выступления североосетинской труппы заметил министр культуры КЧР Рамазан Бороков: «Уверен, выступление гостей театра Северной Осетии будет достойно встречено нашими зрителями». Спектакль действительно провожали овациями.

КБР представила первый вариант нестареющей пьесы пролетарского писателя
Уже на следующий день эстафета шагнула дальше — Карачаево-Черкесия в лице Русского драматического театра им. М. Горького привезла в Кабардино-Балкарию премьеру 2019 года — спектакль «Васса Железнова». Пьеса пролетарского писателя, несмотря на то что была написана без малого 110 лет назад, в постановке уроженца КЧР и проживающего в Санкт-Петербурге режиссера Ахмата Байрамкулова актуальна по сей день. По словам режиссера, «это трагедия-притча, это притча о золотом тельце, это притча о воздаянии. Собственно говоря, эта пьеса дает возможность показать общечеловеческую историю, библейскую историю, и она могла случиться и 20 лет, и 30 лет назад, и сегодня».
В основе работы постановщика лежит именно первый вариант пьесы 1910 года, вторую версию Максим Горький написал в 1935-м. Театралы знают, что именно первая версия больше про «акул капитала», про деньги ради денег и про то, как такие мотивы ломают беспощадно жизни людей, даже самых близких для Вассы Железновой.
В 2004 году Ахмат Байрамкулов уже ставил эту пьесу на сцене театра им. М. Горького. Та постановка принесла множество наград, а сам Русский театр драмы и комедии КЧР был назван лучшим театром ЮФО. Новая постановка театра из Карачаево-Черкесии еще более открыто продемонстрировала все хищнические пороки, заставив вновь подумать о том, что в мире людей есть место куда более важному, чем деньги.

год театра.jpg

На Ставрополье с оркестром и танцами
Кабардино-Балкария Всероссийский театральный марафон продолжила на музыкальной ноте, объединив традиции многих народов. Ставропольским поклонникам Мельпомены, Талии и Терпсихоры Музыкальный театр КБР показал стразу три разножарновые постановки. Балет «Гимн восходящему солнцу», поставленный балетмейстером Рамедом Пачевым на музыку композитора Аслана Готова, проживающего в Канаде, сочетает в себе современность и традиции. В постановке через такие музыкальные стили, как джаз, рок и этно-техно, воссоздается колорит народной музыки, которая близка жителям Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
Вторая работа — премьера Года театра оперетта «Аршин мал алан» в постановке заслуженного деятеля искусств КБР Романа Дабагова и на музыку азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова — подарила зрителям новые эмоции — веселые, комические, легкие. Знакомство жителей Ставрополья с творчеством театра из КБР пополнилось также просмотром спектакля «Про Федота Стрельца, удалого молодца», созданного по мотивам русского фольклора.
Принимая гастрольную эстафету от КБР, директор Академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова Евгений Луганский заметил: «Марафон даст новый импульс развитию театрального искусства, станет поводом для знакомства разных театров в разных регионах нашей страны» — и отправился вместе со своей труппой завоевывать ингушского зрителя.

Спектакли, которые в Ингушетии пришлись по вкусу и детям, и взрослым
На театральной земле Ингушетии режиссер Ставропольского театра драмы им. М. Ю. Лермонтова Наталья Зубкова подчеркнула важность Всероссийской театральной акции: «Если бы не этот театральный марафон, не известно, когда бы мы приехали на вашу замечательную землю». Ингушским зрителям труппа из Ставрополья привезла два взрослых спектакля и один для детей.
Первая работа — мелодрама «Соколы и вороны» по пьесе Сумбатова-Южина, которую уже высоко оценили жители из разных регионов России, в том числе и столичная публика. Вторая — спектакль о патриотизме и мужестве «В списках не значился», не первый год пользующийся заслуженной любовью жителей и гостей Ставропольского края. Третья — «Пойди туда, не знаю куда», над которой трудились звездный состав театра, в том числе режиссер, народная артистка РФ Наталья Зубкова, художник-постановщик, заслуженный художник РФ Валерий Мелещенков и балетмейстер Татьяна Глигор, — хоть и предназначалась детям, но порадовала и их родителей яркими вокальными и хореографическими номерами.

год театра.jpg

Чечня претендует стать центром межнационального театрального обмена
«Мы должны ездить на гастроли, чтобы развивать театральное и музыкальное искусство. Наши люди тянутся к искусству, к театру — нужно развивать эти направления, приглашать творческие коллективы из других субъектов страны», — убежден министр культуры Ингушетии Темерлан Дзейтов. В рамках Всероссийского марафона Ингушетия на своей земле принимала спектакли театра из Ставропольского края, а собственные постановки продемонстрировала в Чечне.
Артисты Русского государственного музыкально-драматического театра Ингушетии показали соседям-театралам спектакль «Две стрелы» по пьесе русского классика драматургии Александра Володина и авторское переосмысление по книге классика ингушской литературы Идриса Базоркина музыкальный этноспектакль «Из тьмы веков». Несмотря на то что «Из тьмы веков» является визитной карточкой театра Ингушетии, в Чечне спектакль был представлен впервые. Но сразу же вызвал положительные отзывы.
Месяцем ранее, в сентябре, в рамках Года театра в Чечне прошел еще один крупный сценически-внесценический диалог. В Грозном состоялся форум «Российский театр — XXI век. Новый взгляд». 2019-й стал для форума дебютным, но, как заметил председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин, теперь фестиваль национальных театров, получивший резонансный отклик, будет проходить в Чечне на регулярной основе.
Форум был организован при поддержке главы ЧР Рамзана Кадырова. «Он предложил сделать этот фестиваль традиционным, а постоянным местом проведения определить город Грозный. И мы приняли это предложение», — сообщил Калягин.

Дагестан пошел на Северо-Запад
Чечня передала символическую статуэтку Дагестану под звуки оркестра Дагестанского театра оперы и балета, которым управляет народный артист этих двух республик Валерий Хлебников. Труппа же Государственного русского драматического театра им. М. Ю. Лермонтова привезла на дагестанские подмостки спектакль «Единственный наследник» по пьесе французского драматурга Ж-Ф. Реньяра, премьера которого на чеченской сцене прошла в 2015 году и с тех пор является аншлаговой, а также постановку для детей «Али-Баба и золото разбойников».
«Два дня подряд зрители Махачкалы встречали гостей бурными аплодисментами, а смешная и задорная комедия пришлась им по вкусу. Не отставали и юные зрители, которые очень горячо переживали за главного героя Али-бабу», — писали СМИ о гастролях чеченских артистов.
А министр культуры Дагестана Зарема Бутаева, отзываясь о самой идее проведения Всероссийского марафона, подарившего различным регионам страны возможность обмениваться своими культурными достижениями, отметила: «Великая сила театрального искусства объединила всех и подарила полумиллионной армии зрителей живые эмоции и неизгладимые впечатления».
Дагестан был последней точкой марафона среди регионов СКФО и передал символ мероприятия СЗФО, а именно Республике Коми. Приехав в город Сыктывкар впервые, труппа Русского драмтеатра им. М. Горького из Дагестана показала детскую постановку «Золотая осень Насретдина» и две комедии — ставшую уже легендарной пьесу «Номер 13» и пьесу «Смеется ли Чехов», над которой трудился многонациональный коллектив. Режиссером выступил заслуженный деятель искусств России Скандарбек Тулпаров, за художественное оформление отвечал заслуженный деятель искусств республики Марий Эл Борис Голодницкий, а за костюмы — заслуженный художник Дагестана Вера Агошкина.
В Год театра в Дагестане прошло еще одно масштабное мероприятие — Международный театральный форум. На нем обсуждались проблемы, волнующие мастеров искусства и зрителей как в России, так и за рубежом.