Появление центра, созданного год назад решением Министерства образования и науки России, стало реакцией на существующую угрозу электронных и печатных СМИ для общественного мировоззрения и морали, высокую эффективность их информационно-пропагандистского влияния на формирование идеологических и социально-политических моделей. Еще одна причина — необходимость реализации государственной стратегии в сфере образования и молодежной политики.

— Центр базируется в Ростове-на-Дону, но имеет статус национального. Ваша деятельность выходит за рамки одного региона?

— Определение «национальный» в названии центра характеризует не наши завышенные амбиции, а возможность на примере данного пилотного проекта распространять в других регионах полученный опыт, технические решения и методические рекомендации.
Среди основных задач НЦПТИ — мониторинг и анализ оперативной ситуации в киберпространстве, своевременное выявление интернет-ресурсов, распространяющих материалы террористической и экстремистской направленности, информационное противодействие идеологии терроризма и экстремизма в сети Интернет, информационное обеспечение органов государственной власти и правоохранительных структур по тематике, вызывающей их заинтересованность, оценка общественного мнения в отношении деятельности государственных структур и ведомств, заблаговременное выявление факторов социальной напряженности, а также оценка эффективности информационных материалов, размещаемых в интернет-среде, с точки зрения влияния на целевую аудиторию.

— Решение столь серьезных задач предполагает наличие большого штата специалистов высокой квалификации.

— Все перечисленные вопросы эффективно решаются на платформе НЦПТИ благодаря накопленному опыту специалистов центра в сфере информационных технологий и информационной безопасности, языкознания, психологии, социологии и конфликтологии, регионоведения, религии и юридического сопровождения. На сегодняшний день лингвистическое обеспечение и возможности наших специалистов позволяют осуществлять работу с информационными материалами на русском, английском, французском, немецком, арабском, турецком и грузинском языках.
Центр имеет свой сайт (НЦПТИ. РФ), издает периодическое печатное издание «Обзор. НЦПТИ», где размещаются информационные и аналитические материалы, подготовленные не только нашими специалистами, но и учеными, экспертами, сотрудниками аппаратов полпредства ЮФО и правительства области, международных организаций, служб силовых структур и безопасности, СМИ.
Центр вошел в основной состав аналитической Ассоциации организации договора о коллективной безопасности наряду с такими учреждениями, как Всероссийский центр изучения общественного мнения, Российский институт стратегических исследований, МГИМО, Институт экономических стратегий РАН и другие.

— События, происходящие в мире, включая Северокавказский регион, подтверждают мысль о необходимости консолидации всех здоровых сил в борьбе с использованием киберпространства для ведения информационных войн, пропаганды расовой, религиозной и других форм нетерпимости, несанкционированного проникновения в компьютерные системы экстремизма и терроризма. Реально ли это?

— О силе и диапазоне возможностей информационного оружия говорят результаты «цветных» революций в Грузии и на Украине, события в Тунисе, Сирии, Ливии, Египте, Турции, которые во многом стали возможны благодаря самоорганизации общества через интернет, формированию общественного мнения посредством использования блогов, социальных сетей, видеопорталов. Особенно тревожит тот факт, что самым уязвимым звеном, подвергающимся информационной обработке, является подрастающее поколение.
Недавно в Пятигорске прошла научно-практическая конференция по проблемам противодействия идеологии терроризма. Многие из выступавших представителей власти, спецслужб, научного и гражданского сообщества отмечали, что общие тенденции межэтнических отношений на Северном Кавказе имеют, к сожалению, системный конфликтогенный потенциал, проявляющийся в форме ксенофобии, национализма, радикализма.
Кстати, «Аль-Каида» обратилась с призывом к тем, кто готов умереть за Аллаха, перейти к индивидуальному террору, используя имеющиеся под рукой средства, в том числе и интернет, который давно играет роль идеального средства пропаганды и агитации, а еще и пособия по изготовлению боевого арсенала. Это новое явление эксперты окрестили «люмпен-терроризмом», который, развиваясь, ставит под угрозу мирную ситуацию во многих западных странах.

— Известный политический деятель, экс-министр иностранных дел России Евгений Примаков обеспокоен тем, что «виртуальное пространство заполнено исламистскими сайтами, форумами экстремистской направленности, а все теракты фиксируются на сайтах террористов, выступающих за всемирный джихад и воспевающих подвиги шахидов, т. е. мучеников за веру, обеспечивших себе место в раю». При этом Примаков отмечает отсутствие адекватной реакции на явные проявления исламизации информационного поля. Согласны?

— Абсолютно. Такая ситуация складывается явно в пользу большой геополитической игры, развязываемой на Кавказе, с далеко идущей целью вывода этого региона из сферы влияния России. Не секрет, что глашатаи развала, которым мешает сильная Россия, пытаются использовать национальный вопрос для превращения ее в конгломерат враждебных княжеств и ханств. Они провоцируют столкновения на основе национальных разногласий, используя в этой игре все средства.

— Подобное становится возможным только в условиях информационного вакуума. В этой связи особую роль приобретают масс-медиа.

— Однозначно. В планах нашего центра есть ряд разработок, ориентирующих СМИ и интернет на создание безопасного информационного пространства.
Блокирование контента, носящего террористический характер, — лишь одна из сторон информационного противодействия экстремистской идеологии. Гораздо более важный аспект — замещение противоправного содержимого позитивной информацией, цель которой — благотворное воздействие на межэтнические отношения, формирование толерантности, особенно в молодежной среде.