По мнению Александра Хлопонина, созданная на Северном Кавказе модель вертикали власти доказала свою эффективность. Практически каждый месяц в правительстве России рассматриваются наиболее актуальные для округа проблемы, правительственную комиссию по вопросам развития СКФО возглавляет лично премьер-министр. Регион ощущает финансовую и моральную поддержку со стороны федерального центра, ощутимы и первые ее результаты.
О ликвидации отставания Кавказа. В течение последних лет мы реализуем на территории Северо-Кавказского округа федеральные целевые программы «Юг России», «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия». Завершилась реализация федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики». В дополнение к этому сегодня в СКФО работают институты развития — ОАО «Курорты Северного Кавказа» и ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа».

Необходимо создать условия для стимулирования экономических процессов в округе. И эти условия создаются — через механизмы государственных гарантий, через особые экономические зоны, через освобождение предприятий от налогов и субсидирование процентной ставки по займам, через докапитализацию системообразующих компаний...
Мы обязаны ликвидировать жесточайшее отставание регионов Северного Кавказа от других российских территорий. Это главная задача, которая перед нами на сегодняшний день стоит. И эту задачу мы будем решать из федерального бюджета.

О программе-прецеденте
До настоящего времени аналогов программе развития Северного Кавказа именно как территориальной программе не существует. Разработчики предложили два сценария — оптимистический и консервативный. Правительство приняло второй. Однако консервативный сценарий — это все равно сценарий развития.
Общий объем финансирования программы — порядка 2,5 трлн рублей. Бюджетные средства будут составлять лишь 10%, они пойдут исключительно на объекты социальной инфраструктуры. Внебюджетные источники — это, прежде всего, программы естественных монополий, крупных корпораций и компаний: ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа», ОАО «Курорты Северного Кавказа» и других.
Исходя из наших расчетов, благодаря реализации госпрограммы в СКФО появится 135 тыс. новых рабочих мест.

О социальных приоритетах
Проблема развития социальной инфраструктуры на Северном Кавказе достигла критических масштабов. Не хватает детских садов, более 500 тыс. школьников учатся в две-три смены. Поэтому значительная часть средств из 200 млрд рублей, запланированных в госпрограмме на соцсферу, будет направлена на строительство объектов образования и здравоохранения.
В округе — высокая рождаемость, но и высокая смертность. Нужно строить перинатальные центры, роддома. Необходимо создать для населения СКФО условия жизни, как минимум, на среднероссийском уровне.
Объекты будут распределены пропорционально численности населения и ситуации в субъектах округа. В целом же в социальную инфраструктуру Северного Кавказа должно быть инвестировано около 300 млрд рублей. Запланировано построить 1200 объектов образования и здравоохранения.

О двух китах экономики округа
Как развивать Северный Кавказ? Главное — не надо создавать неконкурентоспособные производства, поскольку это дает обратный результат. При разработке стратегии развития СКФО нужно было найти, с одной стороны, наиболее конкурентоспособные сферы, с другой — отрасли, которые позволили бы максимально задействовать местное население.
Мы проанализировали и пришли к выводу, что это, прежде всего, туризм и перерабатывающая промышленность. Проекты именно этих двух отраслей развиваются сегодня на Кавказе наиболее динамично.
В ближайшее время только по линии корпорации развития Северного Кавказа будет утверждено 10 крупных инвестиционных проектов на сумму свыше 300 млрд рублей, доля корпорации в них составит 10 млрд рублей.

О продвинутости туркластера
Проект создания Северокавказского туристического кластера продвинулся очень серьезно. Хорошо, что к нему начали присоединяться новые интересные проекты в Ингушетии, Чечне, Дагестане. Туркластер сегодня — самый «продвинутый» проект в СКФО с точки зрения подготовки инструментов для его реализации — законодательных и нормативных актов правительства РФ, задействованных федеральных и региональных структур.
Признаться, мы не ожидали такого активного участия в туркластере иностранных компаний. Впрочем, оно логично. Кризис в мировой экономике привел к тому, что капиталы ищут места, где они были бы в достаточной мере защищены и могли бы приносить максимальный эффект. Условия, которые предлагают «Курорты Северного Кавказа», по срокам окупаемости, доходности на вложенный капитал выглядели привлекательно. А поскольку государство еще и гарантии готово предоставлять в объеме 70% от привлекаемых инвестиций, то условия получаются весьма комфортными.
О продвижении сельхозбренда. В агропромышленном комплексе СКФО ставка делается на реализацию проектов глубокой переработки сельхозпродукции, открытие сельскохозяйственных индустриальных парков.
Разрабатывается бренд экологически чистой продукции Северного Кавказа — сегодня она недостаточно представлена в торговых сетях других регионов России, нужно активизировать работу.

О сокращении безработицы
Мы достигли положительных результатов. По сравнению с 2010 годом количество зарегистрированных безработных на Северном Кавказе сократилось с 486 тыс. до 197 тыс. человек — очень серьезный показатель. Это стало возможным прежде всего благодаря тому, что в каждой территории активно заработали центры занятости, и нам удалось создать в республиках от 11 тыс. до 45 тыс. новых рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса. Программа очень эффективная.

Об альтернативе трудовой миграции
Сегодня с Северного Кавказа идет миграционный поток в Москву, Санкт-Петербург, другие города. От этого никуда не деться — избыточная рабочая сила будет искать себе применение. Я никогда не говорил о насильственной миграции и не понимаю, почему некоторые трактуют мои слова именно таким образом. Другое дело, что мы до конца не научились администрировать и направлять эти миграционные потоки.
На Кавказе нужно готовить специалистов, чтобы они могли профессионально реализовывать себя везде в России. Яркий пример — пилотный проект создания техникумов, который мы реализовали в Дагестане совместно с Федеральной сетевой компанией. В этих техникумах ФСК готовит специалистов своей отрасли не только для Северного Кавказа, но и для всей страны. Мы надеемся, что в дальнейшем все естественные монополии, частные и государственные корпорации присоединятся к этому проекту.

О новом качестве образования
В 2012 году открылся Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ), в нем будут учиться свыше 37 тыс. студентов. В наблюдательный совет вуза вошли представители бизнеса, поэтому я абсолютно убежден, что работа будет продуктивной.
Все ждут формирования современного образовательного учреждения. Слишком долго бренд образования на Северном Кавказе был недостаточно конкурентоспособным — надо поднимать его уровень и качество. В госпрограмме развития СКФО большое внимание уделяется востребованности выпускников, и здесь роль СКФУ нельзя переоценить.
Об инновационном потенциале. Мы пока не достигли тех результатов, к которым стремимся, и находимся лишь на подготовительном этапе создания на Северном Кавказе инновационного кластера. Своего рода стартовой площадкой должен стать Северо-Кавказский федеральный университет. Но этого мало. Нужно создавать инновационные парки, такие как Невинномысский индустриальный парк на Ставрополье. Многое зависит от привлечения инвесторов и специалистов.

О молодых и креативных
Ребята разных национальностей, разных вероисповеданий уже в четвертый раз собираются в Пятигорске на северокавказский молодежный форум «Машук» и в диалоге выстраивают нормальные отношения. Кстати, за все время проведения форума не было ни одного конфликта на национальной почве.
В будущем я вижу «Машук» с более широкой географией участников — молодежь со всей России будет стремиться побывать на нем, попробовать реализовать себя. Мы давно думаем о том, чтобы форум перерос в круглогодичную площадку, чтобы на нем появились объекты капитального строительства. Полагаю, «Машук» рано или поздно станет центром молодежного движения или даже региональным отделением всероссийского молодежного движения на Северном Кавказе.
Возможно, что в дальнейшем форум станет также местом для подбора кадров, такой хэдхантерской площадкой. Сегодня все компании ищут креативных, талантливых молодых людей, способных генерировать идеи и предлагать интересные проекты, мы дадим им возможность делать это на «Машуке».

О замыслах по изменению границ СКФО
Никаких решений об изменении границ Северо-Кавказского федерального округа сегодня не существует. Даже замыслов таких нет. При этом кавказская экономика не может быть заперта в условиях одного региона, и здесь можно говорить об экономической интеграции.
СКФО многое связывает с Ростовской областью, Краснодарским краем, Волгоградской областью, входящими в состав Южного федерального округа. Поэтому рассматриваются различные интеграционные процессы, с помощью которых можно бы было не создавать новый округ, а проводить совместные заседания, посвященные экономическому сотрудничеству существующих округов.

О новой модели взаимодействия с республиками
Установилось очень тесное взаимодействие со всеми субъектами СКФО. Считаю, регионы почувствовали, что работать с федеральным центром стало проще. Раньше для решения вопроса руководителю субъекта приходилось бегать по федеральным министерствам и что-то кому-то доказывать, а на уровень правительства можно было выйти, только если президент или премьер-министр страны приезжали в округ.
Сейчас выстроена абсолютно правильная модель. Она позволяет федеральному центру стать ближе к Северному Кавказу, а регионы могут оперативно сообщать о своих проблемах. Конечно, еще остались стереотипы. Я замечаю, что ряд чиновников по старинке продолжают бегать в федеральные министерства в надежде договориться и решить какие-то вопросы. Но это уже давно не работает.

О мнении населения при избрании глав регионов
У каждого региона Северного Кавказа есть своя специфика. Я остаюсь сторонником того, что при определении способа избрания главы должны учитываться мнения и интересы всех народов, проживающих на территории конкретной республики. Необходимо выработать решение на уровне местного парламента, посоветовавшись именно с жителями. Думаю, они сами примут для себя правильное решение.

О сверке часов с гражданским обществом
Общественный совет СКФО стал для меня очень важной структурой, с которой я могу сверять часы, обсуждать реализуемые проекты. Чем самостоятельнее будут на Северном Кавказе институты гражданского общества, тем плодотворнее будет наше сотрудничество. Поэтому я всячески их поддерживаю.