Вся Россия, включая Северный Кавказ, отмечала этот круглый юбилей широко, с размахом и, хочется верить, не для галочки.

Решение о праздновании юбилея Михаила Лермонтова было закреплено президентским указом Дмитрия Медведева в 2011 году. На подготовку к нему было выделено 270 млн рублей. Средства пошли на реконструкцию музеев и памятных лермонтовских мест, организацию выставок, научных конгрессов и реализацию новых театральных постановок.

Правнучатый племянник и тройной тезка своего знаменитого предка — Михаил Юрьевич Лермонтов, директор Национального лермонтовского центра в Середниково, остался доволен тем, как были потрачены бюджетные миллионы:
«В этом году, определенно, происходили настоящие чудеса. Празднование юбилея вышло за рамки первоначальной программы. Даже несмотря на санкции 24 апреля в библиотеке конгресса США состоялась Лермонтовская конференция с участием лермонтовских музеев России. В Пятигорске отреставрирован памятник поэту, который находился в плачевном состоянии. А в доме по улице Садовой, 61, в Петербурге, где было написано стихотворение «На смерть поэта», наконец-то появится мемориальная комната Лермонтова».

Причастность к празднику
15 октября с самого утра государственные люди поспешили продемонстрировать свою причастность к празднику русской поэзии. В Москве депутат Госдумы Иосиф Кобзон спел романс на стихи Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», а лидер ЛДПР Владимир Жириновский прочитал «Печально я гляжу на наше поколенье».
Президент России Владимир Путин встретил день рождения Лермонтова в родовом имении его бабушки — Тарханах, где
прошло детство великого поэта. Директор музея Тамара Мельникова провела для высокого посетителя персональную экскурсию. Обновленный к юбилею Государственный музей-заповедник подготовил эффектное шоу: театрализованный праздник и даже реконструкцию свадебного обряда тарханских крестьян.
Для дорогих гостей к столу теперь подаются аутентичные блюда XIX века: суп потофе, претаньер, феляй де брезе, соте из судака, приготовленные по рецептам двухвековой давности, когда кухня русского дворянства испытывала на себе максимальное французское влияние.

Презентовав заповеднику чайный сервиз и возложив к надгробной плите прославленного именинника сотню алых роз, первое лицо государства переместилось в Пензу — чтобы принять участие в пленарном заседании Всероссийского форума ОНФ «Качественное образование во имя страны», который накануне открылся на базе библиотеки имени Лермонтова.

Выставки
Из Петербурга отправился в путешествие по России передвижной выставочный проект «Лермонтов: Петергоф. Поэт. Эпоха». В Государственном музее имени Пушкина в Москве открыта выставка под названием «Мой дом везде, где есть небесный свод». Здесь представлены редкие документальные источники, рисунки и автографы поэта, а также его личные вещи: дорожная шкатулка, сафьяновые чувяки и серебряная ложечка с клеймом школы кавалерийских юнкеров. В день рождения классика входным билетом на выставку стал цветок, который каждый посетитель нес к монументальному портрету Лермонтова, открывающему экспозицию.

Музеи
После реконструкции открылся мемориальный дом-музей Лермонтова на Малой Молчановке — в здании, где он жил во время учебы в Московском университете. В день дуэли и смерти поэта в музейных комплексах Середни-ково и Тарханы и во всех лермонтовских музеях прошли памятные вечера с панихидами в храмах Троице-Сергиевой лавры, Нового Иерусалима, Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Пятигорска, Ставрополя, Тамани.

Научные конференции
В пятигорском музее-заповеднике «Домик Лермонтова» подведены итоги Всероссийской научной конференции «Лермонтов: межкультурный диалог на евразийском пространстве». В конце сентября в Пушкинском доме прошло одно из «якорных» мероприятий года — Международный конгресс «Лермонтов. Россия. Мир» с участием представителей рода Лермонтовых, лермонтоведов, писателей, издателей из США, Испании, Казахстана, Болгарии и российских регионов, в том числе Северного Кавказа.

Театральные постановки
В Пензенском областном драматическом театре имени Луначарского состоялась премьера спектакля «Вадим» по неоконченному роману Лермонтова. Новые интерпретации драмы «Маскарад» выдали сразу три российских театра — Алексан-дринский, Малый и Ставропольский академический. Кульминация торжеств, приуроченных к 200-летию со дня рождения поэта, состоялась 15 октября в Большом театре. В программе гала-концерта «Герой нашего времени» — 23 музыкальных произведения, вдохновленных творчеством Лермонтова.

Лермонтовская стипендия
Пожалуй, после тематического диктанта, флеш-моба, посвященного Лермонтову, и прочих молодежных приколов эта новость оказалась самой приятной для студентов СПбГУ: со второго семестра любители и знатоки лермонтовского творчества смогут получать дополнительные 10-15 тыс. рублей в месяц. Причем на такой весомый подарок «от Михаила Юрьевича» могут претендовать не только филологи или журналисты, но и представители любых других факультетов, не чуждые прекрасному.

От Кизляра до Тамани
Биографы Лермонтова подсчитали, что целый год из своей короткой жизни он провел в дороге: на перекладных, в карете и верхом. Разумеется, большая часть этих странствий пришлась на Северный Кавказ, где Михаил Юрьевич отбыл две ссылки, собрал гигантский жизненный материал для литературных сочинений, где он воевал и был убит. Поэтому вполне резонно, что львиная доля праздничных мероприятий прошла в Чечне, Дагестане и Ставропольском крае: в Ставрополе, Пятигорске и Минводах.

Дагестан
Застрельщиками юбилейной эстафеты оказались участники автопробега по лермонтовским местам. В апреле экспедиция «Лермонтов. Кавказ» прокатилась по территории Дагестана.
Инициаторами автопробега стали активисты и члены Пензенского областного отделения Русского географического общества. В составе четырех экипажей — общественные деятели, журналисты пензенских газет, радио и телевидения, блогеры, медики.
Кроме Дагестана, они проехали по Чечне, Азербайджану, Грузии, Ставрополью и Кубани, строго следуя историческим кавказским маршрутам Лермонтова. Энтузиастов интересовали все места, в которых Михаил Юрьевич побывал во время ссылки и которые вдохновляли его на литературные и художественные шедевры.
В Дагестане участников автопробега особенно интересовала Миатлинская ГЭС. Свидетельство о том, что поэт был здесь, сохранено в его чернильном рисунке, где изображена сцена переправы через реку Сулак. Лермонтов настолько точно нарисовал местность, что ее черты без труда можно обнаружить и в современном ландшафте.
«Радует, что к нашей акции проявили очень большой интерес на Кавказе, — признался руководитель экспедиции Денис Симонов. — Это некий караван дружбы, который связал наш регион и Кавказ одной общей славной идеей. Наша акция — объединяющая. Но не на официальном уровне, а на уровне добрых пожеланий и стремлений простых людей быть вместе и дружить».
Параллельно участники автоэкспедиции вели съемку документального фильма о своем путешествии. А основной целью, которую они перед собой поставили, было «собирание земель» — энтузиасты решили привезти на могилу Лермонтова в Тарханах по горстке земли из всех краев России и зарубежья, связанных с памятью поэта. По замыслу автопаломников, этот особый юбилейный ритуал «символизирует единство наших людей, единство нашей многонациональной страны».

Чечня
В начале октября в Грозном прошел литературный фестиваль «Лермонтов на Кавказе», организованный министерством культуры, Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ и Союзом писателей ЧР. Его участники обсудили кавказский период творчества Лермонтова и его влияние на менталитет современного читателя.
«Не случайно такие мероприятия проводятся в Чеченской Республике, — сказал министр ЧР по национальной политике, внешним связям, печати и информации Шаид Жамалдаев. — Мы знаем, что начало творческого пути Лермонтова лежит на Кавказе. Его первый портрет был написан чеченским художником Петром Захаровым. Поэт посвятил множество произведений Кавказу и Чечне».
А 10 октября в литературном музее Лермонтова в селении Парабоч Шелковского района (неподалеку от бывшего поместья Хастатовых — родственников по материнской линии. — Прим. «Вестника») состоялся фестиваль народного творчества казаков Северного Кавказа «Гуляй, станичники!», приуроченный к празднованию лермонтовского юбилея. В обширной праздничной программе приняли участие творческие коллективы и солисты Чеченской Республики, Дагестана и Ставропольского края.
На мероприятие прибыли и гости фестиваля «Лермонтов на Кавказе»: поэт и прозаик Евгений Рейн, искусствовед Надежда Рейн, поэт Анатолий Рубанов, литературный критик, редактор интернет-журнала «Пролог» Александр Себелев, поэтесса Ольга Ермолаева.
«Подобные встречи и мероприятия очень важны для нас всех, — заявил глава Шелковского района ЧР Абдулкахир Израй-илов. — Этот фестиваль продолжает традиции взаимообмена, сохранения нематериального культурного наследия народов Чечни, заложенные нашими предками. Так получилось, что фестиваль народного творчества казаков совпал с 200-летием Михаила Лермонтова, поэтому для нас сегодня двойной праздник. Мы гордимся тем, что в наших краях бывали такие великие люди, как Михаил Лермонтов, Лев Толстой. Вдвойне приятно знать, что эти места вдохновляли великих людей, чему подтверждение — их книги».

Ставропольский край
14 октября в Пятигорском краеведческом музее открылась выставка фоторабот современных авторов «Пятигорск, видевший Лермонтова». В тот же день в Спасском соборе прошло поклонение иконе Божьей матери, подаренной бабушкой Михаила Юрьевича Лазаревской церкви.
Самым насыщенным событиями оказался день рождения классика — 15 октября. У отреставрированного памятника Лермонтову работы Опекушина состоялся праздник поэзии, где имели возможность отличиться как заслуженные литераторы, так и талантливые молодые чтецы.
В тот же день открылся после реконструкции Лермонтовский сквер. Организаторы праздничного шоу попытались максимально воспроизвести атмосферу конца XIX века, когда 125 лет назад взору взволнованной публики впервые предстал памятник поэту, средства на который собирали всем миром по подписке.
Снова увидела посетителей открытая после реставрации Лермонтовская галерея — один из старейших камерных и музыкальных залов. Оригинальность инженерного решения, необычные конструкции из металла и стекла ставят ее особняком во всей архитектуре дореволюционной России. Однако этот символ курортной жизни, к тому же числящийся памятником истории и культуры, находился в заброшенном состоянии много лет.
«Реставраторы сделали невозможное, — заявила заместитель министра культуры РФ Елена Миловзорова. — Они зашли сюда только в мае этого года. Им была поставлена четкая задача: в день юбилея сюда снова должен прийти народ! Многие из деталей, которые сейчас воссозданы, ранее были утеряны. Но сегодня мы видим все в первозданном виде, в той красоте, которая была заложена первоначально». Реставраторы сделали невозможное. Музей-заповедник Лермонтова устроил для всех желающих День открытых дверей — с большой музыкальной программой и новой экспозицией, к подготовке которой приложили руку питерские декораторы. Современные и чрезвычайно эффектные музейные технологии заставили гостей взглянуть на привычный «домик под камышовой крышей» совершенно по-новому.
Сюрпризом для филателистов стало торжественное спецгашение почтовых отправлений с изображением домика Лермонтова, которое состоялось прямо на территории музея. Посетители получили уникальную возможность приобрести юбилейные конверты, поставить штемпель и адресовать почтовое отправление в любую точку мира. Поскольку специальный штемпель находится в обращении только один день, погашенная им филателистическая продукция имеет особую ценность для коллекционеров.
Такие же юбилейные оттиски на почтовые конверты и карточки 15 октября смогли поставить в Москве и Пензе.
Вечером в Государственном театре оперетты прошла торжественная церемония открытия V Международного славянского литературного форума «Золотой витязь». Мероприятие собрало под одной крышей около 50 славянских писателей из Болгарии, Сербии, Украины, Белоруссии. Там, где звучит имя Лермонтова, нет места распрям.
«Неплохо бы сделать туристический маршрут по лермонтовским местам, — помечтал вслух один из главных устроителей форума, актер и режиссер Николай Бурляев. — Их очень много. Например, когда я искал натуру для своего фильма «Лермонтов», то добрался до того места над пропастью, откуда он писал вид Эльбруса. Есть много мест, которые надо показывать, и тем самым приобщать наших потомков к лермонтовскому миру».

Одним из самых красивых мероприятий юбилея стал офицерский бал, который организаторы из Министерства обороны РФ провели в известной по «Герою нашего времени» пятигорской ресторации. Во времена Лермонтова это была недорогая гостиница, в которой можно было снять номер и пообедать. Тут же находился зал для балов. Именно здесь Печорин спас княжну Мери от домогательств пьяного господина и впервые танцевал с ней мазурку: «Я не знаю талии более сладострастной и гибкой!»

Гостей праздника в честь храброго боевого офицера Лермонтова у входа в ресторацию встречали казаки — песнями, плясками и чаркой водки. Дамы явились на бал в вечерних нарядах, офицеры — в мундирах.
Живой оркестр играл вальс, мазурку, кадриль и польку. Актер, изображавший Михаила Лермонтова, вальс не танцевал, но зато «выдал» гостям лезгинку, причем кавказские ритмы выбивались не на барабане, а на штативе оператора Первого канала.

В Ставрополе лермонтовский юбилей совпал с началом театрального сезона. Спектакль по драме «Маскарад» зрители увидели в исполнении лучших ставропольских артистов. На представление пришел и глава региона.
«Это наш, можно сказать, земляк, который здесь состоялся, здесь написал незабываемые для каждого человека строки, — объяснил губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров. — И этот марафон лермонтовских чтений, фестивалей, мероприятий, который проходит сейчас в России, — очередная объединяющая нас деталь. Мы сплачиваемся вокруг знаменитых и могучих людей нашей страны».

Мистические знаки
Парадоксально, но факт: в этом году большой юбилей Лермонтова страна отмечает впервые. Все предыдущие попытки срывались по вполне объективным причинам. В 1914 году, в год столетия со дня рождения поэта, началась Первая мировая война. В 1941-м, через сто лет после смерти, — Великая Отечественная.
Впервые о мистической связи лермонтовских дат с роковыми событиями в истории России заговорила Анна Ахматова. И действительно, будто бы сама судьба ведет свой особый календарь, настроенный на начальный и конечный пункты биографии Лермонтова.
Кроме уже приведенных примеров, стоит вспомнить 1964-й: год 150-летия со дня рождения второго после Пушкина поэта был ознаменован смещением Никиты Хрущева и концом оттепели в советской России. А 1991 год, совпавший со 150-летием со дня смерти Лермонтова, всем памятен как время распада СССР и конец перестройки. Да и 2014-й не назовешь эрой благополучия: он отмечен войной в Донбассе и антироссийскими санкциями Запада.
«Это мистические знаки, — утверждает астролог Павел Глоба. — Такого количества совпадений просто не может быть. По моим наблюдениям, существуют люди, которые несут в себе некую историческую матрицу».

Как бы там ни было, преданных читателей у Лермонтова не счесть. Масштаб его дарования измеряется теми глубинными переменами, которые происходят в человеке, задетом великой литературой. Чтение как сокровенный диалог с автором — это глубоко интимный процесс, а душа человеческая не менее таинственна, чем космос. Кто, как не юбиляр, знал это лучше
других:
«Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Все, в чем есть искра жизни,
в нем живет,
Но для поэта он не тесен.
Есть чувство правды в сердце
человека,
Святое вечности зерно: Пространство без границ, теченье века
Объемлет в краткий миг оно».