На одном из совещаний ректоров вузов СКФО Александр Хлопонин сказал, что «еще два года назад условия на рынке труда диктовал работодатель. Сегодня картина поменялась». Не хватает квалифицированной рабочей силы. При большом количестве юристов, экономистов совсем мало желающих, по словам полпреда, осваивать специальности, связанные с рекреационной сферой и туризмом. Как решать проблему, «Вестник» узнал у тех, кто непосредственно связан со сферой образования в СКФО.

Проблема есть
По поводу подготовки инженерно-технических кадров, столь необходимых для всех сфер экономики СКФО, высказался министр образования и науки Республики Карачаево-Черкесия Борис Спиридонов: «Учитывая нынешнюю потребность в высококвалифицированных кадрах ИТР, их подготовка стала важнейшей составляющей современного образовательного процесса. Анализ состояния системы подготовки инженерно-технических кадров показал, что серьезной проблемой является недостаточная согласованность действий между бизнес-обществом и образовательными организациями. Требуется более активное участие объединений работодателей, профессиональных ассоциаций в разработке профессиональных стандартов, формировании заказа на подготовку специалистов нужного профиля».
Несколько иначе видит причины обозначенной Александром Хлопониным проблемы Бурхан Тамбиев, ректор Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева: «Проблема острого дефицита квалифицированной рабочей силы на Северном Кавказе свидетельствует о плачевном состоянии среднего профессионального образования, в былые времена обеспечивавшего регион квалифицированными кадрами. Естественно, сегодня трудно в том же объеме восстанавливать профлицеи, упраздненные или перепрофилированные в связи с непопулярностью рабочих профессий».

Но, к счастью, в последние годы ситуация заметно улучшилась: экономика, возрождаясь, стала набирать темпы роста. Зато, по словам Бурхана Тамбиева, очень четко обозначились проблемы с нехваткой кадров рабочих, инженерных, сельскохозяйственных профессий. «Думаю, это затронуло практически все субъекты РФ, а не только СКФО, — уверен господин Тамбиев. — Руководство всех субъектов региона, конечно, заинтересовано в подготовке востребованных кадров. Но, во-первых, это быстро не произойдет в силу уже названных выше причин, а во-вторых, мы столкнулись еще и с проблемой трудовой миграции. Сегодня дефицит квалифицированной рабочей силы восполняется за счет большого потока дешевой рабочей силы из стран ближнего зарубежья».
Проблема трудовых мигрантов в обозначенном ключе выглядит двояко: с одной стороны, нехватка своих кадров вынуждает предпринимателей привлекать работников из других регионов, с другой — часто получившие высшее образование жители СКФО ищут ему применение в более «хлебных» с точки зрения возможностей и заработка регионах, например, в Москве и Питере.

Парадокс этот плох не только из-за утечки своих «мозгов» и «рук». Для кавказского региона особенно важна системообразующая, традиционная ментальная и духовная целостность, которой он издревле известен. «Система образования — важнейший инструмент сохранения единого ментального пространства страны, — считает министр образования и науки Республики Кабардино-Балкария Пшикан Семенов. — Поэтому крайне необходима понятная всем государственная образовательная политика. Я считаю, что нужно эффективнее использовать потенциал системы высшего профессионального образования в СКФО. Для достижения целей государственной образовательной политики и решения задач модернизации российского образования необходимы координация планов развития вузовских центров, специализация и кооперация в реализации программ высшего профессионального образования и осуществлении научных исследований. Необходимо устранить сегментацию профессионального образования, неоправданного монополизма, диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров».

От общего к частному
Из обозначенных выше глобальных проблем кавказского образования не вполне понятно, что же именно мешает развиваться, улучшать качество предоставляемого образования самим вузам? И мешает ли вообще?
«Из-за отсутствия финансирования, базы и жилья нет возможности для привлечения и закрепления квалифицированных кадров — выпускников высших учебных заведений и молодых ученых, — говорит Борис Спиридонов. — Много молодых одаренных кадров, которые из-за низкой заработной платы не могут позволить себе заниматься наукой. В целях привлечения молодых специалистов в систему высшего профессионального образования республики было бы целесообразно дать возможность выпускникам высших учебных заведений и молодым ученым получать льготные, беспроцентные, долгосрочные и ипотечные кредиты».

Прозвучавшее на одном из совещаний предложение о возможности предоставления квот кавказцам в ведущих вузах тех регионов, где молодежи гораздо меньше, тоже не вызывает у представителей системы образования бурную радость.
«Предоставление квот кавказским вузам — это миф, — заявили в минобре Ингушетии. — С каждым годом выделение целевых мест катастрофически сокращается, вузы выставляют свои условия с целевым набором, создавая различные барьеры, например, одно целевое место, на которое проводится целевой набор кандидатов от всех регионов, выделение общежития по рейтингу ЕГЭ; обеспечение конкурса на одно целевое место не менее двух человек. В результате чего места аннулируются и остаются вузу».
Сомнения высказал и Бурхан Тамбиев: «По вопросу о «распределительной» схеме, т. е. выделении квот для выпускников СКФО, можно сказать, что это медаль, имеющая две стороны. С одной стороны, реализуется конституционное право о равных возможностях для получения образования в ведущих вузах жителей всех субъектов страны. Действительно, там они могут получить более качественное образование по каким-то конкретным, остро востребованным в регионах специальностям. Но, к сожалению, практика показывает, что домой из этих «квот-ников» возвращаются единицы, и проблемы с кадрами остаются нерешенными. С другой стороны, как руководитель образовательной организации понимаю, что происходит отток части лучшей молодежи, тех высокобалльников, которые улучшают показатель столичных вузов, оставляя нам не самых, мягко говоря, подготовленных выпускников — отсюда и низкий показатель среднего балла ЕГЭ абитуриентов. Может, есть необходимость в реформировании региональной высшей школы? В создании новых востребованных направлений в вузах субъектов? В воспитании своих кадров, развитии своих вузов, оказании им всемерной поддержки?»

В поисках работы. По мнению Бурхана Тамбиева, уровень безработицы в СКФО выше, чем в среднем по России в два раза. В Карачаево-Черкесии, правда, наметилась тенденция к ее снижению. И все равно рабочих мест недостаточно, чтобы обеспечить всех выпускников рабочими местами.
Уже несколько лет при КЧГУ действует Центр содействия занятости выпускников, их трудоустройству. Развитие в КЧР туристического кластера — приоритетного направления экономики региона — позволяет трудоустроиться практически всем выпускникам отделения «Туризма и сервиса», достаточно востребованы сегодня психологи, социальные работники, менеджеры. Стойкая потребность в педагогических кадрах в дошкольных и средних образовательных учреждениях. Понимая, что республика остро нуждается в рабочих кадрах, вузы готовы интегрироваться с профессиональными лицеями. Но для этого необходима поддержка руководства республики и учредителей.
Подобная ситуация и в соседнем, схожем по социально-экономическим условиям регионе — Республике Адыгея.
«Если говорить о трудоустройстве выпускников Адыгейского государственного университета, то его уровень колеблется в зависимости от приоритета специальности в пределах 80-100%, — говорит ректор университета Рашид Хунагов. — Наиболее востребованными во всех сферах остаются специальности, связанные с программированием и IT-технологиями. Несмотря на ежегодный прирост специалистов в данных областях на рынке труда все еще сохраняется их дефицит. Большие надежды мы возлагаем на новые специальности: «Туризм», которая востребована как в Адыгее, так и на всем Северном Кавказе, и «Социальная работа». Я думаю, надо обратить внимание и на тот факт, что общество навязывает молодежи определенные стереотипы, под влиянием которых выбирается «престижная» профессия. В связи с этим решить вопрос о выборе действительно востребованных специальностей на рынке труда можно, переломив взгляды молодых людей на «статусность» и «престиж» тех или иных профессий. Этому, на мой взгляд, противоречит система приема в вузы, когда абитуриент имеет возможность определяться в профессии на основании уже сданных вступительных экзаменов».

Некоторые эксперты считают, что Северный Кавказ в первую очередь — это аграрный и рекреационный регион, поэтому не стоит навязывать ему стандарты обучения, присущие традиционно промышленным и деловым территориям. На эту тему высказался в газете «Взгляд» Валерий Коровин, заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ: «Скорее, нужно сделать акцент на среднем и среднем специальном образовании, и в принципе образование на Северном Кавказе, как и в некоторых других регионах, возможно, должно стать не обязательным, а добровольным. То есть это должен быть осознанный выбор человека. Каждый школьник и студент должен иметь возможность учиться столько, сколько он считает нужным. Сколько ему необходимо, чтобы жить и работать на своем месте, в своем регионе».