Проблема есть
По поводу подготовки инженерно-технических кадров, столь необходимых для всех сфер экономики СКФО, высказался министр образования и науки Республики Карачаево-Черкесия Борис Спиридонов: «Учитывая нынешнюю потребность в высококвалифицированных кадрах ИТР, их подготовка стала важнейшей составляющей современного образовательного процесса. Анализ состояния системы подготовки инженерно-технических кадров показал, что серьезной проблемой является недостаточная согласованность действий между бизнес-обществом и образовательными организациями. Требуется более активное участие объединений работодателей, профессиональных ассоциаций в разработке профессиональных стандартов, формировании заказа на подготовку специалистов нужного профиля».
Несколько иначе видит причины обозначенной Александром Хлопониным проблемы Бурхан Тамбиев, ректор Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева: «Проблема острого дефицита квалифицированной рабочей силы на Северном Кавказе свидетельствует о плачевном состоянии среднего профессионального образования, в былые времена обеспечивавшего регион квалифицированными кадрами. Естественно, сегодня трудно в том же объеме восстанавливать профлицеи, упраздненные или перепрофилированные в связи с непопулярностью рабочих профессий».
Но, к счастью, в последние годы ситуация заметно улучшилась: экономика, возрождаясь, стала набирать темпы роста. Зато, по словам Бурхана Тамбиева, очень четко обозначились проблемы с нехваткой кадров рабочих, инженерных, сельскохозяйственных профессий. «Думаю, это затронуло практически все субъекты РФ, а не только СКФО, — уверен господин Тамбиев. — Руководство всех субъектов региона, конечно, заинтересовано в подготовке востребованных кадров. Но, во-первых, это быстро не произойдет в силу уже названных выше причин, а во-вторых, мы столкнулись еще и с проблемой трудовой миграции. Сегодня дефицит квалифицированной рабочей силы восполняется за счет большого потока дешевой рабочей силы из стран ближнего зарубежья».
Проблема трудовых мигрантов в обозначенном ключе выглядит двояко: с одной стороны, нехватка своих кадров вынуждает предпринимателей привлекать работников из других регионов, с другой — часто получившие высшее образование жители СКФО ищут ему применение в более «хлебных» с точки зрения возможностей и заработка регионах, например, в Москве и Питере.
Парадокс этот плох не только из-за утечки своих «мозгов» и «рук». Для кавказского региона особенно важна системообразующая, традиционная ментальная и духовная целостность, которой он издревле известен. «Система образования — важнейший инструмент сохранения единого ментального пространства страны, — считает министр образования и науки Республики Кабардино-Балкария Пшикан Семенов. — Поэтому крайне необходима понятная всем государственная образовательная политика. Я считаю, что нужно эффективнее использовать потенциал системы высшего профессионального образования в СКФО. Для достижения целей государственной образовательной политики и решения задач модернизации российского образования необходимы координация планов развития вузовских центров, специализация и кооперация в реализации программ высшего профессионального образования и осуществлении научных исследований. Необходимо устранить сегментацию профессионального образования, неоправданного монополизма, диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров».
От общего к частному
Из обозначенных выше глобальных проблем кавказского образования не вполне понятно, что же именно мешает развиваться, улучшать качество предоставляемого образования самим вузам? И мешает ли вообще?
«Из-за отсутствия финансирования, базы и жилья нет возможности для привлечения и закрепления квалифицированных кадров — выпускников высших учебных заведений и молодых ученых, — говорит Борис Спиридонов. — Много молодых одаренных кадров, которые из-за низкой заработной платы не могут позволить себе заниматься наукой. В целях привлечения молодых специалистов в систему высшего профессионального образования республики было бы целесообразно дать возможность выпускникам высших учебных заведений и молодым ученым получать льготные, беспроцентные, долгосрочные и ипотечные кредиты».
Прозвучавшее на одном из совещаний предложение о возможности предоставления квот кавказцам в ведущих вузах тех регионов, где молодежи гораздо меньше, тоже не вызывает у представителей системы образования бурную радость.
«Предоставление квот кавказским вузам — это миф, — заявили в минобре Ингушетии. — С каждым годом выделение целевых мест катастрофически сокращается, вузы выставляют свои условия с целевым набором, создавая различные барьеры, например, одно целевое место, на которое проводится целевой набор кандидатов от всех регионов, выделение общежития по рейтингу ЕГЭ; обеспечение конкурса на одно целевое место не менее двух человек. В результате чего места аннулируются и остаются вузу».
Сомнения высказал и Бурхан Тамбиев: «По вопросу о «распределительной» схеме, т. е. выделении квот для выпускников СКФО, можно сказать, что это медаль, имеющая две стороны. С одной стороны, реализуется конституционное право о равных возможностях для получения образования в ведущих вузах жителей всех субъектов страны. Действительно, там они могут получить более качественное образование по каким-то конкретным, остро востребованным в регионах специальностям. Но, к сожалению, практика показывает, что домой из этих «квот-ников» возвращаются единицы, и проблемы с кадрами остаются нерешенными. С другой стороны, как руководитель образовательной организации понимаю, что происходит отток части лучшей молодежи, тех высокобалльников, которые улучшают показатель столичных вузов, оставляя нам не самых, мягко говоря, подготовленных выпускников — отсюда и низкий показатель среднего балла ЕГЭ абитуриентов. Может, есть необходимость в реформировании региональной высшей школы? В создании новых востребованных направлений в вузах субъектов? В воспитании своих кадров, развитии своих вузов, оказании им всемерной поддержки?»
В поисках работы. По мнению Бурхана Тамбиева, уровень безработицы в СКФО выше, чем в среднем по России в два раза. В Карачаево-Черкесии, правда, наметилась тенденция к ее снижению. И все равно рабочих мест недостаточно, чтобы обеспечить всех выпускников рабочими местами.
Уже несколько лет при КЧГУ действует Центр содействия занятости выпускников, их трудоустройству. Развитие в КЧР туристического кластера — приоритетного направления экономики региона — позволяет трудоустроиться практически всем выпускникам отделения «Туризма и сервиса», достаточно востребованы сегодня психологи, социальные работники, менеджеры. Стойкая потребность в педагогических кадрах в дошкольных и средних образовательных учреждениях. Понимая, что республика остро нуждается в рабочих кадрах, вузы готовы интегрироваться с профессиональными лицеями. Но для этого необходима поддержка руководства республики и учредителей.
Подобная ситуация и в соседнем, схожем по социально-экономическим условиям регионе — Республике Адыгея.
«Если говорить о трудоустройстве выпускников Адыгейского государственного университета, то его уровень колеблется в зависимости от приоритета специальности в пределах 80-100%, — говорит ректор университета Рашид Хунагов. — Наиболее востребованными во всех сферах остаются специальности, связанные с программированием и IT-технологиями. Несмотря на ежегодный прирост специалистов в данных областях на рынке труда все еще сохраняется их дефицит. Большие надежды мы возлагаем на новые специальности: «Туризм», которая востребована как в Адыгее, так и на всем Северном Кавказе, и «Социальная работа». Я думаю, надо обратить внимание и на тот факт, что общество навязывает молодежи определенные стереотипы, под влиянием которых выбирается «престижная» профессия. В связи с этим решить вопрос о выборе действительно востребованных специальностей на рынке труда можно, переломив взгляды молодых людей на «статусность» и «престиж» тех или иных профессий. Этому, на мой взгляд, противоречит система приема в вузы, когда абитуриент имеет возможность определяться в профессии на основании уже сданных вступительных экзаменов».
Некоторые эксперты считают, что Северный Кавказ в первую очередь — это аграрный и рекреационный регион, поэтому не стоит навязывать ему стандарты обучения, присущие традиционно промышленным и деловым территориям. На эту тему высказался в газете «Взгляд» Валерий Коровин, заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ: «Скорее, нужно сделать акцент на среднем и среднем специальном образовании, и в принципе образование на Северном Кавказе, как и в некоторых других регионах, возможно, должно стать не обязательным, а добровольным. То есть это должен быть осознанный выбор человека. Каждый школьник и студент должен иметь возможность учиться столько, сколько он считает нужным. Сколько ему необходимо, чтобы жить и работать на своем месте, в своем регионе».