Владимир Путин, президент России:
— Благодаря решительным действиям федеральных властей, поддержке абсолютного большинства местных жителей агрессия террористов на Северном Кавказе была отражена. Отстроена работа конституционных органов и правоохранительной системы, серьезно укреплена пограничная инфраструктура. И, главное, начато восстановление нормальной жизни, экономики и социальной сферы. Для этого запущен целый ряд специальных федеральных программ. В последнее время в регионе регулярно открываются новые предприятия. Финансирование осуществляется за счет как бюджетных, так и внебюджетных источников. Все это хорошие примеры, но их должно быть гораздо больше. Убежден, что любой проект на Северном Кавказе мы, прежде всего, должны мерить таким критерием, как создание новых рабочих мест. А значит, нужно формировать современную и эффективную структуру занятости, повышать спрос на квалифицированный труд, на предпринимательскую инициативу.

Дмитрий Медведев, председатель правительства России:
— Положение на мировых рынках, ситуация в экономике остаются весьма и весьма непростыми. Всем — и центру, и регионам — нужно работать в условиях жестких бюджетных ограничений. Вполне логично, что создавая условия для ускоренного развития промышленности и сельского хозяйства на Северном Кавказе, мы будем поддерживать те проекты, которые ориентированы на замещение импорта, разрабатывать и продвигать новые российские технологии, новые российские продукты, генерировать дополнительные налоговые поступления и улучшать ситуацию на рынке труда. Возможности для современного, высокопроизводительного, эффективного АПК в регионе есть. И эти возможности — уникальные. Есть и поддержка федерального центра. Общий объем средств бюджета РФ, выделенных на поддержку сельского хозяйства СКФО в прошлом году, превысил 11 млрд рублей. В этом году планируем направить 12 млрд рублей.

Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации России:
— Регионы Северного Кавказа потенциально имеют высокую инвестиционную привлекательность. Для того, чтобы реализовать этот потенциал, нужен системный подход, нужно время, нужны меры поддержки со стороны федерального центра.
Принята ФЦП «Юг России», запущено много различных проектов по развитию СКФО. Процесс пошел и пошел в правильном направлении. Ситуация, может быть, медленнее, чем нам хотелось бы, но улучшается. С появлением Минкавказа эта работа приобрела системный характер. Думаю, меры, которые наметило правительство, дадут свои результаты. К счастью, сегодня меньше беспокойства вызывают вопросы безопасности на Северном Кавказе, которые раньше были одним из сдерживающих факторов для инвестиций. Я бывала в ряде регионов СКФО — там наблюдается движение, особенно это касается туристического кластера. То, что происходит на курорте «Архыз», очень радует: количество прибывающих на отдых туристов выросло в разы. На курортах Кавказских Минеральных Вод тоже есть позитивные изменения. Я уверена, что у Северного Кавказа как края, обладающего уникальной природой, мощной санаторно-курортной базой, замечательными традициями, гостеприимными людьми, есть большое будущее.

Магомедсалам Магомедов, заместитель руководителя администрации президента России, бывший глава Республики Дагестан:
— Чукотка — небольшой субъект с хорошим потенциалом. Но там проживает всего несколько десятков тысяч человек, а в Дагестане — почти три миллиона. И даже Роману Абрамовичу и Сулейману Керимову вместе будет нелегко такую республику поднимать. Инвесторам надо обеспечить льготный экономический режим. Ведь гораздо легче привлечь средства в Калужскую область, чем в Чечню или Ингушетию.

Гаджимет Сафаралиев, председатель Комитета Государственной думы России по делам национальностей:
— Ситуация на Северном Кавказе сегодня в значительной степени иная, чем была в начале 2000-х годов. Нет потока беженцев, нет боевых действий. В республиках СКФО как в экономическом, так и в социальном плане положение значительно улучшилось. Притом, что до сих пор сохраняются террористические угрозы, существуют проблемы религиозного экстремизма, этнических конфликтов, велик уровень безработицы, опыт минувшего десятилетия показывает, что многие из задач развития северокавказские республики поэтапно решают. Обстановка все более и более стабилизируется, сказываются результаты проводимой и федеральным, и региональным правительством работы. Это не значит, что мы победили, — это процесс долгий и сложный. После тяжелых девяностых годов все регионы Северного Кавказа сегодня переживают новый виток развития. Каждая из республик работает над конкретными задачами по улучшению социально-экономического климата, по увеличению количества рабочих мест, по искоренению коррумпированности на местах.

Владимир Чуров, председатель Центральной избирательной комиссии России:
— Северный Кавказ заслужил ту спокойную жизнь, которая сейчас настала в регионе. И демократические выборы на этой земле, как и на любой другой, означают одно — поддержание мира, согласия, порядка и развития. Я считаю демагогией, когда демократией называют то, что происходит на Украине. Это не демократия, когда убивают людей, бомбят города. Демократия — это то, что происходит в Чеченской Республике.

Сергей Харитонов, генеральный директор АО «Корпорация развития Северного Кавказа»:

— Я уверен, что возможности Северного Кавказа по разным отраслям, будь то промышленность, туризм или сельское хозяйство, имеют значительный потенциал — это подтверждают показатели роста инвестиционной активности практически по всем направлениям. К примеру, в 2014 году общий объем инвестиций в субъектах СКФО составил около 517 млрд рублей — на 16% больше, чем в 2013-м. При этом особенно заметна положительная динамика в малом и среднем бизнесе: в прошлом году размер инвестиций в этот сектор увеличился по сравнению с позапрошлым на 27,3% — до 32,4 млрд рублей. В 2015 году несмотря на внешние факторы курс на опережающее развитие Северного Кавказа продолжается. Во многом это обусловлено текущей экономической ситуацией и поддержкой традиционных для округа секторов экономики. Кроме того, в рамках государственной программы развития СКФО на 2016-2020 годы, где основной акцент сделан на инвестиции, значительно увеличивающие налоговую базу, можно говорить о значительном росте инвестпривлекательности региона.

Рауль Хаджимба, президент Республики Абхазия:
— Значимость многовековых связей абхазского народа и народов Северного Кавказа высока. Представители северокавказских республик внесли большой вклад в дело победы Абхазии в Отечественной войне и восстановления нашей государственности. В послевоенный период между Абхазией и некоторыми республиками СКФО были заключены договоры о дружбе и сотрудничестве, подписаны соглашения в различных областях, в том числе направленные на развитие культурных, экономических, торговых связей. К сожалению, в последние годы наблюдалось ослабление связей Абхазии с Северным Кавказом, что вызвано причинами различного характера. Укреплению этих связей были посвящены мои визиты в Кабардино-Балкарию и Адыгею. Думаю, что мощным фактором интенсификации нашего сотрудничества могло бы послужить строительство автомагистрали, связывающей Абхазию и Северный Кавказ.

Алексей Журавлев, депутат Государственной думы России:
— Русская весна в Крыму и Донбассе сыграла ключевую роль в том, что из многих национальностей у нас, наконец-то, стала складываться единая политическая нация — народ Российской Федерации. Мощный общероссийский патриотический подъем произошел и на Северном Кавказе. Теперь важно, чтобы этот русский дух в каждом из нас продолжал жить и укрепляться. Нам нужно общее дело. В первую очередь, необходимо отказаться от всех показательных проектов — дорогостоящих и абсолютно неэффективных. Все усилия надо направить на реальные проблемы этнической преступности и религиозного экстремизма. Нужно всерьез заниматься молодежью — с детского сада, со школы. Следует жестко пресекать любые русофобские, антироссийские, ультранационалистические проявления с любой стороны. Мы не территория, где соседствуют разные и чуждые друг другу народы. Мы единая нация, единый народ.