Обсуждались опыт и проблемы реализации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. В нынешних политических условиях взаимодействие на уровне регионов приобретает особую ценность с точки зрения как противодействия попыткам изоляции России и блокирования ее деловых связей, так и сохранения добрососедских прагматичных отношений с иностранными партнерами.
«Осетия никогда не скрывала свою роль передового рубежа российской государственности. Мы гордимся этой важной ролью и хотим вновь подчеркнуть, что являемся частью Российской Федерации, охраняем ее рубежи с юга и одновременно представляем добрососедское лицо страны на южном Кавказе. Такая ответственная историческая миссия выпала нашему народу», — отметил врио главы республики Вячеслав Битаров. Председатель Парламента РСО — Алания Алексей Мачнев также подчеркнул, что Владикавказ остается стратегическим форпостом России на юге, занимая важное геополитическое положение. Через территорию республики перемещается огромное количество людей и грузов. Конечно, всегда актуальны взаимоотношения с братской Южной Осетией. «Мы наблюдаем за развитием сотрудничества между Россией и Южной Осетией и целиком их одобряем. Однако по-прежнему испытываем определенные трудности в экономической и гуманитарной сферах, во взаимодействии с Цхинвалом из-за несовершенства законодательства», — заявил Мачнев, призвав к скорейшему принятию закона об основах приграничного сотрудничества. 

Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев согласился с тем, что внешнеэкономические связи субъектов РФ наполняют конкретным содержанием международные, межправительственные и межведомственные соглашения, заключенные Россией. «В условиях, когда со стороны некоторых западных стран проводится линия на снижение межгосударственных контактов с Россией, когда вводятся политически мотивированные экономические санкции, когда осуществляются попытки блокирования внешнеэкономических связей нашей страны, именно межрегиональное сотрудничество по различным направлениям позволяет не только сохранять добрососедские отношения с иностранными государствами, но и положительно влиять на социально-экономическое развитие российских территорий, привлекать инвестиции и создавать новые производства», — высказал уверенность Косачев. Сегодня в межрегиональном сотрудничестве участвуют практически все субъекты РФ: с 1991 года подписано более 2000 соглашений в сферах торговли, экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества. Основными партнерами являются государства — члены СНГ. Так, прямые торгово-экономические связи с Арменией поддерживают 70 российских регионов, с Азербайджаном — 40, с Беларусью — 80, с Казахстаном — 76. Важным импульсом к интеграции станет концепция межрегионального и приграничного сотрудничества стран-участниц Содружества, принятая в 2015 году. Активное взаимодействие осуществляется в рамках Шанхайской организации сотрудничества. На уровне регионов подписано уже 147 соглашений. Большинство субъектов поддерживают идею создания структуры, которая бы реализовывала межрегиональные идеи по собственному укреплению контактов в области экономики, культуры и образования. Примером заинтересованности служит проведение в прошлом году в Уфе I Межрегионального форума, посвященного развитию малого бизнеса в рамках ШОС и БРИКС. Не менее важно включение субъектов РФ в деятельность таких международных организаций, как ЮНЕСКО и Конгресс местных региональных властей. Как отмечалось на заседании, важно, чтобы действующая законодательная база, регулирующая внешние связи регионов, отвечала нынешним реалиям и позволяла осуществлять эти контакты с наибольшей отдачей. Один лишь федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» вряд ли может снять все возникающие проблемы. Дополнительную динамику способно придать принятие федерального закона об основах приграничного сотрудничества в России.

Имеются недостатки в собственной работе многих субъектов на международном внешнеэкономическом уровне. Назрела необходимость в разработке специальных норм, регулирующих деятельность, функции и полномочия представительств субъектов РФ за рубежом. Многие проблемы также обусловлены несовершенством существующих нормативных правовых актов, напрямую не связанных с данной сферой. «К примеру, регламентированное пребывание иностранных граждан, — проиллюстрировал Константин Косачев. — Сегодня Северная Осетия активизирует свои региональные связи, прежде всего, с братской Южной Осетией. Есть все возможности для развития туризма, сельского хозяйства, промышленности. Однако выясняется, что развивать въездной туризм в республике достаточно проблематично, так как действуют ограничения на посещение Северной Осетии иностранцами. Мы с удивлением обнаружили, что это единственный регион Северного Кавказа, где существуют такие ограничения».

Член Совета Федерации от Ярославской области Анатолий Лисицын подтвердил, что региональная экономическая политика в настоящее время является самым слабым звеном системы внешнеэкономических контактов, а сенатор от Рязанской области Игорь Морозов посетовал, что представители бизнеса недостаточно информированы обо всех инструментах для выхода на внешний рынок. В этой связи представитель Парламента РСО — Алания в Совфеде Александр Тотоонов особо выделил давно известную и хорошо зарекомендовавшую себя практику торговых представительств при зарубежных посольствах России. В некоторых регионах существуют примеры такого представительства. Например, при российском посольстве в Китае есть торговый представитель от Бурятии. «Однако обеспечить зарубежное представительство всем 85 регионам не представляется возможным, — предупредил заместитель директора Департамента развития межрегионального и приграничного сотрудничества Минэкономразвития РФ Владимир Кучиев. — Более целесообразным видится зарубежное торговое представительство России в целом, которое действует от имени регионов». По оценке Константина Косачева, выездное заседание получилось конкретным, содержательным и результативным. «Мы обменялись мнениями по широкому кругу вопросов, с которыми сталкиваются субъекты Федерации в развитии внешних связей, — прокомментировал он. — При всех возможностях, которые предоставляет российское законодательство, у регионов существует ряд проблем. Пробелов и неясностей достаточно много. В конечном итоге речь может пойти и о корректировке действующего закона, применяемого с 1999 года, и о принятии в максимально короткие сроки второго базового закона о приграничном сотрудничестве, который ждет своего часа с 2010 года, и об анализе действенности ряда подзаконных актов, создающих дополнительные проблемы для развития внешних связей субъектов страны».