На первом заседании совета были определены направления совместной работы власти, правоохранительных и контролирующих органов, ученых, общественных организаций, национально-культурных объединений, диаспор. Они были учтены в Стратегии государственной национальной политики до 2025 года и федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» до 2020 года. Впервые для решения национальных вопросов был использован программно-целевой метод.

Владимир Путин, президент России:
— Межнациональные отношения — один из самых важных, сложных и чувствительных вопросов, требующий общего повышенного внимания. При этом нужно помнить, что раздоры на почве межнациональных отношений, как правило, зарождаются на местах — там, где их и нужно заблаговременно блокировать. Руководители на местах, к сожалению, часто предпочитают кабинетную работу, пользы от которой или никакой, или очень мало.
Недавно принят закон об ответственности региональных и муниципальных властей за возникновение межнациональных конфликтов, вплоть до отправки в отставку руководителей, которые не смогли их предотвратить.
«Пожарные» меры по предупреждению межнациональных конфликтов неэффективны. Нужны современные системные методы и подходы, которые отражены в новой Стратегии государственной национальной политики.
Региональные планы реализации стратегии должны быть содержательными, отражать специфику каждой конкретной территории. Необходимо также создать в регионах на единой методологической основе систему мониторинга межнациональных отношений, оценки рисков, мер предупреждения возможных конфликтов.
Здесь важна роль научного и экспертного сообщества. По моему поручению уже создан научный центр, обеспечивающий мониторинг межнациональных отношений на Юге и в Поволжье.
Тенденция последних лет — возрастающая напряженность в отношениях между местным населением и мигрантами. Возможно, стоит подумать о составлении трудовых карт, определяющих потребности субъектов Федерации в дополнительной рабочей силе, но главное внимание уделять социальной адаптации мигрантов. Такие центры адаптации организованы в Тамбове и Оренбурге, и, по предварительной оценке экспертов, они могут дать хороший результат.

Юрий Чайка, генеральный прокурор России:
— Материалы надзорных проверок свидетельствуют, что резонансные происшествия от Кондопоги до Бирюлево, как правило, в основе своей носили бытовой характер и затем перерастали в массовые выступления граждан, в ходе которых звучали националистические лозунги. Они обусловлены совокупностью причин: помимо социально-экономических это проблемы образования, культуры, воспитания, профилактики противоправного поведения, коррумпированности должностных лиц и безнаказанности.
Сегодня контроль за исполнением плана мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики возложен на минрегион. Однако складывающаяся обстановка свидетельствует о недостаточности принимаемых мер. Созданные многочисленные советы и межведомственные комиссии не справляются с реализацией согласованной национальной политики в регионах. На наш взгляд, необходимо поднять уровень и работы, и ответственности минрегиона.
Нужно ужесточить уголовную ответственность участников националистических организаций в случае совершения ими преступлений на почве межнациональной вражды или розни, предусмотреть данное обстоятельство в качестве квалифицирующего признака соответствующего состава Уголовного кодекса.

Константин Ромодановский, директор Федеральной миграционной службы России:
— За последние годы въезд на территорию России иностранных граждан увеличился практически на 40%. Три четверти — это выходцы из стран СНГ, в основном молодые люди, далекие от наших традиций, часто не владеющие русским языком. Как правило, они незаконно работают, легко вовлекаются в криминальную деятельность. В такой ситуации у мигрантов отсутствует мотивация и желание изучать русский язык, соблюдать законы, а также правила и нормы поведения, принятые обществом.
Поэтому, считаю, крайне важным мотивом станет введение обязательного экзамена по русскому языку, истории России и основам российского законодательства для всех трудовых мигрантов за исключением высококвалифицированных.
Эффективная работа в области адаптации и интеграции мигрантов является затратной, и, очевидно, настало время для проработки вопроса о финансировании создания адаптационных центров, курсов русского языка и в России, и в странах исхода.
Крайне важно упорядочить пребывание и проживание иностранных граждан на территории нашей страны. Чтобы предотвратить случаи фиктивной регистрации граждан по месту жительства и пребывания, нужны изменения в законодательстве.

Дмитрий Козак, заместитель председателя правительства, заместитель председателя Совета по межнациональным отношениям при президенте России:
— Мы должны понимать, где кроются корни проблемы. А они кроются, прежде всего, в экономической сфере. Чрезмерная дифференциация социально-экономического развития территорий приводит к чрезмерной концентрации и внутренних, и внешних мигрантов, в том числе различной национальной и религиозной принадлежности, и там возникают конфликты.
Если посмотреть на миграционную карту нашей страны, то за девять месяцев 2013 года в Москву и Московскую область въехало 3,3 млн трудовых мигрантов, в Санкт-Петербург и Ленинградскую область — 2,5 млн. Если говорить о внутренней миграции, то миграционный приток в Москве и Московской области превышает отток в 120 раз, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — в 18 раз.
И, наоборот, в таких регионах, как Калмыкия, отток превышает приток в 12 раз, в Дагестане — в 20, в Кабардино-Балкарии — в 30 раз. Это все регионы, которые находятся на низком уровне социально-экономического развития, с низким уровнем доходов населения.
Летом правительство России утвердило комплекс мер по стимулированию привлечения инвестиций в регионы. Они направлены на то, чтобы дать дополнительный инструмент депрессивным регионам для создания зон территориального развития с преференциями для бизнеса, в том числе за счет федерального бюджета. Такие регионы определены. Это как раз те самые регионы, в которых наблюдается устойчивый отток населения в центры экономического притяжения, прежде всего, в Москву и Санкт-Петербург.

Николай Сванидзе, председатель комиссии Общественной палаты России по межнациональным отношениям:
— У меня складывается ощущение, что после событий в Бирюлеве в России началось нечто, похожее на антимигрантскую истерику. Между тем, как говорил булгаковский профессор Преображенский, «разруха не в сортирах — разруха в головах». На мой взгляд, национальная проблема состоит не в мигрантах — она состоит во взаимоотношениях между гражданами нашей страны, прежде всего, разного этнического происхождения и вероисповедания.
В российских городах — очень высокий уровень социального раздражения, особенно среди молодежи. И это довольно умело и цинично канализируется профессиональными людьми, имеющими, как правило, радикальную националистическую идеологию, канализируется в сторону межнационального неприятия. Иначе говоря, социальная злоба искусственно трансформируется и соответствующим образом направляется в злобу национальную. Это очень опасно, и может иметь очень далеко идущие последствия.
Для исправления ситуации нужны меры разного характера.
Во-первых, усиление влияния местного самоуправления. Во-вторых, поддержка медийных проектов. Мне кажется, нужно изменить вектор нашей государственной пропаганды в сторону национальной терпимости, готовности людей разного этнического происхождения, вероисповедания, внешности, языка, культуры жить вместе в одной стране под названием Россия.

Владимир Зорин, председатель общественного совета Московского дома национальностей:
— В вопросах сохранения межнационального согласия, предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов значительная роль отводится религии. Многое здесь зависит от правильной расстановки приоритетов и системности работы. Прежде всего, речь идет о подготовке священнослужителей. Исламское образование становится составной частью работы по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.
За последние годы в Москве, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах создана сеть светских и духовных учебных заведений. К преподаванию в них привлекаются не только светские ученые и специалисты, но и авторитетные мусульманские деятели. Однако действует эта система разобщенно, единообразия подготовки имамов не сложилось.
В настоящее время разрабатывается концепция конкурентоспособного отечественного исламского образования, которая будет включать взаимосвязанные между собой три уровня: среднее мусульманское образование в медресе, высшее исламское образование на базе исламских вузов с привлечением сил светских научных учреждений и непрерывное повышение квалификации.
Реализация проекта позволит духовным управлениям при поддержке органов власти сформировать кадровый резерв. Значительно сократится количество молодежи, выезжающей для получения религиозного образования за рубеж.

Максим Шевченко, президент Центра стратегических исследований религий и политики современного мира:
— Нужно проводить четкую грань между неприемлемым радикализмом, который ведет к экстремизму, и национализмом как формой национального самосознания.
Национальное самосознание русского народа, о котором со страхом многие говорят, особенно либеральная интеллигенция в городах, на самом деле является оплотом стабильности нашего государства. Уверен, самочувствие русского народа является фундаментом самочувствия и всей государственной системы.
Поэтому мне представляется, что проблемы, связанные с возникновением в России рынка свободной иностранной рабочей силы, как правило, инокультурного населения, имеют прямое отношение в том числе и к стабильности нашего государства, которое базируется на самочувствии русского народа.
Я являюсь противником введения виз, но я являюсь сторонником ужесточения трудового законодательства в рамках ответственности работодателя за приезжающего работать в Россию человека. Должен быть сформирован пакет документов, без которых человек не может приехать работать в нашу страну: трудовой контракт или трудовое соглашение, медицинское и пенсионное страхование, обратный билет и привязка к конкретному месту жительства, которое ему должен обеспечивать работодатель.

Алексей Журавлев, председатель общероссийской общественной организации «Родина — конгресс русских общин»:
— Нам нужна современная и прагматичная система регулирования миграционных отношений, соответствующая национальным интересам и принципам национальной политики России, с четко определенными критериями оценки эффективности. Для такой оценки я бы предложил два основных критерия.
Первый критерий — это соотношение между мигрантами, лояльно настроенными к российскому государству и считающими себя частью российского общества, и теми, кто считает себя чужими в нашей стране. Второй критерий — это соотношение между количеством высококвалифицированных и низкоквалифицированных внешних мигрантов, то есть качественный аспект миграции.
Сегодня подобных оценочных механизмов нет. Считаю, что к их разработке надо привлечь экспертное сообщество, ученых.
В настоящее время миграционные отношения в России регулируются массой различных документов — разобраться в них может только высококлассный юрист. Необходимо разработать единый документ, допустим, миграционный кодекс, который сделает правовую базу единой, прозрачной и понятной как для самих мигрантов, так и для граждан России, а также определит ответственность за ее невыполнение. Естественно, главный принцип здесь — равенство всех перед законом.

Асламбек Паскачев, председатель высшего совета общероссийского общественного движения «Российский конгресс народов Кавказа»:
— Есть народная поговорка: как хозяин хлопает в ладоши, так гости и танцуют. Иными словами, какие правила мы устанавливаем, как мы себя ведем и позволяем вести, так себя мигранты и ведут.
Принимаемые законы должны соблюдать мы сами. Это касается в первую очередь работодателей, правоохранительных структур, общественных организаций, связанных с диаспорами. При этом мероприятия должны проводиться не от случая к случаю, всплесками, а регулярно и системно.
В последнее время президенту приходится в ручном режиме управлять различными негативными событиями на уровне муниципалитетов. Это не дело — для этого есть соответствующие министерства и ведомства, региональные и местные власти. Политика, связанная с регулированием межнациональных отношений, должна осуществляться в соответствии с разделением полномочий. И правильно, что введена ответственность местных руководителей за возникновение межнациональных конфликтов.