Земли Северного Кавказа хранят немало тайн, разгадка которых может перевернуть устоявшиеся взгляды на историю проживающих здесь народов. Изучение ритуального комплекса, расположенного на плато в предгорьях неподалеку от селения Заюково Баксанского района Кабардино-Балкарии, стало значимой вехой в понимании того, как развивалась цивилизация в этой части планеты. Известные в республике этнографы и писатели Мария и Виктор Котляровы рассказывают об удивительных открытиях, которые им удалось сделать на территории загадочного плато.

— Место воистину уникальное, — считает Виктор Котляров. — В народе киммерийский некрополь получил название «Кладбище нартов» — героев кавказских эпических сказаний. Это само по себе говорит о многом — и о невероятной древности сложившейся здесь цивилизации, и о том, что местные жители понимали, какое значение имеет некрополь в истории. С географической точки зрения «Кладбище нартов» — относительно ровная площадка на вершине одной из нависающих с левой стороны Заюково скал. С юга, востока и запада скала уходит отвесно вниз. Место это практически неприступно. А с севера со стороны гор обозримо на значительном пространстве. Здесь очень высока концентрация важнейших и пока еще неизученных исторических памятников. Рядом с киммерийским некрополем, где захоронения различных племен и культур продолжались примерно с VII-VIII веков до нашей эры, мы обнаружили столько загадочных объектов, что у любого ученого дух захватило бы от открывающихся научных перспектив. Например, катакомбный мужской монастырь. Он действовал с начала второго тысячелетия нашей эры вплоть до нашествия Тимура в конце XIV века. Поблизости найдена и рукотворная шахта-пещера, возраст которой ученые определяют в несколько тысяч лет. Способ ее создания, технология обработки камня не имеют аналогов. А обнаружить эту пещеру удалось благодаря очень своеобразному указателю — нацистской свастике, выдолбленной на камнях. На этом плато есть еще и каменная астрономическая обсерватория, которая действовала, вероятно, по тем же принципам, что и знаменитый Стоунхендж в Англии и наш Аркаим, расположенный неподалеку от Челябинска.

— Как удалось обнаружить плато?

— Летом прошлого года мы узнали, что на пятигорский археологический рынок стал поступать в невиданном количестве погребальный инвентарь, определяемый черными археологами как киммерийский. Практически каждое воскресенье на продажу предлагалось огромное количество бронзовых артефактов, в том числе шейные гривны, фибулы, браслеты, кинжаловидные привески, пряжки, орнаментированные топоры, шлемы ассирийского типа и многое другое. Нам удалось выяснить, что поставляются все эти археологические древности из Кабардино-Балкарии. Мы задались целью остановить варварство, но сначала надо было найти сам могильник. Волею провидения это удалось. Так на интернет-сайтах и в ряде центральных газет появилась информация о том, что в КБР идет разграбление киммерийского некрополя. Мы ожидали, что после этого незамедлительно будет сделано все возможное для охраны уникального могильника, но вместо этого разгорелся научный спор: захоронение это, мол, не киммерийское, а кобанское (так называемая кобанская культура охватывает периоды бронзового (XIII/XII-IV вв. до н. э.) и железного веков (VII-III вв. до н. э.).

—А пока шли споры...

— Пока ученые разбирались, несанкционированные раскопки продолжались. Нам пришлось обращаться в различные инстанции, чтобы прекратить разграбление. В конце концов, в декабре прошлого года на правительственном сайте появилось сообщение о том, что «власти Кабардино-Балкарии обеспечат охрану курганного могильника в окрестностях сельского поселения Заюково Баксанского муниципального района республики», создав для этого рабочую группу в составе представителей министерств культуры России и КБР, республиканских УФСБ и МВД, администрации района.

— Расскажите об астрономической обсерватории. Что она из себя представляет?

— Обсерватория входит в состав ритуального комплекса. В верхней части своеобразного природного амфитеатра или, как говорят геологи, цирка, на небольшой ровной площадке расположен некрополь. В центре, как мы предполагаем, совершались религиозные обряды, возможно, и какие-то зрелищные мероприятия. Что это были за обряды, сейчас остается только гадать. А вот в нижней части амфитеатра была обсерватория. Здесь разбросаны огромные каменные шары. Сегодня их осталось восемь, но если судить по выемкам на арене цирка, то говорить можно о двенадцати, так как в семидесятых годах прошлого века местные трактористы сбросили несколько камней с обрыва. Кто-то решит, что оставшиеся шары разбросаны в полном беспорядке, но это лишь на первый взгляд. Если смотреть с верхней точки плато, становится очевидным, что в их расположении есть определенная система. Скорее всего, они отображают какое-то созвездие. Рядом, в одном из валунов, выдолблено сиденье. Перед человеком, севшим в это каменное кресло, открывается удивительный вид. В ясные дни можно разглядеть Эльбрус и, что очень важно, видно, как проходит траектория Солнца через плато. Оно по ходу своего движения совершает путь, в котором задействованы практически все каменные объекты. Один из камней имеет характерную расщелину и, скорее всего, является астрономическим визиром — «прицелом» для определения положения солнца и звезд. Это и натолкнуло на мысль, что на плато расположена древнейшая пригоризонтная обсерватория, которая служила для астрономических наблюдений. Установить эти камни в определенном порядке была задача не из простых, а наши предки не тратили свои усилия попусту. Мегалитические древние обсерватории — одни из самых таинственных древних сооружений, и споры об их предназначении и происхождении до сих пор не привели к однозначному ответу. По всей видимости, люди преследовали чисто практические цели. Здесь, вероятно, вычислялись дни осеннего и весеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния, фиксировались астрономически значимые события.

— Есть ли доказательства того, что это плато действительно астрономический комплекс, а не просто место, где расположены большие камни?

— Должны быть в наличии три элемента: место наблюдателя и два визира — ближний и дальний. Причем верхний край ближнего визира должен совмещаться с линией горизонта, на котором находится дальний. Все это на плато в Кабардино-Балкарии есть. А значит, мы имеем дело ни с чем иным, как с древнейшим инструментом для астрономических наблюдений.

— Загадочное плато привлекало внимание не только современных ученых, верно?

— В годы войны большой интерес к этим местам проявляли немецкие офицеры из мистического общества «Анэнербе». Осенью 1942 года, оккупировав Кабардино-Балкарию, фашистские захватчики осуществляли в Баксанском ущелье планомерные поиски некоего таинственного объекта. Об этом свидетельствуют знаки в виде свастики на реперных (знаковых) камнях, оставленные в районе селения Заюково одной из немецких групп. Местный житель Артур Жемухов попытался выяснить, что же интересовало гитлеровцев, и обнаружил невдалеке от одной из нанесенных на камни свастик поражающее воображение своей загадочностью и необъяснимостью сооружение — шахту около восьмидесяти метров глубиной, состоящую из нескольких колен с камерами-переходами из одной в другую. Вход — это две цельные каменные плиты, установленные параллельно, с боковинами, аккуратно заложенными небольшими блоками. Далее следует уступ и еще одна шахта протяженностью 16 метров. Потом еще два перехода, и десятиметровая шахта, заканчивающаяся огромным (36 метров!) залом. Одна из его стенок выложена каменными блоками: где с заметными между ними швами, а где пригнанными столь плотно, что зазоры практически не видны. Создается впечатление, что блоки как бы слились, перетекли один в другой. Отшлифована не только стена, но и свод, внешне напоминающий огромную нависающую параболу. Противоположная стена зала естественная; ширина его невелика — от трех с половиной до четырех с небольшим метров.
Шахта не заканчивается залом: и в одну, и в другую стороны имеются проходы, доступ в которые преграждают каменные осыпи.
В результате проведенных исследований удалось выяснить следующее. Гора, в которой находится шахта, представляет из себя пирамиду, составленную из огромных туфовых блоков с кое-где абсолютно ровными, словно отрезанными, краями.

Туф — это горная порода, образовавшаяся из вулканического пепла при извержении вулканов. Возможно ли, что означенная шахта, ведущая на глубину в десятки метров, создана природой? Тогда получается, что туф залег не просто слоями, а аккуратно выложил прямоугольное отверстие, причем идеальной конфигурации. Вероятнее всего, люди использовали созданное природой в каких-то своих, известных только им целях, соорудив воздуховоды (на данный момент другого предположения о предназначении шахты нет) и выведя их на поверхность.
Большинство геологов склоняется к версии искусственного происхождения шахты — из-за четкой геометричности блоков, наличия раствора в швах между ними и отсутствия косых трещин, характерных для туфа. Есть и альтернативное мнение, что заюковский феномен вовсе не шахта, а «трещина гравитационного отрыва, для которой характерны ровные поверхности соприкосновения».

— Что могли искать здесь члены общества «Анэнербе»?

— Сказать точно невозможно. Однако всем известно, что вожди Третьего рейха верили, будто обладающий такой священной реликвией, как Чаша Грааля, получит абсолютную власть над миром. Они настойчиво искали Чашу Грааля в различных частях света, в частности, на Тибете. По одной версии, реликвия могла находиться и на Кавказе.

— И это еще не все чудеса этого плато. В первом тысячелетии нашей эры византийские монахи создали здесь обитель...

— Да, мужской монастырь действовал с начала второго тысячелетия нашей эры вплоть до нашествия Тимура (конец XIV века). И об этом говорят не только передаваемые из поколения в поколение предания, которые не рождаются на пустом месте, но и многочисленные кельи, вырытые под скальным выступом с правой стороны. Их, доступных для осмотра, несколько. В основном полузасыпанные. В ямы, заканчивающиеся узкими щелями-проходами, мы спускали кинокамеру, зафиксировавшую помещения площадью шесть и более метров. Житель села Кенделен Назир Хапаев будучи в шестидесятых годах мальчишкой побывал во многих из этих келий, более того, он помнит, что внутри некоторых из них имелись вертикальные узкие шахты, в которые дети побоялись спускаться. Вероятнее всего, эти колодцы вели к воде.

Действительно, песчаник, из которого сложена высота 971 — так она обозначена на карте, очень легок для обработки, позволяет проделывать весьма продолжительные штольни-шахты. О том, что внутри скального выступа имеются многочисленные пустоты, свидетельствуют и показания георадара. Ощущение, что там находится множество подземных помещений (только ли келий?), в том числе и резервуар для хранения воды. Но их характер и объем можно выяснить только с помощью мощной современной сканирующей техники.

В народе живет память о том, что монахи, узнав о приближении Тимура, покинули монастырь, но перед этим снесли в одно из помещений святые книги (вероятнее всего, греческие Евангелия) и надежно замуровали в него вход. Битва проходила внизу — на том месте, где сейчас лежит трасса, ведущая в Приэльбрусье. После сражения с воинами безжалостного полководца, в котором местные племена, поддерживающие Тохтамыша, были разбиты, несмотря на их отчаянное сопротивление, монахи уже не вернулись в свою обитель. Да и кому было возвращаться? Воины Тимура в плен не брали, оставляя после себя выжженную и обезлюдевшую землю.

— Есть ли предположения о том, когда здесь появились первые люди?

— В этом вопросе много неясного. Дело в том, что стены естественных пещер и скальных выступов буквально исписаны рисунками — человечками на конях с копьями в руках, животными, солярными знаками, многочисленными свастиками. Трагедия в том, что поверх них и рядом оставили следы своего пребывания наши современники, запечатлевшие свои имена и время посещения. Большинство рисунков безвозвратно потеряны, но сохранившиеся убеждают: надо вести речь о неолите. Тем более, что похожие писаницы древних художников зафиксированы археологами в располагающемся поблизости Тызыльском ущелье, и никто не подвергает сомнению их датировку (напомним, новокаменный век — неолит — начался около 9500 лет до н. э.).
Следовательно, наш памятник действительно не имеет аналогов, нуждается не просто в защите, а в глубоком, целенаправленном изучении. Нет сомнений, заюковский ритуальный комплекс еще скажет свое слово в мировой истории.
Но сильнее всех доказательств человека убеждает личное присутствие на загадочном плато. Ветер здесь затихает и как бы обходит пространство амфитеатра стороной, и то, что его дно ниже на полтора-два метра, чем края, вовсе не является причиной этого. Тут возникает какое-то особое ощущение: умиротворенности, покоя, несуетности, такое же, какое к человеку приходит в храме — намоленном месте.

...По обеим сторонам от площадки, расположенной на вершине каменного языка, пропасть в десятки метров: есть места столь отвесные, что к краю лучше не подходить. Тем не менее, страх высоты не ощущается, словно его что-то нейтрализует. Нет и ощущения присутствия мертвых, хотя они закопаны буквально в нескольких шагах. Здесь словно сквозь время, сквозь долгие-долгие века — речь идет как минимум о 25-27 столетиях — струится с неба само благословение.