За счет политики, которая совмещает в себе различные инструменты поддержки инновационной деятельности, в КБР были запущены механизмы инновационной экономики. При этом они вводились не прямыми жесткими организационными мерами, а достаточно мягкими, эффективными «вливаниями» в те секторы, которые в соответствии с совместными рекомендациями представителей науки и бизнеса были определены наиболее перспективными для развития экономики республики.

— Все без исключения регионы России заявляют о своей привлекательности для инвесторов. Между тем в одних регионах реализуются десятки проектов, а в других — единицы. По степени интереса со стороны отечественных и зарубежных компаний Кабардино-Балкария занимает одно из лидирующих мест на Северном Кавказе. Что лежит в основе этого лидерства?


— Кабардино-Балкария — динамично развивающийся регион с благоприятным деловым климатом, один из лучших регионов страны с инвестиционной точки зрения. Власти республики прекрасно понимают, что необходимо гарантировать партнерам стабильность экономической и политической ситуации, поэтому готовы сотрудничать на выгодных условиях и внедрять новейшие механизмы для привлечения потоков инвестиций.
Среди прочего создан портал «Инвестиционный паспорт КБР» — единая информационная система, в которой инвестор может найти любые интересующие его сведения о республике и ее потенциале. Рост количества инвестиционных проектов в Кабардино-Балкарии напрямую связан с открытой и дружественной позицией республиканского руководства.

— Была ли скорректирована инвестиционная политика Кабардино-Балкарии после глобального финансового кризиса? Появились ли в ней новые приоритеты, продиктованные необходимостью еще более активных действий по привлечению инвесторов?


— После глобального финансового кризиса одним из приоритетных направлений политики Кабардино-Балкарии стала кластеризация экономики республики.
Процессы, происходящие в современной экономике, подтолкнули власти КБР к необходимости использования кластерной формы ведения хозяйственной деятельности, где главным принципом является опора на сильные позиции отдельных кластеров, и синергетический эффект достигается при помощи конкуренции и кооперации между участниками.
Учитывая, что успешная реализация проектов по стимулированию кластеров возможна только при наличии соответствующей региональной стратегии, при ее разработке были учтены ключевые точки роста республики в целом. Данный подход рассматривается как необходимое условие для поступательного, прорывного развития экономики территории.

— Какие отрасли экономики Кабардино-Балкарии сегодня наиболее привлекательны для инвесторов?

— В соответствии со стратегией развития КБР до 2030 года приоритетными направлениями для республики определены туристический кластер, агропромышленный комплекс с ориентацией на глубокую переработку сельскохозяйственного сырья, массовое жилищное строительство. Большое внимание уделяется и высокотехнологичному производству строительных материалов, генерации электрической энергии.
Если говорить о туристическом кластере, то за 2012 год Кабардино-Балкарию посетили почти 200 тыс. человек, из них 15 тыс. — иностранцы. Сейчас республика готова единовременно разместить около 15 тыс. туристов и отдыхающих. Реестр объектов курортно-рекреационного и туристического комплекса КБР насчитывает 221 предприятие. Только за последнее время в эксплуатацию введено 39 объектов туристской инфраструктуры, идет строительство еще примерно 70 объектов.
Курорт «Нальчик» — единственное место в России, где есть совершенно разные виды лечебных минеральных вод. На уровне руководства страны принято решение о его включении в профильную федеральную программу. Уникальные и беспроигрышные факторы позволили столице КБР стать многопрофильным бальнеологическим курортом. При господдержке и соответствующем инвестировании отрасль можно поднять до планки международного уровня.

—А как планируется реализовывать агропромышленный потенциал КБР?

— Агропромышленный комплекс — один из локомотивов экономики Кабардино-Балкарии. Сельское хозяйство имеет решающее значение для обеспечения благополучия и достойного уровня жизни каждого третьего жителя республики: его доля в валовом внутреннем продукте КБР составляет более 28%. Если сопоставить основные показатели развития АПК в течение последних пяти лет, то наглядно видно, что производство сельхозпродукции в денежном выражении увеличилось в 1,5 раза, в том числе зерна — в 1,2, молока — в 1,4, мяса — в 1,5 раза.
Такие результаты стали возможными благодаря тому, что за эти годы сельское хозяйство республики получило более 27 млрд рублей субсидируемых кредитных ресурсов, финансовая поддержка отрасли со стороны государства составила 7,6 млрд рублей.

В прошлом году в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и ведомственных целевых программ в КБР осуществлялось 82 инвестиционных проекта общей стоимостью 10 млрд рублей. Через механизмы государственно-частного партнерства стало возможным продолжить или приступить к реализации современных сверхкрупных высокотехнологичных инвестпроектов в области молочного и мясного скотоводства, птицеводства, садоводства и овощеводства.

Современная экономика требует производства конкурентоспособной продукции: важно не только вырастить урожай, но и позаботиться о его реализации, выстроить все маркетинговые и логистические схемы. Предприятия АПК Кабардино-Балкарии являются постоянными участниками международных и всероссийских выставок, и их продукция всегда отмечается дипломами и медалями. Это еще одно доказательство того, что сельское хозяйство республики шагает в ногу со временем, с инновационными технологиями.

В стратегическом плане планируется создать на территории КБР сеть инновационных агропромышленных комплексов. С помощью современных технологий, грамотно выстроенной инвестиционной политики уже удалось выйти на полную самообеспеченность и круглогодичное снабжение населения республики свежей, экологически чистой продукцией. Кабардино-Балкария готова к конкуренции в условиях ВТО, способна, как минимум, закрыть потребности в экологически чистой продукции жителей России, а по некоторым аспектам — СНГ и европейских стран.

— В начале нынешнего года был обнародован инвестиционный меморандум Кабардино-Балкарии. Как на появление этого документа отреагировало бизнес-сообщество? Оправдано ли говорить, что «правила игры» для компаний, приходящих либо уже пришедших в республику, стали еще понятнее, прозрачнее и привлекательнее?

— В инвестиционном меморандуме названы четыре принципа взаимодействия органов власти КБР с инвесторами: прозрачность (открытая информация), равенство (без дискриминации), вовлеченность (участие заинтересованных сторон) и эффективная практика (ориентация на лучший результат). Определен перечень гарантий для инвесторов, предоставляемых республикой. Среди них — налоговые льготы, защита капитальных вложений, открытое обсуждение инвестпроектов.
Можно однозначно утверждать, что органы исполнительной власти Кабардино-Балкарии придерживаются принципов, определенных в декларации, относительно заявленных гарантий инвесторам. Гарантии получили шесть инициаторов проектов, и на сегодняшний день не зафиксировано ни одной жалобы в виде письменного заявления на имя главы КБР либо электронного обращения в его интернет-приемную на нарушение прав и интересов инвесторов.

— Одним из слагаемых успеха региона в привлечении инвестиций является его инвестиционное законодательство. Каковы сильные стороны инвестзаконодательства Кабардино-Балкарии? В чем его прогрессивность?

— Можно смело утверждать, что нормативно-правовая база республики в сфере инвестиционного климата стоит на одном уровне с базой самых конкурентоспособных регионов России. Сегодня КБР — единственный регион СКФО и ЮФО за исключением пилотных регионов, где внедрен стандарт деятельности органов исполнительной власти по улучшению инвестиционного климата.
В рамках внедрения стандарта принято постановление правительства республики «О сопровождении инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации в КБР». Утвержден порядок сопровождения проектов по принципу «одного окна»: предоставляется полный спектр инструментов поддержки на всех стадиях развития бизнеса, включая участие в региональных, федеральных и международных программах развития предпринимательства, содействие в привлечении средств инвестиционных и венчурных фондов.

— Инвесторы признаются, что при выборе площадок для реализации проектов важную роль играет наличие необходимой инженерно-транспортной инфраструктуры. На какую помощь в ее создании могут рассчитывать компании, приходящие в Кабардино-Балкарию?

— Правительство КБР направило в Министерство экономического развития России заявку на создание особой экономической зоны промышленного типа в Майском районе. Наряду с проектом создания туристического кластера это без преувеличения наиболее масштабный на сегодня проект республики. Поэтому для нас важно добиться его прохождения через процедуры конкурсного отбора в минэкономразвития.

— Насколько амбициозны планы КБР, связанные с привлечением инвестиций, на средне- и долгосрочную перспективу?

— В плане повышения инвестиционной активности делается немало, однако проблем в этом важном деле еще много. С целью создания благоприятных условий для долгосрочных инвестиций правительству республики необходимо обеспечить дальнейшее совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих инвестдеятельность, развитие и использование схем государственно-частного партнерства, реализацию проектов создания особых экономических зон промышленно-производственного и туристско-рекреационного типа, привлечение государственных гарантий РФ.
Огромные возможности заложены в одобренной недавно федеральной программе развития промышленности до 2020 года: общий объем финансирования составит около 3,5 трлн рублей, из них почти 500 млрд будут выделены из федерального бюджета. Для многих предприятий КБР это реальный шанс на модернизацию.
Впереди у нас амбициозная цель — вывести Кабардино-Балкарию в число самых процветающих регионов России.

15 ключевых инвестиционных проектов Кабардино-Балкарии

    № п/п

Проект

Локализация проекта

Инициатор проекта

Размер инвестиций, млрд руб.

Годы реализации


Строительство завода по производству полиэтилен-терефталата пищевого и текстильного назначения мощностью 486 тыс. тонн в год

Майский район

ООО «Завод чистых полимеров «Этана»

15,7

2011-2015


Строительство птицекомплекса по производству бройлеров и индейки суммарной мощностью 30,65 тыс. тонн мяса в живом весе в год

Зольский район

ООО «Югагро»

5,64

2012-2020


Строительство комплекса по выращиванию, хранению, обработке, упаковке и реализации свежих овощей мощностью 75 тыс. тонн в год

Прохладненский район

ОАО «Прохладное»

4,13

2008-2013


Развитие интенсивного садоводства на площади 2 тыс. га

Баксанский район

ООО «Юг-агроснаб»

3,2

2009-2014


Строительство консервного завода

Нальчик

ООО «Агро+»

1,8

2012-2015


Строительство завода по переработке яблок и производству яблочных концентратов производительностью 40 тыс. тонн в сезон

место не определено

ООО «Садинвест»

0,8

2014-2020


Создание производства цифровой медицинской рентгеновской техники

Майский район

ООО «Севкаврентген-Д»

0,75

2011-2015


Организация производства по розливу минеральной воды

Нальчик

ООО «Авант-алко»

0,45

2011-2013


Строительство и реконструкция молочно-товарной фермы на 700 голов дойного стада

Зольский район

ООО СПХ «Псынадаха»

0,28

2012-2015


Строительство комплекса по выращиванию КРС мясного направления

Урванский район

КФХ «Империя»

0,2

2011-2014


Строительство и реконструкция откормочной площадки по выращиванию КРС Абердин-ангусской породы

Прохладненский район

ООО «Рассвет-Н»

0,15

2011-2014


Разведение КРС породы Казахская белоголовая

Прохладненский район

ИП Адамоков

0,15

2011-2014


Строительство комбикормового завода

Нальчик

ООО Агроконцерн «Золотой колос»

0,14

2012-2013


Организация производства твердых сыров

Нальчик

ООО «Нальчикский молочный комбинат»

0,03

2011-2013


Организация производства по розливу минеральной воды

Зольский район

ООО «Хабаз»

0,02

2011-2013