Одной из важнейших задач административной реформы остается установление паритета между государственным регулированием общественных сфер, либерализацией рынка и развитием гражданского общества, без которого невозможен долгосрочный экономический рост и политическая стабильность. Необходимы инструменты, максимально упрощающие процесс взаимодействия государства, бизнеса, общества.

Законодательно установлены обязательства государственных и муниципальных органов перед гражданами и ответственность должностных лиц за нарушение порядка оказания услуг, упрощение и ускорение административных процессов, уменьшение количества операций, организацию межведомственного взаимодействия, увеличение степени доступности государственных услуг, переход к предоставлению услуг в электронном виде. «Вопросы государственного регулирования и в целом административной реформы активно обсуждались в ходе Гайдаровского форума. При этом в обсуждении участвовали министры финансов и экономического развития РФ, а также главы субъектов, социально-экономическое развитие которых позволило перейти из группы регионов-реципиентов в группу регионов-доноров. Были привлечены ведущие эксперты. Диалог велся открыто. Это говорит о том, что главы знают проблемы и видят пути их решения собственными силами и совместно с другими регионами, используя не столько финансовые средства, сколько опыт, инновационные технологии и интеллектуальный ресурс», — рассказывает кандидат политических наук, доцент, заведующая кафедрой государственного, муниципального управления и права Северо-Кавказского института — филиала РАНХ и ГС Екатерина Агеева.

административная реформа.jpg

Проблемы регионов во многом схожи и очевидны. Во-первых, это ограниченность количества профессиональных управленцев, способных обеспечить эффективность деятельности органов власти и управления в условиях функционирования инновационных управленческих технологий. Во-вторых, сохранение избыточности государственного регулирования бизнес-структур, а также дублирующих функций в органах исполнительной власти. Налицо и несистематичность проведения процедур оценки регулирующего и фактического воздействия, антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Можно отметить также незаконченность процесса перевода наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг в электронную форму и недооценку значимости профессионального развития государственных гражданских и муниципальных служащих. 

Учитывая значимость данных проблем, субъектам РФ в СКФО необходим ряд действий, подход к осуществлению которых должен быть системным. Нужно упорядочить контрольно-надзорные функции органов исполнительной власти, модернизировать систему информационного обеспечения региональных органов исполнительной власти и внедрить принципы и процедуры управления по результатам. При этом важно избежать формализма при оценке эффективности результатов. Важна также интенсификация работы органов власти по реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции. И последнее — необходимо повышение уровня открытости деятельности органов власти и степени участия граждан в выработке государственной политики.