«Левада-Центр» опубликовал статистику, свидетельствующую об отношении жителей России к Северному Кавказу. Согласно полученным данным, доля соотечественников, оценивающих обстановку в СКФО как благополучную, за последние четыре года увеличилась в 2,4 раза: в 2013 году она составляла 20%, в 2016-м — 33%, а в 2017-м достигла 47%. Как полагает глава Минкавказа Лев Кузнецов, это достойный результат комплексной работы, проводимой на всех уровнях, в том числе в части реализации подпрограммы «Формирование инфраструктуры государственной информационной политики в СКФО».

  Лев Кузнецов

По оценке многих экспертов, Северный Кавказ уже не ассоциируется с «горячей точкой». По вашему мнению, какие события 2017 года способствовали «перезагрузке» имиджа региона?
2017 год оказался очень продуктивным для нашего министерства. Мы сохранили позитивную динамику по основным социально-экономическим показателям развития Северного Кавказа. За десять месяцев промышленное производство увеличилось на 4,7%, а сельскохозяйственное — на 2,5%, безработица снизилась с 11 до 10,5%. СКФО по-прежнему демонстрирует самый высокий естественный прирост населения среди всех федеральных округов России: 7,1 на 1000 человек населения.
В нынешнем году мы в полной мере приступили к реализации новой концепции госпрограммы с акцентом на развитие реального сектора экономики. В рамках подпрограмм развития субъектов СКФО уже реализуется 14 инвестиционных проектов, в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 2,7 млрд рублей. На финальной стадии отбора находится портфель инвестпроектов на 2018 год. При этом основные требования остаются неизменными: эффективность проектов, прозрачность и открытость всех конкурсных процедур. Данные принципы были успешно продемонстрированы на бизнес-конференции «Инвестируй в Кавказ!».
За весьма сжатый срок, но не в ущерб качеству сотрудниками нашего министерства была разработана, а Правительством РФ утверждена Стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним до 2030 года. Разработан проект федерального закона «О курортном сборе», который принят Государственной думой и одобрен Советом Федерации. На площадке правительства дорабатывается проект федерального закона «О курортном регионе Кавказские Минеральные Воды». Идет активная работа над Стратегией развития туризма в СКФО до 2035 года.
Правительство поддержало предложение Минкавказа о формировании в государственных программах специальных разделов, посвященных развитию приоритетных территорий, к которым отнесен и Северо-Кавказский федеральный округ. Институты развития — АО «Курорты Северного Кавказа» и АО «Корпорация развития Северного Кавказа» — перешли под управление нашего министерства: это повысит эффективность организации работы по реализации приоритетных проектов на территории СКФО.
Готовится к открытию новый горнолыжный курорт «Ведучи» в Чеченской Республике. При этом действующие курорты «Архыз» в Карачаево-Черкесии и «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии продолжают развиваться и ставить рекорды по посещаемости. Активные работы ведутся по инновационному проекту — созданию медицинского кластера в Кавминводах. Выбран земельный участок, выполнены землеустроительные работы, завершен конкурс на подготовку проектной документации.
Отдельно отмечу состоявшуюся в декабре международную практическую конференцию «Северный Кавказ и Иран: история и перспективы сотрудничества». Ее результаты, несомненно, будут способствовать дальнейшему укреплению российско-иранских связей и расширению взаимовыгодного сотрудничества.

Лев Кузнецов.jpg

Вы упомянули о том, что в 2017 году Минкавказ в полной мере приступил к реализации новой концепции государственной программы развития СКФО с акцентом на реальный сектор экономики. Как это сказывается на инвестиционной активности в округе?
По итогам девяти месяцев на территории Северного Кавказа реализовано четыре крупных инвестпроекта в сфере агропромышленного комплекса. Объем инвестиций составил 6,8 млрд рублей, создано около 800 новых рабочих мест. До конца года планируется завершить еще 11 проектов стоимостью 13,26 млрд рублей и трудоустроить 1306 человек. Это позволит увеличить объем производства и переработки овощной, фруктовой, мясной продукции, а также сохранить его за счет строительства овоще- и фруктохранилищ.
В промышленном секторе до конца года предполагается реализовать четыре проекта. Они оцениваются почти в 4 млрд рублей, рынок труда получит дополнительно 1365 вакансий.

Можете привести примеры уже реализованных проектов?
Конечно. В Северной Осетии компания «Казачий хутор» реализовала второй этап инвестиционного проекта, который подразумевал закладку дополнительно 100 га яблоневых садов интенсивного типа и доведение их до 600 га, а также строительство холодильных установок на 12 тыс. тонн продукции. Сумма инвестиций составила около 1,3 млрд рублей, создано сто рабочих мест к ста уже имевшимся.
В Ингушетии агрохолдинг «Горяночка» сдал в эксплуатацию завод по производству мясокостной муки и продуктов мясопереработки. Его строительство обошлось в 920 млн рублей, трудоустроено 290 человек.
В Чечне финишировало сразу два проекта. ООО «Родина» заложило сады интенсивного типа на площади 320 га для выращивания яблок, груш, слив и персиков, запустило тепличный комплекс для производства клубники и малины, создало фруктохранилище на 5 тыс. тонн. ООО «ЮгАгроХолдинг» построило тепличный комплекс для круглогодичного выращивания овощей. В первом случае инвестировано 2,32 млрд рублей, во втором — 2,34 млрд. Открыто, соответственно, 200 и 179 рабочих мест.

Лев Кузнецов

В течение года Минкавказ активно занимался продвижением проектов, имеющих для СКФО мегаэффект. Среди них — развитие Каспийского транспортно-логистического комплекса. Какой отдачи вы от него ждете?
В ноябре Правительство РФ утвердило Стратегию развития российских морских портов в Каспийском бассейне на период до 2030 года. Ее ключевая задача — интеграция наших гаваней на Каспии в главные транспортные узлы и коридоры международной торговли. Планируется строительство на основе государственно-частного партнерства нового морского глубоководного порта (терминала) в районе Каспийска. Предполагается развитие пассажирских перевозок на Каспии, в том числе круизного морского туризма, для чего предусмотрено развитие портовой инфраструктуры в Астрахани, Махачкале и Дербенте. Формирование грузопотока под растущие потребности стран Ближнего Востока позволит развивать на территории СКФО промышленные и агропромышленные кластеры.
В конце октября в Минкавказе состоялась встреча с делегацией Ирана во главе с министром дорог и градостроительства Аббасом Ахмадом Ахунди. Высокие гости проявили большой интерес к данной теме. Иран имеет обширную наземную и морскую транспортную инфраструктуру в Каспийском бассейне, поэтому развитие российских портов поможет выходу наших товаров на рынки этой исламской республики, а также государств Персидского залива и Индии.

Другой масштабный проект — формирование инновационного медицинского кластера в Кавминводах. В чем его уникальность?
Если посмотреть на загрузку в санаторно-курортном комплексе Кавказских Минеральных Вод, то она высокая, цены приемлемые и доступные уже сегодня по сравнению с аналогичным набором услуг в других мировых лечебно-оздоровительных центрах. Если говорить о будущем медицинского туризма в СКФО, то речь должна идти в первую очередь о формировании системного, комплексного подхода к лечению и реабилитации граждан.
Вопросы развития инфраструктуры, подготовки специалистов, внедрения передовых научных разработок мы и собираемся решать в рамках медкластера на территории Кавминвод. Он будет включать в себя комплекс лечебных, научных, учебных и реабилитационных учреждений. В частности, в Малокарачаевском районе КЧР предстоит построить медицинский университет, университетскую клинику на 576 коек и научно-исследовательский центр. Появится сеть центров реабилитации и санаторно-курортного лечения во всех субъектах СКФО, а также три профильные клиники: малоинвазивная, абдоминальной хирургии, матери и ребенка.
Кластер будет ориентирован на несколько медицинских специализаций, связанных с лечением заболеваний опорно-двигательной системы, желудочно-кишечного тракта, кардиологии. Общая стоимость проекта оценивается в 162,1 млрд рублей, из них 40 млрд — средства федерального бюджета.

Лев Кузнецов

Среди «якорей» экономики Северного Кавказа — туризм. 2017 год прошел под знаком разработки Стратегии развития туризма в СКФО до 2035 года. Какие задачи ставят перед собой авторы документа?
Помимо специалистов Минкавказа в межведомственную рабочую группу по подготовке стратегии вошли представители семи федеральных министерств, регионов СКФО, АО «Курорты Северного Кавказа», АО «Корпорация развития Северного Кавказа». Открытый конкурс на разработку документа выиграл Финансовый университет при Правительстве РФ.
Эксперты провели исследование во всех семи субъектах СКФО для того, чтобы выявить их конкурентные преимущества, определить центры и направления развития туризма, проанализировать отечественный и международный опыт. В процессе мониторинга проводились интервью со специалистами, управляющими и собственниками объектов туриндустрии. Как потом выяснилось, они поднимали схожие вопросы: подготовка кадров, строительство инфраструктуры, транспортная доступность, единое продвижение кавказского турпродукта.
Учитывая, что приоритетом является развитие не менее одной якорной дестинации в каждом субъекте СКФО, важно в разделе стратегии «Кадровое обеспечение» разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы обучения соответствующих специалистов. В транспортной сфере наиболее актуальные моменты: реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Нальчик, обустройство пунктов пропуска через государственную границу в Северной Осетии и Дагестане, восстановление железнодорожного полотна между Чечней и Ингушетией, строительство автодороги, соединяющей Черноморское побережье с курортами Карачаево-Черкесии и Ставрополья.
Предстоит проработать и вопросы создания доступных электронных сервисов в сфере оказания туристских услуг, туристической навигации, информированности о событиях и мероприятиях. Организация сети туристских информационных центров и благоустроенных туристских стоянок (кемпингов) по опыту наших зарубежных коллег позволит значительно повысить привлекательность Северного Кавказа у отечественных и иностранных гостей.