Искусство и наука: рука об руку. Старшее поколение вспоминает 60-е годы прошлого века как время духовного подъема, время надежды. Главным символом, пиком, вершиной этого десятилетия, конечно, стал знаменитый бесстрашный полет в космос Юрия Гагарина. Кроме того, по всей стране прокатилась волна новаторства. Советский Союз мог похвастаться самой внушительной в мире армией изобретателей.

И вот космический и научный прорыв СССР выводит на общественную авансцену новых романтических героев — ученых, инженеров, геологов. Тут-то и появляется известное противопоставление «физиков» и «лириков», которое, впрочем, на деле напоминало синтез: и те, и другие уверены, что искусство с наукой могут гармонично сосуществовать.

Отмечены 60-е годы и рождением феномена эстрадно-стадионной поэзии. Подумайте сами, пока молодежь Соединенных Штатов собирается на стадионах, чтобы слушать рок-музыку, тысячи советских молодых людей слушают выступления поэтов-современников. Самой заметной фигурой эстрадно-стадионной поэзии считается Евгений Евтушенко, и не зря. Говоря современным языком, поэт имел невероятный по размаху и длительности коммерческий успех…

Фотография 1.jpeg

Скромность великого поэта. К нашему главному герою Расулу Гамзатову в 60-е годы XX столетия приходит известность большого поэта. Но слава не испортила его характер. Расул откликался на любое человеческое горе и переживал по-настоящему.

Народный писатель Чечено-Ингушской АССР, общественный деятель Саид Чахкиев вспоминал: «Первое мое знакомство с Расулом Гамзатовым состоялось в начале шестидесятых годов прошлого столетия. Я был студентом Литературного института; со мной учились ребята из Дагестана, и Расул Гамзатов, нельзя сказать часто, но изредка приходил в наш вуз, чтобы проведать своих земляков, поддержать их и морально, а порою и материально. Я по-хорошему завидовал своим дагестанским коллегам. Перед Расулом, что и говорить, я робел, но он был настолько прост и естествен, что я, общаясь с ним, совершенно забывал о своих волнениях.

Расул Гамзатов не болел звездной болезнью. Несмотря на то, что являлся крупнейшим, одним из ведущих поэтов Союза ССР, занимал большие государственные должности, он производил впечатление самого что ни на есть обыкновенного человека. Не было в нем ни на йоту заносчивости, высокомерия: он был мудр, весел, доброжелателен и доступен».

Другие современники тоже вспоминают, что Расул Гамзатов отличался необычной скромностью и врожденной интеллигентностью. Если, бывало, почитатели его творчества бурно и эмоционально выражали свою любовь к поэту, то он, седой человек, выступавший в Колонном зале, Кремлевском дворце съездов, на стадионах, площадях смущался от похвального в свой адрес слова, несмотря на то, что слава его была абсолютно заслуженной.


Ad astra. Сороковой день рождения Гамзатова в 1963 году совпадает с присуждением ему Ленинской премии за поэтический сборник «Высокие звезды». Книга эта и впрямь заслуживает высшей оценки: на ее страницах пересекаются все главные линии творчества поэта. Стихи из сборника отзываются на любые читательские запросы: ценители мудрости, романтики, почитатели горских обычаев и просто влюбленные люди — каждый находит в этих произведениях частичку себя.

Позже поэт вспоминал: «Жизнь диктовала, а я писал. К читателю являлись мои стихи и поэмы, мои книги: «Высокие звезды», «Звезда с звездою говорит», «Мулатка», «Третий час», «Сказания», «Клинок и роза», «Граница», «Книги любви», «У очага», «Персидские стихи», «Мой Дагестан», «Сонеты» и другие. Да, по-разному называл я свои книги. Разные папахи надел я на головы своих произведений. Но главными и заветными книгами были и остаются для меня три. Могу утверждать: у двух границ до конца стоял и буду стоять я в поэзии. Это границы номер один моего творчества. Граница родного края, граница моего Дагестана. И другая граница — это граница моей любви, граница безграничной моей привязанности к нашим дорогим женщинам, которых я вечно буду любить. Этим книгам не будет конца. Третьи книги — это мои размышления о жизни, смерти, земле, человеке, о разлуках и встречах. Это — «Журавли» и «Берегите друзей», «Четки лет» и «Письмена». Эти книги пришли ко мне с годами, когда я исколесил этот большой мир и голова моя окончательно поседела».

Но вернемся к сборнику «Высокие звезды». Его по праву можно считать новым этапом в творчестве аварского поэта. Здесь Гамзатов уже умело владеет поэтическим словом: его стиль одновременно легкий и задумчивый, печальный и радостный. Шутливое стихотворение «В Ахвахе» соседствует с задушевным стихотворением, обращенным к матери («Матери»). Позвольте процитировать его строчки:

Мне горько, мама, грустно, мама,
Я — пленник глупой суеты,
И моего так в жизни мало
Вниманья чувствовала ты.
Кружусь на шумной карусели,
Куда-то мчусь, но вдруг опять
Сожмется сердце. «Неужели
Я начал маму забывать?»
А ты, с любовью, не с упреком,
Взглянув тревожно на меня,
Вздохнешь, как будто ненароком,
Слезинку тайно оброня.

Инфографика 1.png

Нужно сказать, что четвертую главу о жизни и творчестве Расула Гамзатова мы неслучайно начали с рассказа о сосуществовании науки и искусства, которыми отличаются «оттепельные» 60-е годы. Все прогрессивное в науке и в искусстве пробивает себе дорогу в борьбе с отсталостью, косностью, невежеством. Эта борьба, как правило, начинается с полемики. И сборник «Высокие звезды» насквозь полемичен, начиная с заголовка.

Это отметил, например, литературовед Камиль Султанов: «Эта книга писалась в то время, когда наши поэты, словно забыв о своем земном существовании и назначении, в едином порыве устремились в небеса. Понятно, что в век освоения космоса поэты не могут оставаться равнодушными к достижениям отечественной науки и техники. Они не имели морального права не писать обо всем этом. Но они не должны были также забывать о матери-Земле, о ее тревогах и заботах. Однако многие горские поэты после первых полетов космических кораблей сразу же ринулись в небо, забыв о Земле. У нас появилась своеобразная «небесная поэзия», привлекшая внимание нетребовательных читателей и критиков-специалистов по «важной теме».

Но если читатели могли подумать, что книга воспевает небесные тела, значит, они невнимательно прочли четверостишие, явившееся лейтмотивом сборника:

К дальним звездам, в небесную роздымь
Улетали ракеты не раз.
Люди, люди — высокие звезды,
Долететь бы мне только до вас.

Высокие звезды — это люди, именно им и их мыслям, чувствам, радостям, свершениям посвящен сборник.


Это проект «Гамзатов: голос гор, сердце России» — первый в Рунете большой мультимедийный проект о легендарном поэте Расуле Гамзатове и его поэзии, ставшей достоянием не только России, но и мира.

При поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»).