Широта мировосприятия Гамзатова поражала современников и будет поражать потомков. Горский мальчик из маленького аварского селения Цада с его каменистого плато увидел огромный мир, который поместил в свою поэзию. Поэт стал представителем всего российского народа, представителем общечеловеческой культуры, а его поэзия — достоянием всех народов России.

фотография.jpg

Широк тематический диапазон произведений Расула Гамзатова.  Но главной его темой была тема Родины. Она развивается в творчестве Расула Гамзатовича постепенно и сложно — от простого признания в сыновней любви в первом сборнике стихов под названием «Пламенная любовь и жгучая ненависть» до глубоких философских раздумий над историей, над будущим, над судьбой своей страны в книгах последних лет. Из нее рождаются и с ней сливаются все другие темы: народа и поэзии, личной судьбы и гражданского долга и, наконец, широкая гуманистическая тема Человека.


К дальним звездам, в небесную роздымь

Улетали ракеты не раз.

Люди, люди — высокие звезды,

Долететь бы мне только до вас.

Эти слова из книги «Высокие звезды» Расула Гамзатова можно считать эпиграфом ко всему его творчеству. Долететь до высоких звезд — людей — значит ценить Человека, разделять его радость и горе, сострадать, сочувствовать и соучаствовать.

Особое место в творчестве поэта занимает тема любви — к матери, женщине, любимой. Тема судьбы женщины-горянки не раз поднималась в произведениях Гамзатова. Горянка в стихах Расула Гамзатовича предстает во многих обличиях, он открывает богатство ее духовного мира, нравственного облика.


В любви от века, излучая свет,

Тебя самоотверженнее нет.

Грустил ли, веселился ли, бывало,

Лишь ты меня всех лучше понимала,

Дарившая мне милость и совет.


Случись, чем жил, все повторить сначала,

С моим, как прежде, твой сольется след.

В моей судьбе ты значила немало,

И впредь так будет до скончанья лет.


Гамзатов отзывался на все, что происходит в мире. Горячие точки планеты стали болевыми точками его поэзии, и это было не данью времени, а внутренней потребностью Расула Гамзатовича, любившего повторять слова великого Гейне, что трещина, расколовшая мир, проходит через сердце поэта.

Гамзатов никогда и нигде не был сторонним наблюдателем: его тревожили трагедия Хиросимы и Нагасаки, события в Карабахе, распри между двумя соседями — Арменией и Азербайджаном, этнические чистки, начавшиеся в любимой Болгарии, и многие другие конфликты, разгоравшиеся между людьми, народами, странами.

Расул Гамзатович воплотил свой яркий мир чувств, переживаний, мыслей не только в поэзии, но и в известных прозаических и публицистических книгах: «Мой Дагестан», «Кон-ституция горца», «Верность таланту», «По-земному беспокоясь». Он произнес сотни речей, написал массу статей, дал множество интервью, высказал в них много мудрых мыслей, наблюдений по самым острым и злободневным вопросам своего времени.

Проблема памяти — важнейшая проблема современной культуры. Не случайно Гамзатов эпиграфом к книге «Мой Дагестан» взял слова: «Если мы выстрелим в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в нас из пушки». Тема памяти присутствует и в лучших стихах Расула Гамзатовича. Перед его памятью проходят образы славных сынов Дагестана: Шамиля, Хаджи-Мурата, Ахбердилава и других, имена старых поэтов, классиков дагестанской литера-туры — Махмуда из Кахабросо, Али-Гаджи из Инхо, Ирчи Казака, Батырая, Етима Эмина, Абуталиба Гафурова. Их трагические судьбы становятся личной болью Гамзатова. «Я их жизнью горжусь, я над смертью их плачу», — написал он.

Одна из острых и сложных проблем XX и XXI веков — проблема сохранения языков малочисленных народов. Еще в 60-е годы прошлого столетия среди интеллигенции республики разгорелась полемика о национальных языках и их судьбах. В противовес тем, кто поспешил заговорить о необходимости искусственного сближения наций и народов, Расул Гамзатович выступил с программным стихотворением «Родной язык», строки из которого стали знаменитыми:

И если завтра мой язык исчезнет,

То я готов сегодня умереть…


Неудивительно, что Гамзатов с его порази-тельной жизненной энергией органично вписался в бурную общественную и культурную жизнь страны. Многие годы депутат Верховного Совета СССР и член президиума Верховного Совета, член Дагестанского обкома КПСС и многочисленных общественных организаций, бессменный (50 лет) председатель Союза писателей Дагестана, поэт, причастный к литературному олимпу, завоевавший любовь и признание миллионов читателей всего мира, снискавший самые высокие государственные награды и звания, Расул Гамзатович ярко продемонстрировал возможность неразрывного соединения в творчестве двух ипостасей — художника и гражданина.

Перестройку Гамзатов принял как долгожданную перемену, радостно, потому что очень устал от фальши, участником которой приходилось быть и ему самому. Однако многое начинало беспокоить поэта и в новой жизни. Он признавался в своей раздвоенности, в невозможности найти в переустройстве страны гармонию, высокую истину. Делился Расул Гамзатович переживаниями и по поводу усиления бюрократизма, культа должностей, говорил о необходимости дать людям честное, искреннее слово правды.

На склоне лет Гамзатов открылся как истинно верующий человек, в его лирике появились религиозные мотивы. Исповеди поэта покоряли глубиной, искренностью, смирением:


Колесо мое вниз уже катится,

Где зияет, грозя, пустота,

И в тумане от глаз моих прячется

Моей робкой надежды звезда.

Но не стану просить я Всевышнего

Мои годы земные продлить.

Много в жизни наделал я лишнего —

Ничего уже не изменить.

Свой намаз совершаю последний я,

И ладони мои, как шатер.

Всемогущий Аллах, на колени я

Ни пред кем не вставал до сих пор…


Гамзатов искал Бога в прошлом своего народа, в его настоящем и будущем, единственной верой поэта был и остался родной Дагестан. И более всего на свете он боялся разувериться именно в нем:


На мой Дагестан я с тоскою гляжу,

Он скорчился, как от ожога,

До боли знакомого не нахожу,

Так много в нем стало чужого.

Цада.jpg

Разочаровавшись в коммунистическом идеале, Расул Гамзатович не смеялся над своими заблуждениями, не юродствовал, не проклинал прошлое, которое любил таким, как есть. Недаром строчки «Суди меня по кодексу любви» были самыми его любимыми, ибо все, что делал, он измерял только любовью.

Тема войны также была одной из главных в творчестве Гамзатова. Его «Журавли» стали одной из самых великих песен ХХ века. Поэт преклонялся перед памятью всех погибших и предостерегал человечество от новых войн. А тема неоплатного долга в «Журавлях» звучала и в новых его стихотворениях:


Когда уйду от вас дорогой дальней

В тот край, откуда возвращенья нет,

То журавли, летящие печально,

Напоминать вам будут обо мне.


Поражает дар предвиденья Гамзатова. Задолго до бесланской трагедии он написал воистину пророческое стихотворение «Берегите детей», которое актуально и сегодня:


Этот мир, как открытая рана в груди,

Не зажить никогда уже ей.

Но твержу я, как будто молитву в пути,

Каждый миг: «Берегите детей!»


Всех, творящих намазы, прошу об одном —

Прихожан всех на свете церквей:

«Позабудьте про распри, храните свой дом

И своих беззащитных детей!»


От болезней, от мести, от страшной войны,

От пустых сумасбродных идей.

И кричать мы всем миром сегодня должны

Лишь одно: «Берегите детей!»


Текст: Маржанат Гаджиахмедова, доцент кафедры литературы народов Дагестана Дагестанского государственного университета, старший научный сотрудник Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им. А. А. Тахо-Годи