Система среднего профессионального образования с начала 90-х и до последнего времени находилась в непростой ситуации. Однако в последние годы абитуриенты и их родители в Северной Осетии стали понимать: не стоит любой ценой попадать в вуз, гораздо лучше и надежнее получить востребованную, хорошо оплачиваемую профессию в колледже или техникуме. Да и продолжить обучение до высшего никогда не поздно — были бы соответствующие способности и желание.

Я б в рабочие пошел
О том, что интерес к рабочим профессиям растет, говорит и директор Владикавказского многопрофильного техникума имени Георгия Калоева Тамерлан Цаголов. Он отмечает, что в последние годы ВМТ набирает в летнюю приемную кампанию порядка 200 абитуриентов. «Желающих стабильно больше, чем есть возможность принять. Мы обучаем таким востребованным профессиям, как сварщик, мастер отделочных строительных и декоративных работ, сантехник, электрик, мастер по обработке цифровой информации, машинист крана, машинист дорожных и строительных машин, мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, парикмахер. Трудоустройство превышает 70%, больше половины наших выпускников работают по профессии», — говорит Цаголов.

Среднее профессиональное образование — это возможность относительно быстро получить профессию, которая позволяет молодым людям достойно жить и кормить семью. При этом, как отмечают эксперты, нужно хорошо ориентироваться на рынке труда и учитывать в том числе региональную компоненту.

В связке с работодателями
Практикоориентированность — один из столпов современного профессионального образования. О том, что выходящий из стен учебного заведения специалист, будь то сварщик, строитель или тракторист, должен сразу же быть востребован в реальной работе, не раз говорил и глава РСО — Алания Вячеслав Битаров. Ссузы республики уже сегодня строят свою работу на основе тесного сотрудничества с предприятиями-работодателями.
Программы подготовки в ВМТ корректируются в соответствии с пожеланиями заказчиков, рассказал Тамерлан Цаголов. У техникума согласованы программы с рядом крупных организаций республики, таких как ООО «ЕЗ», ООО «Кавэлектромонтаж», ТСЖ «Владикавказская, 43», ИП И.Д. Бояркина, ООО «10 акров», ООО «Алания», ПСК «Алмаз», ОАО «Автоколонна 1210», ООО «Элит-Авто», ООО «Ирд», ООО «Вира», ООО «Жираф». Эти предприятия помогают ВМТ готовить студентов, берут их на практику, а после прохождения курса трудоустраивают. «Очевидно, что предприятия заинтересованы в качественной подготовке кадрового резерва, причем учат они именно тому, что необходимо в реальной работе. Таким образом, мы постоянно держим руку на пульсе современных потребностей рынка труда. Работодатели в свою очередь получают качественно подготовленных специалистов», — отмечает Тамерлан Цаголов.

Компании также помогают учебным заведениям совершенствовать материально-техническую базу, покупать необходимые тренажеры, технику, оборудовать специализированные лаборатории. В том же Владикавказском многопрофильном техникуме за счет предприятия-партнера — компании «Жираф» — была оборудована лаборатория для подготовки сантехников. И это не единичный пример. «Бюджет профессиональных образовательных заведений ограничен, а техника, с которой должны работать студенты, чтобы быть в тренде, крайне дорогая. Выход — в спонсорской помощи предприятий, которые готовы вкладываться в обучение своих будущих работников», — подчеркивает Тамерлан Цаголов.

профессиональное образование в Северной Осетии.jpg

Чемпионы за работой
Важнейшим фактором роста качества образования в учреждениях СПО, а также в целом в повышении престижа рабочих профессий стало движение WorldSkills. Так, во Владикавказском многопрофильном техникуме созданы мастерские по двум компетенциям WorldSkills — сварочное производство и парикмахерское искусство.

Профессиональный уровень обучающихся значительно повышается при подготовке к чемпионатам WorldSkills, а завоевание призовых мест повышает самооценку ребят и открывает перед ними отличные перспективы в выбранной профессии. Об этом говорит директор ВМТ, чьи студенты неоднократно занимали призовые места и побеждали на открытых чемпионатах профессионального мастерства Северного Кавказа WorldSkills Russia по самым разным компетенциям. «В целом, однако, стоит отметить, что оборудование лабораторий по стандартам WorldSkills — это достаточно дорогое удовольствие. Я думаю, стоит рассмотреть для небольших регионов, где преобладает мелкотоварное производство, возможность щадящих стандартов WorldSkills, которые позволили бы нам оборудовать за эти же деньги больше лабораторий», — резюмирует Тамерлан Цаголов.

И учить, и воспитывать
Не менее важным звеном в деятельности учреждений профессионального образования является воспитательная работа, направленная на формирование всесторонне развитой личности. Так, во Владикавказском многопрофильном техникуме разработана и успешно реализуется программа воспитательной деятельности на 2019-2022 годы. Один из главных приоритетов воспитательной работы педагогического коллектива — воспитание патриотизма и гражданственности.
«Мы гордимся своими выпускниками, достойно выполняющими свой воинский долг. У ребят есть на кого равняться: с 2018 года техникум носит имя воина-афганца кавалера ордена Красной Звезды Георгия Калоева, выпускника техникума, ушедшего из жизни в 2017 году. Мы гордимся выпускником техникума 27-летним Александром Бронниковым, в 19 лет награжденным орденом Мужества», — рассказывает Тамерлан Цаголов.

В техникуме открыты мемориальные доски выпускникам Казбеку Темирову, Азамату Дашиеву, Льву Тедееву, Ахсару Лолаеву, погибшим во время исполнения воинского долга и награжденным государственными наградами (посмертно), создан уголок боевой славы.
В техникуме плодотворно работают военно-патриотический клуб имени Ахсара Лолаева и первичная организация «Российский союз молодежи». В настоящее время проводится большая работа в рамках празднования 75-летия Великой Победы. Это поздравление и помощь ветеранам, конкурс компьютерных презентаций «Улица героя», акции военно-патриотического клуба им. Ахсара Лолаева «Лица Победы», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Каждое собрание членов клуба по традиции начинается с информации о героях Советского Союза — участниках войны, один из которых — уроженец РСО — Алания.
Приказом директора техникума учреждены именные стипендии Ахсара Лолаева, Казбека Темирова, Георгия Калоева, которые ежегодно из средств внебюджетной деятельности выплачиваются обучающимся — победителям конкурса «Лучший студент года».
Гордостью техникума являются студенты — чемпионы мира, Европы, Российской Федерации, СКФО, РСО — Алания по таким видам спорта, как тяжелая атлетика, вольная борьба, армрестлинг, боевые искусства. В настоящее время таких студентов в техникуме 15.

ТОП-5 ссузов Северной Осетии по качеству условий осуществления образовательной деятельности

Место

Название учебного заведения

Открытость и доступность информации об УЗ

Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность

Доступность образовательной деятельности для инвалидов

Оценка доброжелательности, вежливости работников

Удовлетворенность условиями образовательной деятельности

Удовлетворенность условиями образовательной деятельности

Показатель по оценке качества по учебному заведению в целом

1

Владикавказский многопрофильный техникум

96,5

99,61

50,58

99,23

99,59

99,59

89,10

2

Северо-Осетинский медицинский колледж

92,89

89,58

64,92

74,17

84,63

84,63

81,24

3

Владикавказское художественное училище им. Азанбека Джанаева

93,28

80

22,4

86,4

91,2

91,2

74,66

4

Владикавказский колледж искусств им. Валерия Гергиева

81,39

82,86

1,14

80,19

89,14

89,14

66,94

5

Республиканский колледж культуры

87,43

66,44

0,51

85,42

87,63

87,63

65,49


Как мы считали
В рейтинг вошли образовательные организации профессионального образования Северной Осетии, которые оценивались экспертами Министерства просвещения РФ по пяти критериям: открытости и доступности информации об учебном заведении, комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, доступности образовательной деятельности для инвалидов, оценке доброжелательности, вежливости работников, удовлетворенности условиями образовательной деятельности. По каждому критерию учебным заведениям начислялись баллы, основанием для ранжирования стал средний балл. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.