50 лет назад, в январе 1970 года, была введена в эксплуатацию первая очередь Маятниковой канатной дороги на склоне высочайшей вершины Европы — Эльбруса. Несмотря на солидную дату и серьезную конкуренцию с новыми подъемниками, возведенными позднее, знаменитая канатка и сегодня пользуется огромным спросом, став настоящим местом паломничества туристов, любителей горных лыж и красот Кавказа.

В Советском Союзе это был первый подобный проект. Его проектирование, строительство в сложных горных условиях, доставка стройматериалов — все это требовало мужества и отваги людей того поколения.
Протяженность канатной дороги в Приэльбрусье составляет 5 км. На ней по южному склону самой высокой горы Европы можно подняться до отметки 3780 метров. Для своего времени МКД «Эльбрус» стала настоящим чудом технологий, которая и спустя 50 лет служит людям.

«Запас прочности нашей маятниковой канатной дороги большой, — рассказывает директор ООО «МКД «Эльбрус» Ахмат Залиханов. — Все расходные комплектующие заменяются вовремя, а надзорные органы осуществляют своевременный контроль за соблюдением норм и правил безопасности. Несмотря на соседство с новой канатной дорогой гондольного типа, маятниковая дорога по-прежнему пользуется огромным спросом у туристов и местных жителей. В том числе из-за цены, которая заметно ниже».

Маятниковая канатная дорога.jpg

Сегодня дорогу обслуживают почти 50 опытных специалистов и спасателей. Это хорошо обученный и грамотный коллектив профессионалов, имеющих необходимую аттестацию и допуск на все виды работ. Поэтому МКД «Эльбрус» практически круглый год находится в рабочем состоянии, а все работы проводятся строго по графику и точно в срок.
29 января 2020 года, в день юбилея запуска первой маятниковой канатной дороги, были организованы торжественные мероприятия, состоялся концерт с участием известных артистов, прошли соревнования по лыжам. Самыми почетными гостями на празднике стали те, кто полвека назад строил канатку. Многие вспоминали, как своими силами без использования вертолета устанавливали опоры. Помнят они и самый первый подъем первого пассажира: было не просто волнительно, а даже страшновато. Шутка ли — в кабине находился первый секретарь Кабардино-Балкарского обкома КПСС Тимбор Мальбахов. На тот момент объект еще не был сдан в эксплуатацию, а только завершились пусконаладочные работы. После окончательной сдачи МКД все строители остались здесь работать: нужны были люди, знающие, как эксплуатировать и производить ремонт дороги в случае поломки.

Справка
Маятниковая канатная дорога работает в три смены и способна поднять за один рейс 25 человек. Время в пути — 15 минут. Первая и вторая очереди канатной дороги поднимают в кабинках на 25 мест, а третья очередь — это одноместная кресельная дорога. С поляны Азау с высоты 2350 метров можно подняться на отметку в 3000 метров до станции «Кругозор». Далее дорога держит путь к станции «Мир» на 3500 метров, а на высоту 3780 метров, где находится конечная станция «Гара-Баши», смельчаков поднимает уже кресельная дорога.