Качество подготовки, обоснованность и адекватность властных решений социальным потребностям определяются не только компетентностью специалистов и проработанностью документов, но и выявлением общественных настроений, оценок, реакций населения в отношении действий власти. Любые властные решения, идущие из внутренней организационной структуры административных органов, нуждаются во внешней, непредвзятой оценке стороннего наблюдения, в независимом аудите их социальной эффективности и результативности. На реализацию этих задач и направлены технологии социологических исследований в управлении.

Использование социологии является востребованным, современным, комплексным, научно обоснованным подходом к организации высокотехнологичного, социально ориентированного администрирования, основанного не на директивных, принимаемых сверху решениях, а на системе социального партнерства власти и гражданского сообщества.

Значение социологической диагностики за последнее время возросло настолько, что впервые в отечественной практике в систему показателей оценок эффективности работы руководителей различных уровней, прежде всего глав субъектов РФ, вошли и параметры, замеряемые с помощью социсследований.

Перспективы использования технологий социологических исследований представляются чрезвычайно актуальными и в муниципальном управлении. Преобладающим подходом в принятии решений сегодня пока остается мнение местных руководителей, ориентирующихся скорее на собственное видение проблемных ситуаций, рассмотрение текущих задач, чем на общественный резонанс, социальные ожидания или сопротивление проводимым инновациям.
В результате власть нередко оказывается в социальной изоляции принимаемых решений, провоцирует в лучшем случае пассивное, а в худшем — протестное восприятие ее действий. Единоличные, социально необоснованные решения не способствуют и консолидации руководящих элит местных сообществ.

В то же время трудно упрекнуть в предвзятой ангажированности решения, подсказанные не только жизнью и личным ощущением руководителя, но и конкретными измерительными процедурами социально-диагностической экспертизы, мониторинга социально злободневных проблем, волнующих все население.

Возможности ВЦИОМ-ЮГ

Изучение ситуации в территориях субъекта РФ
1. Мониторинг и комплексный анализ общественно-политической и социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях субъекта РФ
Цели: выявление динамики и комплексный анализ общественно-политической и социально-экономической ситуации в городах и муниципальных районах, определение факторов, оказывающих наибольшее влияние на ситуацию.
Метод: репрезентативный опрос в каждом муниципальном образовании.

2. Комплексный анализ ситуации в проблемных территориях
Цели: углубленное изучение ситуации в проблемных муниципальных образованиях, выявление причин кризисных явлений, разработка рекомендаций по стабилизации/улучшению ситуации.
Методы: фокус-групповые дискуссии и экспертные интервью.

3. Определение возможностей и ресурсов управления социально-политической ситуацией в муниципалитетах потенциального риска — территориях проведения выборов или административно-территориальной реформы
Цели: комплексный анализ предвыборной ситуации и отношения населения к проводимой административно-территориальной реформе, выявление потенциальных рисков дестабилизации общественно-политической ситуации.
Методы: репрезентативный опрос в каждом муниципальном образовании, фокус-группы в каждом муниципальном образовании.

Исследования в целях информационного позиционирования
1. Мониторинг социально-политической ситуации в субъекте РФ
Цели: оперативная оценка динамики социальной и политической ситуации в субъекте, выявление проблемных зон и мотивации поведения жителей.
Метод: массовый опрос по репрезентативной общесубъектной выборке. Каждое исследование состоит из двух блоков: мониторингового и ситуативного.

2. Мониторинг имиджа руководителя региона и членов его команды (информационная открытость правительства субъекта РФ)
Цели: изучение мотивации оценки населением деятельности членов регионального правительства, ранняя диагностика формирования негативных трендов, оценка реализации принципов информационной открытости правительственных структур.
Методы: опрос населения (целевые аудитории деятельности отдельных министерств и ведомств, потребители госуслуг, благополучатели), опрос экспертов (по курируемым заместителями направлениям).

3. Экспресс-оценка реакции населения на резонансные события, действия руководителя субъекта РФ и членов его команды

Цель: оперативный замер реакции населения на резонансные события/мероприятия/заявления.
Методы: телефонный опрос, мониторинг социальных медиа.

4. Мониторинг настроений в важных социальных средах. Оценка работы членов правительства по отдельным направлениям
Цели: выявление мнения респондентов — представителей политически значимых целевых аудиторий (врачи, учителя, пенсионеры и другие) о ситуации, сложившейся в сфере их деятельности, и о реализуемой региональным правительством политике в данной сфере, разработка отраслевых проблемных карт и карт ожиданий представителей целевой аудитории.
Методы: опрос целевой аудитории, проведение фокус-групповых исследований в отдельных средах.

Справка
В октябре 2007 года в г. Ростове-на-Дону начал свою работу филиал Всероссийского центра изучения общественного мнения по Южному федеральному округу — ВЦИОМ-ЮГ. За эти годы он выполнил целый ряд сложных социально-политических, электоральных и маркетинговых исследований по заказам как органов власти, так и частных компаний. В своей работе филиал использует самые разнообразные методики — массовые, экспертные, телефонные опросы, фокус-групповые исследования, холл-тесты.

Контактная информация ВЦИОМ-ЮГ: тел./факс: 8 (863) 240-58-90, e-mail: [email protected].