Выступая во Владикавказе на заседании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северного Кавказа, Денис Мантуров назвал перспективными для округа легкую промышленность, деревообрабатывающий комплекс и индустрию стройматериалов, а также производство композиционных материалов и биодобавок. Увеличению количества высокопроизводительных предприятий в СКФО будет способствовать формирование индустриальных парков. Параллельно следует развивать товаропроводящую сеть.

— Обрабатывающий сектор в Северо-Кавказском федеральном округе составляет сегодня менее 10% валового регионального продукта. Правда, по итогам 2013 года он показал значительно более высокие темпы роста, чем в целом по России, — свыше 10%, а в первом квартале 2014-го — свыше 7,5%. Позитивная динамика наблюдается в пяти субъектах СКФО.

В структуре инвестиций, которая существует на данный момент в регионах Северного Кавказа, основным источником является бюджет, за исключением Ставрополья, где 50 % доли всего объема вкладов в развитие производства — внебюджетные источники.

Для улучшения инвестиционного климата местные власти и Корпорация развития Северного Кавказа должны обеспечить широкое информирование бизнеса о мерах поддержки в рамках существующих федеральных госпрограмм, а также о финансовых инструментах государственных банков. Потенциальным инвесторам необходимо также понимание планов местных властей по развитию промышленности на их территориях.
Во всех субъектах СКФО имеются соответствующие региональные программы. Мы направили рекомендации по их корректировке с учетом последних изменений в методологии, используемой на федеральном уровне.
После того, как в Государственную думу был передан закон о промышленной политике, также потребуется внести ряд изменений в региональное законодательство, чтобы наиболее активно использовать те инструменты, которые заложены в новом законе. В частности, речь идет о налоговых каникулах и специальных инвестиционных контрактах. Это будет дополнительно привлекать инвесторов и в последующем изменит баланс финансирования с государственного участия в сторону частных вложений.

Привлечение частного капитала является важнейшим условием диверсификации промышленности, и власти Северного Кавказа уже работают в данном направлении. На основе проведенного нами мониторинга считаем необходимым обратить внимание на такие отрасли, как легкая промышленность, деревообрабатывающий комплекс и производство стройматериалов. Пока они составляют менее 1% в объемах выпускаемой продукции, но при сравнительно небольших инвестициях обеспечат достаточно быстрый оборот капитала и вовлечение значительного количества рабочей силы в смежные отрасли, что улучшит ситуацию с занятостью.

Самое главное — эти индустрии обеспечены гарантированными и растущими рынками сбыта, учитывая планы развития курортной зоны, жилищного и промышленного строительства и в целом рост уровня потребления, вызванного повышением уровня жизни населения в СКФО. Поэтому поддержка данных направлений должна найти отражение в региональных программах.

Помимо традиционных отраслей необходимо запускать и высокотехнологичные предприятия, продукция которых будет востребована в регионах СКФО. Это в первую очередь производство композиционных материалов, используемых в строительстве транспортной инфраструктуры и ЖКХ, а также создание мощностей по выпуску биодобавок, которые будут применяться в доминирующих отраслях округа — сельском хозяйстве и пищевой промышленности.

Увеличению количества высокопроизводительных предприятий во многом будет способствовать формирование на территории субъектов СКФО индустриальных парков. О своих планах в этом направлении заявили практически все регионы. Наибольшее число промышленных зон опережающего развития создается в Ставропольском крае.
Мы содействуем субъектам Федерации в разработке их собственных нормативно-правовых актов, которые будут включать меры поддержки по данному направлению. В утвержденной подпрограмме по индустриальным паркам на текущий год заложено 250 млн рублей на субсидирование затрат по кредитам, которые управляющие компании привлекают на их создание. После того, как президент подпишет законопроект о бюджетных проектировках, наше министерство проведет во второй половине года все конкурсные процедуры для предоставления этих субсидий непосредственно управляющим компаниям.

Также совместно с минфином подготовлен проект постановления правительства, которым предусматривается компенсация субъектам РФ затрат на создание инфраструктуры парков через частичное возмещение федеральных налогов, уплаченных резидентами. Это будет мотивировать и регионы, и инвесторов активнее создавать новые предприятия в индустриальных зонах.

Развитие промышленной инфраструктуры необходимо осуществлять параллельно с товаропроводящей сетью. В большинстве регионов уже принята программа ее развития и выделяются бюджетные средства на создание производственно-логистических центров, ориентированных в основном на хранение, первичную переработку и сбыт продукции АПК.
Мониторинг состояния торговой сети в СКФО показал, что большинство федеральных ритейлеров уже присутствуют в регионах округа и имеют планы по наращиванию количества торговых точек. Более того, они активно расширяют связи с местными поставщиками.

С сетями, входящими в Ассоциацию компаний розничной торговли, достигнуты договоренности об организации на территории СКФО торгово-закупочных сессий. В мае пилотная сессия прошла в Ставропольском крае. В текущем году мы готовы провести еще одну сессию с участием уже большего количества крупнейших компаний. Для этого, конечно, нам потребуется поддержка полпредства президента в СКФО и министерства по делам Северного Кавказа.
Мы предлагаем регионам активнее участвовать в выставочных мероприятиях, как в России, так и за рубежом, которые организуются при поддержке Минпромторга России. Дополнительным стимулом для повышения конкурентоспособности отечественной продукции у потребителя станет проект «Знак качества», который сейчас организуется нашим министерством.

Есть все предпосылки для того, чтобы существенно повысить промышленный потенциал Северо-Кавказского федерального округа. Необходимо лишь более активная позиция самих регионов и своевременное выполнение принимаемых решений.