В Карачаево-Черкесии есть верная примета: если кто-то затеял ремонт в доме, значит, скоро в этой семье будет свадьба. Сегодня молодожены в основном предпочитают устраивать пышные торжества на европейский манер, забывая о собственных традициях. А ведь на этой территории издревле проживают черкесы, карачаевцы, абазины, ногайцы, и у каждой народности свои обычаи — красивые, интересные, порой, даже экзотичные.

Любовь с первого взгляда
Эту историю мне рассказал Айболат. Его свадьба состоялась совсем недавно — в июне. Подготовка к ней велась очень тщательно, ведь сценарий разрабатывал сам жених. Для него было принципиально важным соблюдение традиций предков. В результате получилась настоящая ногайская свадьба на современный лад.

«Впервые я увидел Алтынай на видеозаписи с ее выпускного вечера. Наверное, это любовь с первого взгляда. Я тогда сразу же разузнал, что это за девушка, кто ее родители. Оказалось, что они на тот момент жили очень далеко — в Якутске. Но меня это не остановило.
Я позвонил ее отцу, чтобы рассказать о своих намерениях и попросить разрешения общаться с его дочерью. После того как он в свою очередь все разузнал обо мне и моем роде, я получил одобрительный ответ. С того момента мы стали переписываться с Алтынай через Интернет и созваниваться. О личных встречах и речи не шло. Так продолжалось
год. А потом она сообщила мне, что собирается к родителям, чтобы там поступить в медицинский университет.

Перед отъездом мы успели пару раз увидеться. Уже тогда было понятно, что мы обязательно поженимся, оставалось только определиться с датой. Прошло еще два года, прежде чем было принято окончательное решение. Ради нашей будущей семьи Алтынай отчислилась из университета и вместе с родителями приехала домой. И, как говорится, закрутилось...

Первым делом старейшины моего рода отправились на сватовство в дом невесты. Они взяли с собой традиционные баурсаки (обжаренные круглые лепешки) и кольцо в подарок. Там их ждала гостеприимная встреча, в ходе которой и были обговорены все детали свадьбы.

В подготовке к этому событию главная задача с моей стороны заключалась в ремонте дома. Это обязательный ритуал. Я в семье младший сын, поэтому жену должен был привести в родительский дом. Невеста тоже по-своему готовилась к переезду. Ее родня полностью закупила мебель и кое-что из бытовой техники, чтобы обставить наше жилище. Также девушка взяла с собой все необходимые предметы туалета и одежды.
Следуя установленным обычаям, мы праздновали две свадьбы — жениха и невесты. Со стороны Алтынай решили провести «советскую» свадьбу, вошедшую у нас в моду в 6о-е годы прошлого века. В то время как я решил сделать традиционную ногайскую свадьбу, для чего написал собственный сценарий, продумал все до мельчайших подробностей».

Два сценария одного торжества
Действие первое. Утро. Никях.
Делегация в составе жениха и нескольких мужчин его рода заезжает за невестой, ее дядей и братом. Все вместе направляются в центральную районную мечеть, где им предстоит совершить никях. Этот никях особенный — он проводится в присутствии жениха и невесты. Имам подробно разъясняет молодым их права и обязанности. Обстановка спокойная и торжественная. Сейчас рождается семья. После мечети невеста опять возвращается к себе домой.

Действие второе. Полдень. Таукиша.
В путь за невестой собирается кортеж машин — таукиша. Он выглядит очень ярко и красочно. Каждый автомобиль украшен разноцветными платками, а главный, предназначенный для Алтунай, — флагами рода жениха. Впереди кортежа скачут всадники в ногайских костюмах, папахах и с ногайским флагом. Среди всех этих людей нет Айболата. Он ждет свою любимую в загсе. Там совершается обычная процедура заключения брака.

Действие третье.
День. Свадьба невесты.
Здесь все, как у всех.

Действие четвертое.
День. Свадьба жениха.
В качестве двора, в который в старину вошла бы невеста, выступает ресторан. Там уже 250 гостей с нетерпением ждут появления главной героини этого дня. Алтунай выходит из машины.
Она необычайно хороша в своем традиционном свадебном платье. Но не успевает она и шагу ступить, как на нее сыплются конфеты, монеты и пшено.
Все эти действа сопровождаются старинными обрядовыми песнями в исполнении профессиональных артистов. Пройдя дальше в зал, невеста встречается с родителями жениха. Те поят ее медовой водой и говорят напутственные слова. После чего она в сопровождении жены брата и одного из неженатых братьев проходит в шымылдык, что в переводе означает «паутина». Выглядит же это как занавеска, за которой скрывается невеста. Но гостям интересно посмотреть на нее. Поэтому они оставляют деньги на специально предназначенном столике, там же берут длинную палочку и приоткрывают ею завесу тайны.
В течение всего вечера гости наслаждаются разнообразными угощениями, приятной беседой, танцами и выступлениями творческих коллективов. На свадьбе также находится и ведущий, хорошо знакомый не только с традициями своего народа, но и с большинством присутствующих гостей.

Действие пятое.
Вечер. Появление жениха.
Неожиданно в зал врывается компания молодых парней. Они громко поют, хлопают в ладоши, смеются и много шумят. Во главе их — Айболат. Он пришел за своей женой.

Едут!
Множество интереснейших нюансов имеет и карачаевская свадьба. Вот что о ней рассказывает заслуженный артист Карачаево-Черкесской Республики Рафаэль Мукаев:
«У нас есть обычай украшать коврами крыши автомобилей из свадебного кортежа. Этот ритуал имеет древние корни. Как такового понятия «ковры» не существовало. Например, в давние времена собиралась группа всадников, человек 5-10, и ехали в другое селение.
Как дать понять чужой стороне, что они едут с добрыми намерениями? Было придумано украшать лошадей разноцветными платками и тканями, которые называются флагами (байракъ). Впереди везли настоящие флаги с изображением тамги (фамильный герб) рода жениха и рода невесты. Потерять их считалось большим позором.

Джигиты, сопровождающие невесту в дом жениха, гарцевали на лошадях, пели песни, стреляли из ружей, то есть максимально давали понять, что едут на радость, на свадьбу. Один из знаменосцев — ал атлы — отделялся от свадебной свиты и на всем скаку подъезжал к дому жениха с пением свадебной песни «Орайда». Он оповещал о скором прибытии невесты.
С этого как бы все начиналось. А сегодня украшают автомобили коврами. Каждый ковер остается у владельца автомобиля, на который он крепился. Невесту везут на самой красивой машине с самым ярким и дорогим ковром.
Когда забирают невесту и кортеж начинает выезжать со двора, путь ему преграждают полным ведром воды. После того, как возьмут выкуп, освобождают дорогу машинам, при этом выливая воду на землю и желая новой семье жизни, полной счастья. На всем протяжении движения кортежа люди стараются его остановить: обычно ставят поперек автомобиль. Из него выбегает человек и говорит: «Ребята, я попрошу за вас и за счастье молодых, а вы меня чем-нибудь одарите». Раньше давали калач или конфету. Сегодня — деньги. Бывает, едут два кортежа навстречу друг другу и более дерзкие ребята успевают из своего кортежа выскочить и перегородить другому кортежу дорогу, взять у них деньги или подарки. Есть и такие удальцы.

Или вот еще очень красивый обычай: в момент, когда невесту представляют родственникам жениха, ее голову покрывают платками. Звучит зажигательная лезгинка, и ребята (чаще всего это профессиональные танцоры), двигаясь в ритме зажигательной музыки вокруг невесты, снимают один за другим платки, постепенно открывая ее. После того как снимают последний платок и невеста остается в фате, к ней подходят пожилые родственники жениха, приветствуют ее в новом доме, обнимают и говорят пожелания. До этого невесту родители жениха не должны были видеть, так же как и родители невесты не видят до свадьбы жениха».

Баурсаки
Сахар — 2 столовые ложки, дрожжи (сухие) — 5-6 граммов (полпачки), маргарин (размягченный) — 2 столовые ложки, мука (просеянная) — 400 граммов, молоко (теплое) — 2 стакана, соль — 1 чайная ложка, масло растительное: в тесто — 2 столовые ложки, для обжарки — 0,8 литра.
В теплом молоке развести дрожжи с сахаром и солью. Отставить на 15 минут. Добавить размягченный маргарин, просеянную муку и замесить тесто. Затем добавить растительное масло, хорошо вымесить, плотно закрыть и поставить в теплое место на 40-45 минут. Тесто должно подойти два раза. После того, как тесто поднялось во второй раз, необходимо отделить от него небольшой кусок и скатать в колбаску. Ребро ладони обсыпать мукой и, совершая поступательные движения, отделить небольшие кусочки размером с грецкий орех.
Несильно нажимая, вести рукой вперед-назад. В казане хорошо разогреть масло. Поставить на средний огонь и выкладывать баурсаки по 12-15 штук за раз (в зависимости от размера казана).
Во время обжарки постоянно помешивать баурсаки, чтобы получился ровный золотистый цвет и они равномерно прожарились. Готовые баурсаки выложить на бумажное полотенце, чтобы убрать излишки масла.