С 1 по 15 августа во Владикавказе состоялся 7-й международный художественный симпозиум «Аланика». Он был организован Северо-Кавказским филиалом государственного центра современного искусства, единственной государственной институцией в СКФО, работающей в пространстве современной культуры, и министерством культуры и массовых коммуникаций РСО-Алания при поддержке министерства культуры РФ.

Современное искусство в реальном времени — основная концепция 7-го Международного художественного симпозиума «Аланика», во время которого владикавказцы и гости города могли наблюдать за процессом создания арт-объектов и даже участвовать в нем, посещать ежевечерние презентации участников. «Осмысленное действие» — так обозначила идею симпозиума куратор, арт-критик с мировым именем Берал Мадра. «Важно по-новому продемонстрировать осмысленное отношение к современному миру, выраженное различными художественными способами, через призму традиционных взглядов и культурных особенностей, ради возможности быть понятым, услышанным, принятым в любом уголке мира, ради возможной универсальности», — сказала она.
В этот раз в симпозиуме приняли участие художники из Хорватии, Германии, Великобритании, России, Турции, Египта, Израиля, Грузии, Азербайджана и Италии.
В рамках симпозиума был проведен Второй международный форум молодых художников Северного Кавказа «ART Кавказ NEXT». Здесь молодые художники получили рекомендации и советы от мастеров искусств, поработали над проектами участников симпозиума, прослушали курс лекций о современном искусстве. Участники форума также провели перед зданием осетинского театра перформанс «Я — кавказец». А в ходе круглого стола «Институции современного искусства на Кавказе» обсуждались проблемы и перспективы развития современного искусства в регионе. Среди участников круглого стола — куратор из Tate Modern Gallery Кася Редзиц, арт-критик из Азербайджана Джахангир Селим-ханов и наш земляк, владелец и основатель «Нового музея» (музея современного искусства в Санкт-Петербурге) Аслан Чехоев.
Заключительная выставка созданных в ходе симпозиума произведений была открыта 15 августа в залах Художественного музея им. Туганова и Национального музея Республики Северная Осетия — Алания. На мероприятии выступили первый заместитель председателя правительства РСО-Алания Азамат Хадиков и бывший замминистра культуры РСО-Алания, ныне директор Северо-Кавказского филиала ГЦСИ Галина Тебиева. В своем выступлении куратор симпозиума Берал Мадра отметила, что у «Аланики» есть все основания в ближайшее время выйти на уровень Стамбульской и Салоникийской биеннале.
Проявилась рефлексия на местный контекст, каждое произведение передавало попытку гостей осмыслить увиденное, затронувшее их сердца и души.
Во-первых, это, конечно же, трагедия, произошедшая в Беслане в 2004 году, заставившая содрогнуться весь мир. В результате погибли мирные граждане, большинство из которых дети.

Печальная, но светлая инсталляция турецкой художницы Диляры Акай — попытка выразить уважение к матерям Беслана и «помочь трансформировать их боль в надежду на лучшее будущее». Диляра вместе с общественной организацией «Матери Беслана» вылила воду из стеклянных бутылок в «Городе ангелов» (кладбище, где похоронены погибшие дети) — это был акт омовения и очищения, направленный на то, чтобы «разорвать порочный круг платы кровью за кровь». 192 бутылки с водой затем стали «сосудами желаний», в каждую из которых вложили фотографии жертв, поминальные свечи, письма и стихи на трех языках — русском, турецком и английском...
В своей работе «Минута тишины» Сабина Шихлинская (Азербайджан) говорит о том, что по сегодняшний день ставятся вопросы о том, как могло случиться то, что повлекло за собой эту трагедию? Как случилось, что взрослые не смогли уберечь детей от гибели? На эти и другие вопросы должны быть даны правдивые ответы, раскрывающие последствия бесланских событий с точки зрения уцелевших заложников, убитых горем родителей и перспектив стабильности в регионе, стране и в мире в целом. Тишина и молчание не могут быть ответом, а могут быть лишь данью памяти.
И рядом инсталляция грузинской художницы Софико Черкезишвили «Флаги без предназначения», посвященная грузино-осетинскому конфликту. Неважно, кто победитель, война оставляет глубокие шрамы на теле Жизни.
Сильное впечатление произвел перформанс хорвата Марко Марковича: поющие девушки из хора церкви Рождества Пресвятой Богородицы и молча застывший среди них рабочий завода «Электроцинк» Махарбек Бароев, отец нашего знаменитого борца, воздевший в жесте «рот фронт» могучую рабочую руку. Отлитый в цинке слепок руки стал одним из арт-объектов симпозиума. Как объяснил художник, этот поднятый кулак символизирует дух рабочего класса, который борется за свои права.

Навел на мысли о том, как причудливо мы порой интерпретируем наследие предков, владикавказский фотохудожник Казбек Тедеев, который в течение последних двух недель предлагал посетителям Национального музея предположить, как можно использовать этнографические экспонаты из музейного хранилища. Уже поступили предложения о продвижении этого проекта в этнографические музеи. Серии таких акций могут наглядно продемонстрировать идею диалога культур, единства и схожести многих предметов, которые нам кажутся уникальными из-за того, что наши знания об окружающем мире ограничены.

Эмануэлла Балди и Филиппо Фаббрика — представители культурной ассоциации Love Difference, которая была основана в 2004 году известным итальянским художником Микеланджело Пистолетто, — реализовали проект «Кайрос — средиземноморский ковер». Каждая вплетенная в ковер нить — это эмоция одного из 24 участников проекта, желание или яркое событие из их жизни. У всех своя правда, своя жизнь, история, которая, переплетаясь с другими, создает единую историю человечества. Поначалу у каждого был свой маленький коврик, который, объединяясь с другими, стал большим, наполненным эмоциями и чувствами ковром.
Все работы, созданные участниками симпозиума, были переданы в дар Национальному музею. Выставка в залах Художественного музея им. Туганова и Национального музея продлится до 16 сентября.
7-й международный художественный симпозиум «Алани-ка-2013» завершился, но влияние его на культурную и общественную жизни Северной Осетии и всего Кавказа в целом будет ощущаться еще долго — значение подобных мероприятий трудно переоценить. «Аланика» — это один из шансов заставить среднюю полосу России и Европу перестать верить в страшные сказки о Кавказе.