Этому способствовал ряд факторов, в том числе образование нового федерального округа и создание отдельного федерального министерства. Сохраняется проблема негативного имиджа региона. Чтобы переломить сформировавшиеся стереотипы, СМИ должны придерживаться не только коммерческой, но и патриотической позиции, поделился Ильяс Умаханов в эксклюзивном интервью «Вестнику. Северный Кавказ».

— Вы регулярно посещаете Северный Кавказ. Если оценивать критически, видны ли в регионе позитивные изменения, о которых так много говорится на официальном уровне? В каких сферах они наиболее заметны?

— Все зависит от того, какой период оценивать. По сравнению с тем, что было десять-пятнадцать лет назад, перемены к лучшему заметны в экономике. Появились новые предприятия, построены красивые дома и торговые центры, улучшены дороги и социальная инфраструктура. Самый яркий пример — город Грозный, который буквально был возрожден из пепла и стал одной из жемчужин Кавказа.
Если же оценивать достижения последних двух-трех лет, то заметно снизилась террористическая активность, повысилась общая безопасность. Немалая заслуга в этом принадлежит правоохранительным органам, которые смогли подавить основные очаги бандподполья.

Новые инструменты для нового объекта

— В январе 2010 года был образован новый округ — Северо-Кавказский. Эксперты объяснили это желанием федерального центра всерьез заняться проблемами стратегического для страны региона, которые в прежние годы в силу объективных и субъективных причин были запущены. Принят ряд документов, ориентированных на СКФО, ключевой из них — государственная программа социально-экономического развития округа на период до 2025 года. По вашей оценке, прилагаемые усилия приносят ожидаемые плоды?


 — Создание СКФО — это, несомненно, позитивный шаг, который показал, что руководство страны уделяет развитию Северного Кавказа особое внимание. В текущем году аналогичный шаг был предпринят по отношению к Крыму и Севастополю.
Разумеется, что появление нового объекта управления потребовало создания новых инструментов. Одним из них является государственная программа развития СКФО. Однако с этим документом не все так просто.
Когда подавались заявки и формировался проект программы, то многие все еще рассчитывали на возвращение высоких цен на нефть, появление нового потока средств от экспорта энергоносителей. Поэтому основной упор делался на возможности федерального бюджета.
В 2011 году объем программы рассчитывался исходя из 5,5 трлн рублей, но к моменту внесения на рассмотрение был снижен до 3,9 трлн. Из этой суммы 67% должен был дать федеральный бюджет, 5 % приходилось на бюджеты регионов и 28% — на внебюджетные источники. В декабре 2012 года программа была сильно скорректирована. Вклад федерального и региональных бюджетов уменьшился более чем в 10 раз — соответственно, до 235 млрд и 16 млрд рублей. А внебюджетные средства выросли до 2,3 трлн рублей, то есть почти до 90%.
К сожалению, даже предусмотренные бюджетные средства не всегда удается выделить в полном объеме. В июне, выступая на правительственном часе в Совете Федерации, вице-премьер правительства Александр Хлопонин рассказывал, что финансирование регионов СКФО по государственным программам в этом году значительно сократилось. Например, по ФЦП «Юг России» выделяемая сумма уменьшилась почти в 4 раза — до 30 млрд рублей.

— Поэтому приходится отказываться от большинства бизнес-проектов и поддерживать главным образом объекты социального направления?

— Именно. Одно дело — развивать социальную сферу за счет бюджетных ресурсов и совсем другое — привлечь триллионы частных инвестиций. Это совершенно разные приоритеты в работе. Особенно, когда в условиях санкций ряда стран Запада появились сложности для привлечения иностранных средств в проекты «Курортов Северного Кавказа», сужаются кредитные портфели государственных банков, усугубляются валютные риски. Уверен, что новый министр по делам СКФО Лев Кузнецов и полпред в округе Сергей Меликов делают все возможное для переформатирования работы и актуализации госпрограммы.

Дополнительные факторы для управленческих решений


— Как вы полагаете, для решения насущных проблем Северного Кавказа достаточно существующего инструментария, либо требуется дополнительная поддержка?


— Проблемы на Северном Кавказе накапливались долгое время. Рост инвестиций всегда отставал от динамики трудовых ресурсов, что приводило к высокому уровню безработицы и низким доходам населения. Большое влияние на ситуацию оказали вооруженные конфликты девяностых, террористическая активность начала нулевых.
По составу населения Кавказ поликонфессионален и многонационален. Это создает дополнительные факторы, которые следует учитывать в управленческой и кадровой политике. Поэтому инструменты, работающие в других регионах страны, в СКФО могут пробуксовывать, и, конечно, поддержка необходима. Причем не только законодательная и бюджетная, но и в сферах образования, культуры.

— Какую помощь способен оказать округу конкретно Совет Федерации?

— Мы стараемся помогать в меру своих возможностей. Например, в прошлом году проводили в Пятигорске выездное заседание временной комиссии Совета Федерации по мониторингу участия России в ВТО и Таможенном союзе. Оно было посвящено вопросам поддержки сельхозпроизводителей.
Нам удалось обсудить ряд острых проблем с участием представителей федеральных и региональных органов власти, бизнеса, экспертного и научного сообществ. Думаю, найденные решения помогут повысить конкурентоспособность отечественных аграриев и стимулировать импортозамещение.
Немало делается в сфере развития приграничной торговли. Большой потенциал заложен в расширении российско-азербайджанских отношений.
В сентябре я участвовал в заседании российско-азербайджанской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, которое состоялось в Баку под председательством вице-премьеров Дмитрия Рогозина и Ягуба Эюбова. Азербайджанская сторона выразила готовность увеличить объемы поставок продовольствия на наш рынок, чтобы компенсировать дефицит, вызванный санкциями.
Однако к резкому наращиванию грузопотоков оказалась не готова транспортная и таможенная инфраструктура. Приходится заниматься этой проблемой в режиме ручного управления, создавать совместную рабочую группу и искать выход из сложившейся ситуации.
Надеюсь, в ближайшее время логистические барьеры удастся преодолеть. Мы намерены обменяться мнениями по этим вопросам с азербайджанскими коллегами в парламентском формате.

Закон един для всех

— Насколько актуальна для Северного Кавказа проблема международного терроризма, участия жителей СКФО в незаконных вооруженных формированиях, воюющих в Сирии и Ираке?

— Такая проблема существует. Но я не стал бы излишне сгущать краски. Несколько тысяч этнических кавказцев находятся в рядах боевиков в Сирии и Ираке. Часть из них действительно приехала из регионов Северного Кавказа, но большинство проживали в странах Западной Европы, куда они эмигрировали еще в 1990-х.
Эта информация была подтверждена в ходе рабочего визита делегации Совета Федерации в три ближневосточных государства — Сирию, Иорданию и Ливан. Мы могли на месте ознакомиться с обстановкой. Беседовали с авторитетными представителями мусульманских и христианских общин. Спектр этнополитических и конфессиональных групп был весьма широк, и все они говорили о готовности сотрудничать с нами в вопросах противодействия экстремизму и терроризму, необходимости перехода к практической совместной работе.

— В прошлом году была утверждена федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Этот документ появился весьма кстати. Многие политики и общественные деятели высказывают серьезную озабоченность обострением межнациональных отношений на Северном Кавказе, особенно в Ставропольском крае. Если судить по тому, что видите и слышите в регионе лично вы, проблема стоит действительно так остро? Насколько сложна она в своем решении?

— Я знаком с существом обозначенных проблем. Речь идет о правах владения землями отгонного животноводства в Нефтекумском, Левокумском, Туркменском и других районах Ставрополья.
Насколько мне известно, конфликт имеет, главным образом, экономическую, а не межнациональную природу. Одни и те же проблемы есть у дагестанцев, ногайцев, русских. К сожалению, им пытаются придать межнациональную окраску, чтобы добиться какого-либо неправового решения.

Закон един для всех. Схожие ситуации можно обнаружить в Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии, других республиках. Их история уходит корнями в прошлое и связана в том числе с непростым периодом, когда целые народы были репрессированы и насильственно переселены.

Достойные информационные поводы

— Северный Кавказ — уникальный регион. Даже в самые сложные времена здесь происходила масса событий, заслуживающих того, чтобы о них знали не только в России, но и за рубежом. Однако для этого необходим
грамотный пиар региона, позиционирование его как территории, безопасной для ведения бизнеса и комфортной для проживания. Согласны?


— Существует проблема негативной подачи информации в СМИ: плохо, что взрывы и убийства лучше «продаются» на медиарынке. Другая крайность — замалчивание проблем и трансляция сплошного позитива. Особенно, когда успехи не очевидны. У СМИ должна быть не только коммерческая, но и социальная, а также нравственно-патриотическая позиция. Необходимо показывать преимущества регионов Северного Кавказа: трудолюбие и предприимчивость, замечательные образцы культуры, литературы, искусства.
Важно переломить навязанные в последние годы стереотипы и доказать, что кавказцы — добрые соседи, гостеприимные хозяева, трудолюбивые граждане и истинные патриоты.

— Достойных информационных поводов, полагаете, хватит?

— Информационных поводов у нас немало. Например, факт вторжения в 1999 году бандформирований в Дагестан. Тогда наблюдалась патриотическая консолидация дагестанского общества на основе верности российскому государству. Однако за 15 лет не было создано ни одного художественного произведения, кинофильма, спектакля, книги, посвященных этим событиям.
В августе исполнилось 100 лет Кавказской конной дивизии — легендарной части Первой мировой войны, вошедшей в историю как Дикая дивизия. Она на 90% состояла из добровольцев-мусульман, уроженцев Северного Кавказа и Закавказья — кабардинцев, балкарцев, дагестанцев, чеченцев, ингушей, карачаевцев, черкесов, азербайджанцев. Это уникальное соединение, которое по своей организации, многонациональному составу, духу воинского братства, солидарности и взаимовыручки стало гордостью российской армии.
Подобные примеры достойны самого широкого освещения. Надеюсь, совместными усилиями и, прежде всего, реальными делами нам удастся улучшить имидж Северного Кавказа.

Досье:
Ильяс Умаханов. Заместитель председателя Совета Федерации России, представитель исполнительного органа государственной власти Республики Дагестан. Срок окончания полномочий — 9 января 2018 г. Дата рождения: 27 марта 1957 г.
Образование: 1979 г. — Московский государственный институт международныис отношений МИД СССР (специалист
по международным отношениям со знанием иностранного языка); 2001 г. — Дагестанский государственный институт народного хозяйства (экономист).
Государственные награды: 1986 г. — медаль «За трудовую доблесть», 2003 г. — орден Дружбы, 2008 г. — орден Почета, 2013 г. — орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Ученая степень: кандидат философских наук.