Рашид Абаев, экономист, член экспертного клуба «Грозный»:
— Туризм является бурно развивающейся отраслью в мировой экономической практике. Этому во многом способствуют рост благосостояния населения европейских стран и модернизация транспортной инфраструктуры.
Россия, с точки зрения развития туризма, — страна с уникальными возможностями. На ее территории есть места, которые могут быть интересны как соотечественникам, так и иностранцам.
Большой потенциал развития туризма имеет и непосредственно Северный Кавказ, представленный и зимним, и летним отдыхом в горах. Однако нынешние возможности региона не в состоянии удовлетворить существующий спрос. Необходима современная транспортная и иная инфраструктура.

При этом отдельные курорты Северного Кавказа, если захотят выходить на рынок самостоятельно, могут оказаться недостаточно успешными. Целесообразно было бы создать центр, который смог бы обеспечить единое информационное пространство и рациональную логистику для эффективной загрузки туристических площадок всего СКФО.
В целом проблемы туриндустрии Кавказа не отличаются от общероссийских — это дефицит частных инвестиций. Сегодня в регионе нет в достаточном количестве современных гостиниц. Вызывает нарекания и транспортная система, в частности, автомобильные дороги. А без развитой инфраструктуры добиться успеха невозможно.
Предстоит масштабная работа, которая потребует значительных финансовых вливаний. Учитывая бюджетные ограничения настоящего времени, многие проекты стоит попробовать реализовать с применением технологий государственно-частного партнерства.

Алексей Овчинников, директор Высшей горной школы, член Экспертного совета по особым туристско-рекреационным зонам при Минэкономразвития России:
— Падение курса национальной валюты, безусловно, снижает доступность для россиян горнолыжных курортов в Альпах и делает более привлекательными курорты внутри страны. Наиболее современным курортом с готовым сервисом и логистикой можно назвать Красную Поляну. При этом ее быстрыми темпами догоняет Северный Кавказ, например Архыз, который последние три года развивается очень активно.
В текущей ситуации отечественная туриндустрия имеет хороший шанс на импортозамещение, в частности, в горнолыжном сегменте, по аналогии с пищевой промышленностью.

Одна из актуальных задач — сделать отдых в горах доступнее. Ведь экономические потрясения отражаются, прежде всего, на представителях среднего класса, среди которых больше всего любителей зимних видов спорта. Решить задачу можно за счет грамотного использования государственных инвестиций, активного вовлечения молодежи и студентов, улучшения транспортной доступности.

Руслан Бзаров, руководитель экспертного клуба «Казбек»:

— Туризм — одна из важнейших сфер современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей человека и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от других отраслей туризм не приводит к истощению природных ресурсов и демонстрирует относительную стабильность в условиях кризисной ситуации на мировых рынках.
Выбор Северного Кавказа — это, конечно, внутренний туризм вне зависимости от международных обстоятельств. В частности, речь идет об этнотуризме. «Наше вино горько, — сказал когда-то Хосе Марти, — но оно наше». Этнотуризм основывается на желании почувствовать вкус чужой жизни, приобщиться к иной культуре, увидеть достопримечательности, отражающие местный характер и традиции.
Продвигая туристический комплекс и предлагая гостям ожидаемые услуги, необходимо учесть интересы и потребности собственного населения, сделать туризм одной из составных частей региональной стратегии развития. Суть разумной политики популяризации этнотуризма состоит в таком использовании культурно-природного комплекса, которое не разрушает особый дух, не нарушает естественный ход жизни местного сообщества.

Георгий Туаев, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Северной Осетии:
— Одно из главных условий — повышение качества сервиса и установление конкурентных цен. Зачастую у нас соотношение цены и качества несопоставимо с тем, что предлагают зарубежные коллеги. Необходимо не только улучшать обслуживание, но и увеличивать количество достойных мест пребывания туристов. Наш регион должны воспринимать как самобытный, культурный и мирный.
Конечно, самое перспективное туристическое направление на Северном Кавказе — это горы и горнолыжные курорты. Соответствующие проекты есть практически во всех республиках СКФО.
Они с разной степенью успешности воплощаются. Законченных курортов пока немного. Но то, что нужно строить новую туристическую инфраструктуру, однозначно.
Во всех странах, где развит туризм, сопутствующие отрасли развиваются параллельно. И на Кавказе он потянет за собой множество направлений. Появится большое количество качественных рабочих мест для местных жителей. Они будут находить ниши, в которых смогут приложить свои усилия и честным трудом зарабатывать на достойную жизнь. Этот факт подтвержден мировой практикой.

Хороший пример — Архыз. Выбрано удачное место для строительства курорта. Привлечен ключевой инвестор, вложивший средства в объекты туристической инфраструктуры, а вокруг нее стал развиваться местный бизнес. Думаю, по этому пути нужно идти и остальным республикам. Главное — найти инвестора, который бы помог стартовать, после чего средний и мелкий бизнес обязательно включатся в процесс.