Международный аэропорт Владикавказ — одно из старейших авиапредприятий Северного Кавказа. В год 70-летия Победы у коллектива аэропорта есть все основания почтить память земляков — отважных авиаторов.

Сын Осетии отважный
Почти 80 лет назад, в конце 1936 года, в Северной Осетии — одной из первых республик Кавказского региона — начались пассажирские перевозки на самолетах ПО-2 в Ростов и Астрахань. С развитием отрасли возрастал и их объем, но начавшаяся Великая Отечественная война внесла свои коррективы в жизнь и деятельность аэропорта. Здесь в 1942 году был расквартирован 100-й гвардейский орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского истребительный авиационный Ченстоховский полк, которым командовал Герой Советского Союза Ибрагим Дзусов.

Тогда на участке фронта близ Владикавказа немцы готовили крупнейшие наступления — на Сталинград и Северный Кавказ, чтобы открыть себе пути к Волге и кавказской нефти. Летчики под командованием полковника Ибрагима Дзусова демонстрировали чудеса мужества и героизма. Каждому из них приходилось выполнять по 5-6 боевых вылетов в день. Самолеты приземлялись только для заправки и пополнения боекомплекта. Вместе с летчиками самоотверженно работал и технический состав, который в полевых условиях готовил самолеты к новым вылетам, восстанавливал подбитые машины, латал пробоины. Да и сам Ибрагим Магометович несмотря на занимаемые им высокие посты летал на боевые задания. В его послужном списке — 89 боевых вылетов и 6 сбитых в 11 воздушных боях самолетов противника. В 1948 году отважный авиационный командир окончил Военную академию Генерального штаба, а после увольнения с военной службы гвардии генерал-майор авиации Ибрагим Дзусов возглавил аэропорт города Владикавказа (тогда Орджоникидзе).

В разные периоды времени этим авиапредприятием руководили грамотные и, можно сказать, уникальные люди с богатой авиационной биографией: Сергей Икоев, Мурат Каргинов, Борис Дауров, Руслан Кузин. Сложно оценить тот вклад, который внесли они в развитие и становление современного аэровокзального комплекса, сохраняя сложившиеся традиции.

Санкции не помеха
Получив в 2010 году новое имя, международный аэропорт Владикавказ стремительно набирает обороты. Сегодня его возглавляет Лев Газзаев. На его долю пришелся, пожалуй, один из сложных и масштабных этапов развития авиапредприятия.
С момента основания аэропорт Владикавказ считается стратегически важным форпостом на Юге России. С 1995-го и до конца 2008 года, когда шли военные действия в соседних республиках, воздушная гавань принимала большое количество военных и гражданских судов. В 2009 году Госэкспертиза вынесла решение о необходимости срочного ремонта взлетно-посадочной полосы. Так аэропорт Владикавказ был включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)».

Сегодня, когда наша страна находится в достаточно непростом экономическом положении, ряд обстоятельств, в том числе и санкции, введенные против России, не позволили сдать аэропорт в эксплуатацию в назначенные сроки. Но, тем не менее, этап этой масштабной реконструкции можно назвать завершающим.
Как рассказал «Вестнику» генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Владикавказ» Лев Газзаев, уже полностью реконструировано покрытие взлетно-посадочной полосы протяженностью три тысячи метров. Строили ее по современным европейским технологиям. Межгосударственный авиационный комитет уже выдал сертификат контроля состояния аэродромных покрытий. Это значит, что взлетно-посадочная полоса международного аэропорта Владикавказ полностью готова принимать любые воздушные суда без весового ограничения.

Таким образом, завершен один из основных этапов реконструкции предприятия. Столь масштабное строительство затронуло и всю инфраструктуру ВПП: электропроводку, дренажную систему, очистные сооружения, навигационное оборудование. В настоящее время закончен монтаж светосигнального и светотехнического оборудования, оснащенного огнями высокой интенсивности, которые в разы ярче старой системы. Новое светосигнальное снабжение позволит пилотам воздушных судов получать необходимую визуальную информацию на всех этапах взлета и посадки при любых погодных условиях и в ограниченной видимости. Впереди еще приемо-сдаточные испытания и настройка оборудования на пункте управления. А пока аэропорт Владикавказ работает в ограниченном режиме — только в светлое время суток. Вечером и ночью завершается ремонт периметрового ограждения аэропорта и установка средств охраны — системы сигнализации защитного оборудования от подкопов и видеонаблюдения вокруг территории.

Про проблемы

Сегодня, как известно, основное требование к любому аэропорту — это его всепогодность. Даже в сильный снегопад самолет должен успешно приземляться. Для этого ВПП должна быть достаточно длинной и иметь необходимый коэффициент сцепления, что обеспечивается постоянным уходом за ней. Если длина полосы аэропорта Владикавказ и ее состояние полностью соответствуют международным требованиям, то со специальной техникой по обслуживанию ВПП, в том числе и снегоуборочными машинами, вопрос стоит особенно остро. Будем надеяться, что и правительство республики, и инвесторы не оставят без внимания эту проблему. Ее решение влияет не только на работу аэропорта и его пропускную способность, но и на то, чтобы продлить срок эксплуатации всех аэродромных объектов, реконструкция которых обошлась государству в 1,7 миллиарда рублей.

Окончательный ввод в эксплуатацию аэродрома позволит привлечь к сотрудничеству крупнейшие авиакомпании страны, расширить географию полетов, увеличить количество внутренних и международных рейсов. Традиционными направлениями остаются Москва, Санкт-Петербург, Стамбул, Анталия, Тбилиси.

Равнение на ветеранов
На вопрос о коллективе аэропорта Лев Елиозович, не раздумывая, ответил, что сотрудники всех служб не только добросовестно и грамотно выполняют свои обязанности, но и способны принимать верные решения в сложных и нестандартных ситуациях. В 2011 году аэропорт Владикавказ стал лауреатом Международной общественной премии транспортной отрасли в номинации «Лучшее российское региональное предприятие воздушного транспорта». В коллективе есть, кем гордиться — как ветеранами авиации, так и талантливыми молодыми специалистами, хотя с ними на предприятии как раз дефицит.

И вновь возвращаясь к теме 70-летия Великой Победы, Лев Газзаев рассказал, что под патронажем их организации находится военный летчик-истребитель, кавалер двух орденов Красной Звезды, двух орденов Отечественной войны и множества медалей Сергей Икоев, который проработал начальником аэропорта Владикавказ 26 лет, сменив на этом посту Ибрагима Дзусова. Накануне праздника здание аэровокзала и привокзальная площадь были украшены: уличные флаги, праздничные баннеры красноречиво говорили о государственном и в тоже время великом народном празднике — Дне Победы!

Досье
Лев Газзаев c 2013 года — генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Владикавказ». Окончил Московское высшее техническое училище им. Баумана по специальности «инженер радиооборудования». В авиации — с 1981 года, на различных должностях в аэропорту Владикавказ более 20 лет.