К такому выводу пришли участники панельной дискуссии, состоявшейся в рамках гражданского форума «Архыз-XXI» в Карачаево-Черкесии. Она объединила представителей четырех ключевых сегментов общества, вовлеченных в развитие и продвижение отрасли: ОАО «Курорты Северного Кавказа» — управляющей компании проекта туркластера, региональных органов власти, курирующих вопросы культурной политики и туризма, организаций некоммерческого сектора, имеющих опыт реализации популяризирующих туризм социальных программ, а также СМИ, включенных в формирование позитивного информационного фона о турпродуктах.

По данным директора дирекции ВТРК «Архыз» Алексея Елина, в прошлом зимнем сезоне посещаемость курорта выросла на 250%. «Мы сделали качественный шаг вперед, и сегодня курорт обеспечен всей необходимой инфраструктурой. Он остается наиболее конкурентоспособным в регионе по соотношению цены и качества — это отмечают все. Есть отдельные проблемы, сейчас мы их решаем, чтобы будущей зимой наши гости не теряли время в очередях, а спокойно катались на трассах, протяженность которых увеличится вдвое», — прокомментировал Елин.

Свыше 90% специалистов, занятых в строительстве и эксплуатации ВТРК «Архыз», — жители Зеленчукского района КЧР. Инвесторами-резидентами являются также преимущественно региональные компании. Для местных жителей на курорте оборудована рыночная площадь, где они предлагают широкий ассортимент товаров собственного производства, сувениров и изделий национальных промыслов. «Мы ориентированы на массовый туристический спрос, поэтому должны обеспечить самый разнообразный спектр услуг, но с учетом местных особенностей», — пояснил директор ВТРК.

Министр культуры Карачаево-Черкесии Мадина Гогова также отметила значимость интеграции традиций кавказского гостеприимства в деятельность региональных курортов. «В республике существует огромный потенциал для развития этнотуризма, во многих местах он может стать целой индустрией. Мы ведем большую работу по приданию национальной атмосферы работающим и строящимся курортам», — сообщила Гогова.

Раскрытию туристического потенциала кавказских территорий способствуют медийные инициативы. Начальник отдела инновационных проектов РИА «Дагестан» Мухтар Амиров рассказал, что паломнический туризм в республику, где в Дербенте — «колыбели трех религий» — расположены самая древняя мечеть, одна из древнейших синагог и один из древнейших православных храмов России, вырос по итогам прошлого года на 30%.

Было проведено исследование «Роль этнокультурного бренда в инвестиционной привлекательности Северного Кавказа». Как проинформировал заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН, член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Владимир Зорин, этот показатель составил 24%.

«Роль туризма неуклонно растет, а СКФО имеет огромный потенциал для его развития, и нельзя не воспользоваться таким важным экономическим инструментом, как интеграция этнокультурных особенностей региона в туротрасль», — резюмировала директор департамента по маркетингу ОАО «Курорты Северного Кавказа» Рената Шюшайте.

География гостей Архыза расширится
Туристические компании Центрального и Южного федеральных округов включат туры на ВТРК «Архыз» в перечень предложений по СКФО. Об этом стало известно по итогам промо-тура на курорт, в котором участвовали туроператоры из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Ростова-на-Дону, Краснодара и других крупных городов России. «К ближайшему горнолыжному сезону возможности нашей площадки удвоятся, — объяснил заместитель генерального директора ОАО «Курорты Северного Кавказа» Сулейман Вагапов. — Поэтому мы стараемся расширить географию регионов, для жителей
которых Архыз станет излюбленным местом посещения».

Марина Бибикова, генеральный директор туристической компании «Дигитрия» (Санкт-Петербург):

«Северокавказское направление представляет для нас большой интерес: регион имеет неограниченные возможности и для лечения, и для экскурсионного, и для спортивно-развлекательного туризма».

Евгения Будякова, директор компании «Свисстрэвел» (г. Ростов-на-Дону):
«Близость нашего города и Архыза достаточно интересна. Это направление пользуется большим спросом, особенно в формате туров выходного дня».

Татьяна Киселева, директор туристической компании «Фортуна-трэвел» (Воронеж):
«Я не отметила слабых мест курорта, поэтому буду предлагать туры на него своим клиентам».