Не выживать, а развиваться
Когда в 2005 году открылась первая аптека «Вита плюс», фармацевтический сектор был перенасыщен так же, как и сегодня. С каждым днем предложений на фармрынке становилось все больше, количество аптек-конкурентов увеличивалось не по дням, а по часам. Но мы, преодолев трудности первоначального периода (ограниченное число поставщиков и невозможность работы напрямую с производителями), сделали ставку на качество товаров и обслуживание. В результате удалось выстоять и продолжить движение вперед, в то время как многие конкуренты закрылись, так и не успев сделать первые шаги. Сегодня при системном экономическом кризисе мы сталкиваемся с другими проблемами: трудности с поиском выгодных помещений под аптеки, дефицит кадров. Все они решаются в рабочем режиме и не влияют на развитие бизнеса, так как он уверенно движется по выбранному курсу. Главное — не останавливаться на достигнутом и расти не только количественно (на данный момент в аптечной сети 80 представительств), но и качественно, внедряя новые формы. К примеру, мы предлагаем клиентам различные формы выкладки: как традиционную закрытую, так и в формате фарммаркетов. Еще одним тактическим шагом стало индивидуальное планирование работы каждой аптеки сети с учетом особенностей ее размещения и в соответствии с потребностями населения: многие учреждения работают круглосуточно, без перерыва и выходных. К тому же мы расширили спектр деятельности, организовав справочную службу, где можно не только узнать о наличии того или иного ЛС, но и заказать доставку. Успешно развиваются два медиа-проекта — журналы PROvita и МЕОфармация, которые интересны как потребителю, так и работникам сферы здравоохранения. В результате за десять лет работы «Вита плюс» стала не просто региональной сетью аптек, но группой компаний, в состав которой входит пять самостоятельных предприятий различной направленности.

Кадровый вопрос
Сегодня мы имеем неутешительные данные о наличии специалистов в отрасли. И если бы даже по цифрам фармацевтический рынок труда приближался к выполнению поставленных государством задач, то по его качеству еще работать и работать! Ведь уровень образования выпускников не соответствует потребностям фармбизнеса. В таких условиях «Вита плюс» вынуждена использовать эффективные инструменты для привлечения новых и удержания квалифицированных кадров. На базе компании проводятся тренинги и семинары как собственными тренинг-менеджерами, так и с привлечением сторонних именитых специалистов в области фармации.

Независимая оценка
Согласно данным розничного аудита DSM Group доля лекарств российского производства от общего объема коммерческого рынка по итогам марта 2015 года составила 26% в стоимостном выражении и 56% в натуральном. Соответственно, лекарства зарубежного производства превалировали. По отношению к марту 2014 года структура коммерческого рынка относительно происхождения представленных препаратов коренным образом не изменилась. В связи с этим я вижу возможность поддержки курса, направленного на импортозамещение двумя взаимодополняющими способами: первый — локализация производства препаратов иностранных фирм в России и второй — поставки отечественных препаратов напрямую от отечественных компаний. Эти меры, по моему мнению, станут основным фактором снижения цены в конечной точке продаж — аптеке.