Владимир Путин, президент России:
— На Кавказе просто шикарные природные условия — лучше не придумаешь! Фишкой курортов СКФО должно стать обслуживание топ-уровня — такое, которого нет нигде. А для этого нужны специалисты международного класса — иначе не выиграть конкуренцию с Сочи, не говоря уже о курортах где-нибудь в Альпах. Считаю, на кавказских курортах вполне реально обеспечить сервис, превосходящий европейский. Европейцы уже давно расслабились.

Александр Хлопонин, заместитель председателя правительства России:
— Мы планируем создавать нишевые, по-своему уникальные курорты. Нам не нужны копии швейцарских или итальянских курортов. Мы владеем аутентичной палитрой кавказской природы, традиций, культуры и собираемся делать акцент именно на этом. Однако нельзя одновременно построить несколько горно-лыжных центров и рассчитывать, что они все будут эффективны, привлекательны и уникальны. С учетом потенциала каждой из особых экономических зон в первый этап
развития туристического кластера СКФО включены курорты «Архыз» в Карачаево-Черкесии, «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии и «Ведучи» в Чечне.

Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации России:
— Архыз произвел на меня огромное впечатление — очень современный горно-лыжный курорт, первый этап которого построен менее чем за три года. Я сама горнолыжница — каталась и в Швейцарии, и в Австрии. Поверьте, Архыз не уступает ни по красоте природы, ни по климатическим условиям, ни по качеству инфраструктуры. Уже сегодня количество туристов здесь превышает плановые цифры. Кстати, «Архыз» — не единственный проект. Другие регионы Северного Кавказа имеют замечательные условия для развития внутреннего туризма. Россияне любят путешествовать. Если мы создадим условия, то они с гораздо большим удовольствием будут посещать отечественные курорты, нежели ездить за рубеж и оставлять там огромные средства.

Анвар Гаджиев, руководитель Агентства стратегических инициатив в СКФО:
— Большую роль в сегодняшней жизни региона играют «Корпорация развития Северного Кавказа» и «Курорты Северного Кавказа». Они реализуют крупные проекты в экономически значимых отраслях — туризме, здравоохранении. В качестве примера можно привести туристско-рекреационный комплекс «Архыз». Результаты впечатляют: в прошлом году его посетили более 85 тыс. туристов, а за первые три месяца нынешнего года — свыше 100 тыс. Благодаря этому проекту турпоток в Карачаево-Черкесию увеличился на 43%. Его можно смело назвать одним из самых успешных примеров государственно-частного партнерства.

Олег Сафонов, руководитель Федерального агентства по туризму:
— Мне кажется, проект «Курорты Северного Кавказа» — настоящий прорыв в плане привлечения огромных инвестиций. А главный рычаг — кластерная стратегия, которая, по сути, связывает государственные и частные структуры единой целью и таким образом автоматически решает вопрос согласований. Большие возможности для развития туризма есть у всех республик СКФО. Важно, чтобы местные органы власти реально оценивали потенциал и перспективы отрасли. Особенно с учетом развития внутреннего и въездного туризма. В рамках соответствующей ФЦП может быть осуществлено софинансирование создания туринфраструктуры.

Алексей Овчинников, директор Высшей горной школы, член Экспертного совета по особым туристско-рекреационным зонам при Министерстве экономического развития России:
— Последние события в мире, безусловно, снижают для россиян доступность горнолыжных курортов в Альпах и делают более привлекательными курорты Северного Кавказа. Например, Архыз. Если он продолжит развиваться такими же темпами, то через два-три года составит серьезную конкуренцию Красной Поляне. Одна из актуальных задач — сделать отдых в СКФО более доступным. Ведь экономические потрясения отражаются в первую очередь на представителях среднего класса, среди которых больше всего любителей зимних видов спорта. Решить данную задачу можно за счет грамотного использования государственных инвестиций, активного вовлечения молодежи и студентов, улучшения транспортной доступности мест отдыха в горах.

Джон Шол, президент американского Института сервиса:
— Для реализации туристического проекта на Северном Кавказе имеется мощный ресурс — усилия государства и бизнеса. Важно объединить их ради достижения желаемого результата. При этом понимать стратегию развития кластера, внедрять эффективные механизмы управления им. Мелочей в таких проектах не бывает. Составляющие успеха — современная транспортная инфраструктура, широкая линейка предоставляемых услуг, квалифицированный обслуживающий персонал. Последнее особенно ценно. Чтобы иностранцы смотрели на Северный Кавказ как на новую туристическую площадку, для работы на ней нужны новые люди с новыми навыками и новым стилем поведения.

Галина Романова, ректор Сочинского государственного университета:
— В рамках проекта туристического кластера СКФО строится целая сеть всесезонных комплексов, ориентированных, как на внутренний турпоток, так и на привлечение гостей из-за рубежа. Именно поэтому важно обеспечить единый и максимально высокий уровень сервиса на всех курортах региона. Качество и профессионализм кадров на них должны стать такой же значимой частью бренда Северного Кавказа, как традиционное гостеприимство и уникальная природа.

Андрей Резников, заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа:
— При рассмотрении перспектив развития Кавказских Минеральных Вод надо учитывать уникальность этого региона. Ему нет равных не только в России, но и в мире. Однако принятие закона о статусе КМВ — не панацея. Его миссия — снять разночтения в законодательстве и предложить единые подходы к решению существующих проблем без угрозы для уникальных природных лечебных ресурсов. Таким образом, принятие закона — только первый, пусть и очень важный шаг в судьбе Кавминвод. Результат будет зависеть от тех, кто на местах: органов власти, правоохранителей, надзорных органов и обычных людей, которым небезразлична судьба КМВ.

Ермолай Солженицын, управляющий партнер московского офиса консалтинговой компании McKinsey&Company:
— Необходимо объединить усилия и сделать из Кавминвод то же самое, что сделали к Олимпиаде из Сочи. Нужен правильный закон, который позволит принимать взвешенные градостроительные решения. Предстоит создать туристический продукт, который будет притягивать людей, в том числе из-за рубежа. Интересная тема для размышлений — организация специального агентства по продвижению бренда КМВ. Мне кажется, что четко определив специализацию курорта, можно наращивать его популярность без участия министерств и без крупных бюджетных вливаний. Это абсолютно доступная задача для трех-четырех городов России.

Татьяна Яковлева, замминистра здравоохранения России:
— 60% россиян посещают Кавказские Минеральные Воды с целью лечения. Исторически сложившийся метод лечения в КВМ — источники минеральной воды в санаторно-курортных учреждениях. Их в регионе 130. На базе санаториев мы намерены открывать центры реабилитации. Вся нормативно-правовая база уже подготовлена. Учтен полный цикл терапии пациента: реанимация — профильное отделение в больнице — амбулаторное лечение — реабилитация в санаторно-курортных учреждениях.