Весть о ранении Ногая молниеносно распространилась по обе стороны враждующих и возымела оглушительное действие. Даже среди войска хана Токты, противника Ногая, это сообщение не вызвало радости.

Две противоборствующие стороны, яростно вступившие в схватку друг с другом, вдруг остановились, как будто оказались парализованными столь трагической вестью. Никто пока точно не знал, погиб ли легендарный Ногай, но слухи о его ранении будто отрезвили всех. Воины хана Токты только теперь осознали, что они сражались против самого Ногая, под командованием которого до недавнего времени ходили в атаки и никогда не знали поражения. Великого полководца в войсках Золотой Орды обожали. Ногая ценили за его непревзойденный ум, справедливое отношение к простым воинам и смелость. Все знали, что он дорожил жизнью каждого воина и никогда не допускал бессмысленной гибели своих людей.

Установилась странная ситуация. Войска Великого Ногая были в ярости и полны решимости сражаться, но не могли этого сделать из-за смятения в стане врагов. Противная сторона вместо того, чтобы воспользоваться гибелью предводителя, засылала гонцов узнать о состоянии здоровья Великого Воина. Хан Токта первым велел своим войскам отойти в лагерь. Он понимал, что в таком положении призывать войска к бою — безрассудство. Истекавшего кровью полководца сыновья в сопровождении личной гвардии Ногая отвезли к калинам — высшему жречеству кипчаков, верховным жрецом у которых являлся сам Великий Ногай. Жрецы остановили кровотечение у 80-летнего воина и тайно от всех увезли в неизвестном направлении. С тех пор Ногая нигде не видели. Сколько он после ранения прожил, никто не знает. Не знал никто также и где он похоронен.

Загадка для археологов
В начале 1980-х годов в Институте археологии Украины, который был размещен под крышей бывшего Выдубечского монастыря, происходили весьма интересные события. Из высокого деревянного ящика-чемодана с величайшими предосторожностями археолог Юрий Рассамакин извлек необычайно хрупкие, готовые рассыпаться, серо-землистого цвета, похожие на кору древнего дерева ткани 700-летней давности. Из отчета об открытии богатейшего кургана на реке Молочной становится понятно, что данная археологическая находка — настоящая сенсация. В кургане был похоронен мужчина старше 50 лет. Он буквально засыпан уникальнейшими предметами. Наиболее интересные вещи лежали внутри деревянного саркофага, закрывавшегося на четыре цилиндрических замка: сабля, три ножа, кольчуга, щит, колчан, налучье, позолоченный шлем. Дальше перечисляются богатейшие одежды — шесть кафтанов из шелковых тканей, дорогая посуда — курильница и чаша. Имелись украшения —два золотых перстня с камнями, две плетеные гривны из золота и электра, три парчовых пояса с серебряными пряжками. Все вещи позолочены. На груди умершего — массивная цепь, сплетенная из электровых проволочек, а в правой руке зажата распрямленная золотая гривна — знак особого достоинства. Справа у головы — курильница, аксессуары верховного жреца. Роскошный кубок — курильница на высоком поддоне — творение средневековых западноевропейских ювелиров. Наиболее дорогие находки — погребальные одеяния — оказались наименее сохранившимися. Еще в ходе раскопок археологи были убеждены, что в кургане похоронен половец (кипчак). Об этом свидетельствовали и обряд погребения, и другие вещи, например лепная керамика, которую находили в насыпи и в погребении. Антрополог однозначно отмечает слабо выраженные признаки монголоидности черепа погребенного, характерные для средневековых обитателей восточноевропейских степей и, в частности, для половцев. Масштабы погребального сооружения, богатство погребального инвентаря и золотой жезл правителя в правой руке свидетельствовали о том, что в кургане похоронен знатный воин. Велика вероятность, что покоился здесь глава одного из племенных половецких союзов. Это подтверждается и родовым знаком половецкого племени кипчаков, обнаруженным на поясной чаше. Специалисты безошибочно определили, что все вещи, сопровождавшие умершего, и его одежда были византийского происхождения. Но вот загадка: что это за половец, который похоронен так богато, и, главное, когда это случилось?

Ногай.jpg

Ученые на Украине и в Москве стали выдвигать разные версии. Грабеж был исключен сразу. Наличие орденов наталкивало на мысль, что император Византии, скорее всего, кого-то наградил. Вопрос в том, который император и кого наградил? Перебирали известные имена половецких ханов. Ведь многие события XII-XIII веков нашли свое отражение в письменных источниках. Половецкий хан Кобяк был пленен и убит в Киеве. Хан Тоглый прославился своим походом на Византию, а в 1193 году вместе с другими главами половецких союзов заключил мир с князьями Киевской Руси. Однако связать с погребенным никак не получается. Знать бы, кто из половецких лидеров владел греческим языком. Распрямляя складки ткани, реставратор увидел фигуры архангелов в обрамлении узора из завитков и кринов. У ног одного из архангелов была вышита крохотная фигурка человека с протянутыми вперед руками, а вокруг нее шла надпись по-гречески. Человек, изображенный в позе, по мнению специалистов, не библейский персонаж, а реальное лицо. И греческая надпись связана именно с ним: он просит о помощи. Но и здесь нет имени.

Могила великого воина
Наиболее вероятная фигура для исторической идентификации погребенного в Чингульском кургане — хан Котян (султан Котен), но он был убит и похоронен в Венгрии. Фигуру эмира Ногая, более известного как темник, или хан Ногай, историки в этом списке рассматривают в самую последнюю очередь, да и то вскользь. По их мнению, версия с Ногаем кажется совершенно не логичной. Вся беда в том, что историки находятся в плену укоренившегося заблуждения, будто темник Ногай является чингизидом и к половцам-кипчакам якобы имеет самое отдаленное отношение. А если быть хоть чуточку объективным и более внимательно присмотреться, то поводов для идентификации фигуры Ногая с погребенным более чем достаточно. Эмир Ногай — потомок известной кипчакско-половецкой династии султанов-жрецов, внук последнего хана Котяна (султана Котена). И унаследовал он от своих предков не только сокровенные знания тенгрианского жречества, но и территорию, на которой жили кипчаки, ею как родовым улусом владел Ногай. И могила в Чингульском кургане расположена в центре земель так называемых «лукоморских половцев». Со второй половины XIII века эти земли являлись неотъемлемой частью улуса Ногая. Надписи на греческом языке на предметах из погребения и определенные символики могли быть вполне конкретно адресованы самому Ногаю. Ногай помимо родного и русского языков владел греческим. В преклонном возрасте он приступил к изучению арабского языка и Корана. Гумилев называл Ногая тайным мусульманином, хотя авторитетный русский историк Веселовский определенно утверждает, что он по примеру Берке принял мусульманство. Скорее всего, Ногай к концу своей жизни созрел для принятия ислама, но окончательно не отошел от некоторых тенгрианских обрядов и особенно похоронных ритуалов, которые, как правило, являются наиболее консервативными. Что касается других предметов византийского происхождения, то Веселовский, кстати, использует в своей работе о темнике Ногае свидетельства византийского историка Пахимера в переводе Латышева именно в интересующем нас контексте. Сам Пахимер недвусмысленно признает, что к 70-м годам XIII века император Византии практически впал в вассальную зависимость от хана Ногая. Правда, европейский историк подобную зависимость императора от Ногая пытается облачить в родственные отношения и оживленные связи между ними преподносит как отношения между тестем и зятем. Как известно, одна из жен Ногая Ефросинья была дочерью императора Византии Михаила Палеолога. Однако от пристального взгляда невозможно утаить, как вассал заискивает перед своим владыкой, удостаивая его поистине царскими почестями. Пахимер признается, что император, ухаживая за Ногаем, не перестает посылать ему в огромном количестве одежды и разнообразные съестные припасы. По утверждению Веселовского, Ногай с удовольствием брал съестные припасы и напитки, а также принимал золото и серебро в кубках. Одежду внимательно рассматривал и выражал благодарность за подарки. Однако не испытывал особого восторга от самых изысканных царских тканей.

Куликовская битва.jpg

Разгаданная тайна
Нет никакого сомнения, что такие интересные сведения были известны нашим историкам. С пути их, естественно, сбивала версия искаженного происхождения Ногая. Как бы там ни было, тайна кипчакских жрецов, можно сказать, раскрыта. Мы теперь знаем, где был погребен Великий Ногай. В течение 700 лет могила Ногая оставалась нетронутой, ни один грабитель не дошел до нее. И через семь столетий предметы из захоронения оказались в руках людей, движимых стремлением познать мир предков. Из описания погребального кургана, сделанного советскими археологами: «Место для погребального сооружения было выбрано обдуманно — курган стоял на краю высокого коренного берега реки Чингул, над необозримой поймой, там, где река Молочная круто поворачивает на юг и принимает на себя воды Чингула. Глубокую могильную яму вырыли на вершине более раннего небольшого курганчика бронзового века. Насыпь сооружали долго. Строительным материалом для нее служили куски дерна, нарезавшиеся неподалеку, в долине реки. К моменту совершения погребальной церемонии вокруг могилы образовался вал с тремя проходами, а вокруг него кольцевой ров, тоже с тремя проходами внутрь. Диаметр рва — 62 метра, ширина — 1,5 метра, глубина — 1,2 метра. Такая конструкция насыпи, несколько напоминающая скифскую, прослежена для позднекочевнических курганов впервые. Грабители не проникли в курган. Вокруг могилы были уложены пять парадно убранных и оседланных лошадей и напутственная пища — десять разрубленных бараньих туш. Питье, вероятно, находилось в двух византийских амфорах». Теперь мы можем сказать, что до 1981 года могила Ногая находилась на Украине в селении Заможное Токмакского района Запорожской области. В результате археологических раскопок останки были вывезены. О дальнейшей судьбе останков, к сожалению, ничего неизвестно. Очень хочется верить, что наши современники отнеслись с должным уважением к памяти погребенного и подобающим образом перезахоронили его.