Кризисные явления в экономике и снижение потока инвестиций требуют от парламента детальной проработки законов с учетом специфики развития Северо-Кавказского региона, стимулирования деятельности малого и среднего предпринимательства. Эксперты, принявшие участие в очередном круглом столе нашего журнала, убеждены, что даже хорошие законы не будут работать эффективно, если не усилить контроль на уровне исполнительной власти.

Джамбулат Оздоев, уполномоченный по правам человека в Ингушетии:
— Будущий парламент должен отвечать критериям компетенции, профессионализма и порядочности. Время артистов, спортсменов и прочих медийно узнаваемых кандидатов в депутаты прошло. В обществе созрел запрос на профессиональную Думу, которая реально защищала бы права избирателей. Кризисный период — это время реальной уязвимости с точки зрения социально-экономической защищенности большого количества граждан. Ведь далеко не у каждого имеется «кубышка» на черный день. Работая уполномоченным по правам человека, я каждый день убеждаюсь, что в помощи государства нуждаются многие. Конечно, мы должны уходить от иждивенческих настроений, но и бросать людей на произвол судьбы чревато неприятными последствиями. И законодательные, и исполнительные органы власти должны иметь четкую, вменяемую антикризисную политику обеспечения стабильных доходов каждого жителя страны. Нужны законопроекты, которые будут направлены на решение не только тактических задач по преодолению кризисных явлений в социально-экономической сфере. Прежде всего, требуется разработать стратегию развития экономики нашего государства, ведь без самодостаточной экономики не получится успешных проектов в культуре, общественной жизни и т. д. Если говорить об Ингушетии, то, на мой взгляд, приоритетными направлениями должны стать производство и переработка сельхозпродукции, поддержка малого предпринимательства, завершение и ввод в эксплуатацию производственных объектов, строящихся в последние годы за счет федерального и регионального бюджетов, оптимизация и повышение эффективности органов местного самоуправления. Другой важный вопрос, о котором народным избранникам следует задуматься уже сейчас, — переизбыток трудовых ресурсов в одних субъектах России и катастрофический недостаток рабочих рук в других. Насколько успешно получится решить эту проблему, покажет время.

выборы.jpg

Абубакир Тамбиев, генеральный директор завода «Элия», Карачаево-Черкесия:
— Для того чтобы субъекты СКФО могли выбраться из дотационной ямы, необходимо развивать промышленное производство. И в первую очередь — путем поддержки малого предпринимательства в данной отрасли, создания дифференцированной производственной инфраструктуры, поскольку двигаться вперед только за счет развития туризма и предоставления услуг невозможно. Депутатам всего Северо-Кавказского региона необходимо объединиться и комплексно посмотреть на решение проблемы, совместно с министерствами проработать детальную программу развития округа с учетом его специфики. В чем эта специфика? Почему при хороших природных условиях, трудолюбивом населении и иных благоприятных предпосылках СКФО испытывает экономические трудности? Почему ряд федеральных программ, в том числе по реализации проектов с господдержкой, трудновыполнимы?.. В советское время экономическую стабильность Кавказу во многом обеспечивала работа заводов оборонной промышленности. Узкая направленность и специфичность оборудования не дали возможности этим предприятиям переквалифицироваться в период перестройки. Отсутствие производственной инфраструктуры превратилось в серьезную проблему. И именно эту проблему надо решать на законодательном уровне. Действующие программы господдержки и госгарантий являются хорошим рыночным инструментом, но эффективно работают, только когда в регионе созданы стартовые условия для реализации проектов. Создать такие условия и можно как раз за счет развития малого предпринимательства в промышленной отрасли, что
приведет к улучшению производственной инфраструктуры в СКФО, наполнению бюджета и решению ряда других актуальных для региона вопросов.

Халид Яндарбиев, менеджер по инвестиционным проектам ООО «Центр поддержки малого и среднего бизнеса», Чечня: 
— Из-за дороговизны привлекаемых денежных средств, энергоносителей и коммунальных услуг, высокой стоимости оформления в аренду или покупки земли, а также существующих административных барьеров частные компании не могут реализовывать масштабные проекты инвестиционного и социально-экономического развития без поддержки государства. Способствовать решению этого вопроса призван федеральный закон о ГЧП, вступивший в силу с 1 января 2016 года. Он конкретизирует практически всю нормативно-правовую базу взаимодействия государства и бизнеса и создает фундамент для высокоэффективного сотрудничества с равными интересами. Но, как часто случается в России, правая рука пишет, а левая стирает... Я говорю об административных барьерах, которые сводят на нет благие намерения государства и бизнеса, о политике меркантильного отношения органов исполнительной власти к выполнению своих должностных функций. На эти «несоответствия» должны обратить внимание депутаты в первую очередь. Сегодня в условиях продолжающегося финансового кризиса, сокращения потока инвестиций в нашу страну развитие производственной инфраструктуры весьма усложнено. В связи с этим следует очень требовательно относиться к кандидатам в народные избранники. Это должны быть люди высокой духовной и гражданской культуры, честные и принципиальные, компетентные, умеющие просчитывать шаги на перспективу и не принимать законы по принципу «когда гром грянет» и т. п. Учитывая особенность Северо-Кавказского региона, который может быть и житницей, и здравницей, на его территории важно развивать практически все сферы экономики, но в первую очередь сельское хозяйство. Основные точки роста: производство сельхозсырья с внедрением высоких технологий, развитие животноводства, птицеводства и рыбоводства, а также переработка. Для решения стратегических задач необходимо на всех уровнях общества и власти знать и пользоваться такими инструментами и рычагами, как ГЧП, развитие внутрирегионального и межрегионального сотрудничества на основе создания кластеров, открытие совместных предприятий в сырьевом районе. Отдельное внимание должно быть уделено финансированию малого и среднего бизнеса, его господдержке за счет субсидирования и дотаций по приоритетным программам и проектам.

Рамазан Абдулатипов.jpg

Александр Кудрявцев, профессор Северо-Кавказского федерального университета, заведующий центром «Культурное и природное наследие Северного Кавказа», доктор исторических наук, Ставропольский край: 
— Современное геополитическое положение России и попытки западных партнеров изолировать и затормозить ее поступательное движение путем введения различных санкций и ограничений актуализируют проблемы мобилизации внутренних ресурсов и импортозамещения. Поэтому одной из крупных задач, стоящих перед Северным Кавказом, является объединение усилий законодательных и исполнительных властей всех уровней с научно-образовательным сообществом, а также со всеми учреждениями, которые заинтересованы в активизации туристического бизнеса в регионе, в организации гостиничного дела и сервиса, в формировании здесь крупных туристско-рекреационных кластеров. Усовершенствование туротрасли будет способствовать решению важных экономических и социальных проблем и позволит обеспечить устойчивое развитие СКФО, который обладает уникальными туристско-рекреационными и историко-культурными ресурсами. Уже в рамках «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» в субъектах Северного Кавказа предусмотрена подготовка и реализация международного туристического проекта «Великий шелковый путь». Он вошел в тройку крупнейших турпроектов нашей страны. Это, несомненно, актуальный и востребованный проект, который имеет особое экономическое и социокультурное значение. Он важен для развития международных и транскавказских контактов. Надо учитывать, что ключевой составляющей в реализации подобных турпроектов является создание в СКФО туристических кластеров и историко-ландшафтных музеев мирового класса.
Примером функционирования подобной высококачественной культурно-бальнеологической и историко-культурной зоны является особо охраняемый регион Кавминвод, лечебно-санаторные учреждения и памятники историко-культурного наследия которых еще не совсем оправились от негативных последствий депрессии 1990-х годов. И особую тревогу вызывает начавшаяся распродажа в КМВ профсоюзных санаторно-курортных комплексов, что самым негативным образом может отразиться на дальнейшем развитии этой уникальной территории.

Милана Бгажнокова, главный врач районной больницы сельского поселения Заюково, Кабардино-Балкария: 
— Хочется надеяться, что депутатами Госдумы седьмого созыва станут компетентные, образованные люди. Депутат должен обладать специальными знаниями и курировать те отрасли, в которых детально разбирается. В частности, проблемы здравоохранения может понять только профессионал, работавший в данной сфере. За последние годы наша медицина претерпела ряд положительных изменений, но сложностей еще немало. Наиболее эффективными с точки зрения улучшения оказания качественной и более доступной медпомощи стали программа «Земский доктор» и модернизация оборудования. Благодаря им необходимой техникой было оснащено первичное звено, а сельское здравоохранение получило специалистов для проведения диспансеризации. Надеюсь, что при принятии новых программ избранные депутаты учтут этот опыт. И, безусловно, в период кризиса приоритетным направлением деятельности парламентариев, отвечающих за социально-экономический блок, должна стать поддержка бюджетников, инвалидов, пенсионеров, малоимущих, многодетных семей.

подсчет голосов.jpg

Магомед Абдурахманов, руководитель агрофирмы «Чох», Дагестан:
— На уровне государства одна из ключевых задач — импортозамещение. Но мне кажется, сельскому хозяйству пока еще уделяется не столь большое внимание, чтобы можно было решать глобальные задачи. Создание совместных потребительских кооперативов — хорошее начинание, по этому пути надо идти и развиваться. Кроме того, нужно сосредоточить усилия на поддержке не только ЛПХ, но и среднего предпринимательства в сельскохозяйственной отрасли.
За последние годы утверждено много хороших программ, но они не всегда работают. Аграриям выделяют субсидии и дотации на развитие, но зачастую контроль за распределением этих средств не столь эффективный, как хотелось бы. Сегодня дотации наравне с действующими хозяйствами может получать даже тот, кто зарегистрирован как хозяйство, но по факту никакой работы в отрасли не осуществляет, а следовательно, не создает рабочие места, не отчисляет налоги и т. п. Хотелось бы получить от нового парламента и проработанную схему всесторонней поддержки АПК в условиях импортозамеще-ния. Возможно, стоит ввести некие элементы плановой экономики, чтобы фермер знал, сколько из того, что он производит, будет востребовано реально, куда и каким образом он может поставлять свою продукцию. Нужна хорошая логистика. И, конечно, важно работать над узнаваемостью региона. В том числе за счет проведения масштабных культурных, социальных или туристических мероприятий. Узнаваемость — база для развития инфраструктуры, стимул для привлечения инвестиций.

Анна Гучмазова, директор Республиканского Дворца детского творчества, заслуженный учитель России и Северной Осетии: 
— Все большие обороты набирает работа по созданию в России настоящего гражданского общества. Это приближает общество к власти и власть к обществу. Без участия общества справиться с теми задачами, которые стоят перед государством, власти трудно. В этой связи очень важно уделять повышенное внимание подрастающему поколению, его развитию, образованию, причем всестороннему. Сейчас много говорят об экономическом кризисе, основные силы государство направило на сельское хозяйство и промышленность. Вкладывая сегодня средства в молодежь, среди которой много талантливых ребят с креативной мыслью, в будущем мы получим куда более ощутимые плоды для развития той же экономики, науки, культуры. Финансировать дополнительное образование в сложных экономических условиях полностью за счет бюджета невозможно. Это очевидно. На мой взгляд, необходимо на законодательном уровне перевести обучение в школах на односменные занятия, чтобы во второй половине дня дети могли приходить в родную школу и получать дополнительные углубленные знания по тем дисциплинам, предметам, которые им наиболее интересны. Это могут быть музыка, танцы, шахматы, краеведение, история, физика и т. п. При этом оплата труда педагогов должна оплачиваться в 100-процентном объеме за счет государственных средств. А вот создание условий для организации такого рода занятий необходимо с привлечением бизнес-сообщества, фондов, общественных организаций или иных структур. Так что от депутатов хотелось бы получить четко прописанный механизм взаимодействия государства и общества в вопросах обеспечения полноценного дополнительного образования для наших детей. Необходимо, чтобы все участники процесса были более информированными, чтобы эта форма взаимоотношений была прозрачной. Без молодых умов нам не 

Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации:
— Регионы Северного Кавказа являются дотационными, поэтому от их представителей в Госдуме будут требоваться, прежде всего, лоббистские способности, которые обеспечат вливания федеральных бюджетных средств. Новым депутатам предстоит сконцентрироваться на поиске эффективных инвестиционных проектов и решений, способных ощутимо улучшить социально-экономическое положение населения СКФО здесь и сейчас. Что касается самих выборов, то по понятным причинам снизится «общий ценник» вхождения в Думу — услуги политологов, агитационная кампания и т. д. Уже заметна активизация оппозиционных кандидатов, критиков власти. Они пытаются использовать нынешние трудности в свою пользу, высказываясь в духе «А мы же говорили!». Однако такая тактика не принесет успеха, потому что, прежде всего, никак не способствует реальному решению проблем. Кавказ обычно голосует достаточно консервативно, и пока ничего не предвещает изменения этой традиции. Думаю, успешны будут влиятельные на местном и федеральном уровне кандидаты, занимающие взвешенную ответственную позицию.

Игорь Чересиз, директор центра современной кавказской политики «Кавказ»:
— В предыдущих созывах Госдумы часть депутатов воспринимала ее как клуб благородных джентльменов, наступивший кризис не дает возможности оставаться статистами. Депутаты нового созыва должны быть жесткими лоббистами интересов своей территории и работать как единая команда. Очень хороший пример подает Татарстан: его депутаты не вылезают из министерств, ведомств, выбивают для республики новые программы, объекты. И результат очевиден каждому, кто бывал в Казани. Из конкретных проблем, которые придется решать депутатам от СКФО, первая — борьба с безработицей и создание дополнительных рабочих мест в производственной и сельскохозяйственной сферах. Вторая задача — развитие импортозамещения, в первую очередь, в АПК и туризме. Уже нынешней зимой горнолыжные курорты Кавказа буквально «трещали по швам». Необходима программа поддержки туротрасли — причем не только крупных проектов, но и локального бизнеса, который бы обслуживал посетителей тех же Архыза и Приэльбрусья. Третья тема — сфера образования и шире — социогуманитарная сфера, межэтническое и межконфессиональное взаимодействие.

Алексей Титков, доцент кафедры социальных наук Высшей школы экономики:
— В нынешнем году выборы в Госдуму проходят по смешанной схеме, и это определенная интрига для Кавказа. В прошлые годы, когда депутатов выбирали по партийным спискам, у небольших регионов, к которым можно отнести большую часть субъектов СКФО, практически не было выбора — голосовали за уроженца региона или исходя из национальной принадлежности, независимо от его программы, убеждений или партийных пристрастий. На сей раз у каждой территории будет гарантированно один представитель в Думе, что расширяет поле для политической конкуренции. С одной стороны, конкуренция — это всегда хорошо, с другой, больше проблем возникнет у местных властей, которые могут столкнуться с критикой в свой адрес со стороны оппозиционных кандидатов. Независимо от того, кто станет представителем СКФО в Думе, депутатам предстоит решать сложнейшую задачу привлечения в регион ресурсов развития в условиях сокращения госбюджета. Причем, вероятно, делать это придется не в форме публичных дискуссий, а в форме незаметной и неблагодарной закулисной работы, убеждая федеральных чиновников в кабинетах.