—Денилбек Шерваниевич, расскажите, пожалуйста, об истории становления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чеченской Республики, основные этапы его становления как самого молодого фонда в системе обязательного медицинского страхования страны.
— Когда мы говорим о системе обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации, то подразумевается не только территориальный фонд, но и орган управления здравоохранением и медицинские организации, непосредственно оказывающие медицинскую помощь населению, а также страховые медицинские организации. 29 марта 2000 года распоряжением представительства правительства Российской Федерации № 24/1 был создан Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чеченской Республики. 19 августа того же года распоряжением администрации Чеченской Республики № 90 было создано Министерство здравоохранения Чеченской Республики и утвержден перечень учреждений и организация системы здравоохранения. Таким образом, формирование системы обязательного медицинского страхования Чеченской Республики состоялось в августе 2000 года.
Надо отметить, что период становления системы обязательного медицинского страхования в нашей республике проходил в тяжелейших условиях. Ведомство располагалось в приспособленных помещениях г. Аргуна. Финансирование обеспечивалось только по трем статьям расходов (медикаменты:, мягкий инвентарь и продукты питания), в то время как по всей стране территориальные фонды субъектов с самого начала обеспечивали финансирование по пяти статьям расходов (включая заработную плату и начисления на оплату труда). В условиях скудного финансирования система обязательного медицинского страхования по сути своей выживала, доказывая свое право на существование. Перспективы развития обязательного медицинского страхования в таких условиях казались довольно призрачными.
Ситуация кардинальным образом изменилась с приходом в руководство Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова, достойно продолжившего дело своего отца — первого президента Чеченской Республики Ахмата Абдулхамидовича. Благодаря титаническим усилиям Рамзана Ахматовича Чеченская Республика получила мощный импульс развития. Система обязательного медицинского страхования также не осталась в стороне. Посудите сами, если в 2006 году бюджет фонда был утвержден в сумме 615 697,8 тысячи рублей, то уже в 2ои году бюджет был утвержден в размере 5 194 682,4 тысячи рублей. И это не просто цифры, это стоимость бесплатной медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации в рамках территориальной программы ОМС. Это показатель, отражающий рост одного из основных источников финансирования мероприятий, направленных на обеспечение охраны здоровья нашего населения за 5-летний период.
—Действительно, проделана колоссальная работа. Какие главные шаги вы предприняли на посту руководителя в течение последних пяти лет? Расскажите о сегодняшней работе фонда.
— Говоря о работе фонда, мне хотелось бы в первую очередь подчеркнуть, что фонд — это не только руководитель, фонд — это коллектив единомышленников. Сегодня фонд — это сплоченная команда, способная решать возложенные задачи. ТФОМС ЧР является частью системы здравоохранения нашей республики.
Если Министерство здравоохранения Чеченской Республики несет ответственность за политику в области охраны здоровья, то фонд отвечает за финансовое обеспечение здравоохранения. И эти две вещи — политика и финансы — не могут быть отделены друг от друга. То есть работа фонда оценивается не только по объему финансирования, но и по состоянию здоровья населения.
Подводя итоги пяти лет деятельности фонда, можно сказать следующее. Как было сказано ранее, увеличился в несколько раз размер бюджета фонда. Мы переехали из г. Аргуна в столицу республики, в здание, в котором созданы комфортабельные условия для выполнения функциональных обязанностей работниками фонда. Хотелось бы отметить и то, что работники фонда ежегодно проходят обучение на различных курсах повышения квалификации. Именно периодическое повышение уровня своих знаний позволяет нашим сотрудникам развиваться самим и, соответственно, развивать систему обязательного медицинского страхования. В 2010 году был принят новый Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в рамках реализации которого была изменена вся нормативная база нашего ведомства, начиная от учредительных документов и заканчивая направлениями деятельности. Вся эта работа была отлажена в течение короткого времени. Также следует отметить, что в 2011-2012 годах на территории Чеченской Республики, как и в других субъектах Российской Федерации реализовывалась программа модернизации здравоохранения, направленная в конечном итоге на улучшение качества медицинского обслуживания населения. Мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, внедрение современных информационных систем и стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, являются результатом реализации программы модернизации здравоохранения Чеченской Республики. Территориальный фонд ОМС принимал непосредственное участие в реализации данной программы. Ну и, наконец, в 2013 году состоялся переход на одноканальное финансирование, внедрены способы оплаты медицинской помощи по законченному случаю заболевания, в систему обязательного медицинского страхования включена скорая медицинская помощь.
— С какими проблемами сталкивается фонд в своей деятельности?
— Стремительное течение жизни заставляет человека идти в ногу со временем. Тот, кто отстает, тот проигрывает. Реалии сегодняшней жизни требуют от регионов России не только идти в ногу со временем, но даже немного опережать его. Если сегодня система обязательного медицинского страхования Чеченской Республики только вступила на путь одноканального финансирования и на оплату медицинской помощи по законченному случаю, то для целого ряда субъектов Российской Федерации это уже вчерашний день. Система обязательного медицинского страхования — это, как уже было сказано выше, не только фонд ОМС, это и орган управления здравоохранением, страховая медицинская организация, медицинские организации, включая медицинских работников. Сложность системы обязательного медицинского страхования заключается в том, что субъекты и участники системы не находятся в прямом административном подчинении друг другу, что требует в первую очередь высокой степени организованности, ответственности и осознанности в действиях каждого.
— Каковы перспективы развития фонда на ближайшие годы, и какие наиболее значимые задачи стоят сегодня перед фондом?
— Основными задачами, определяющими перспективы развития фонда на ближайшие годы, являются обеспечение в 2013 году выдачи полисов обязательного медицинского страхования в составе универсальной электронной карты, обеспечение завершения в 2013 году реализации программ и мероприятий по модернизации здравоохранения Чеченской Республики, обеспечение оплаты высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования с 1 января 2015 года, обеспечение повышения к 2018 году средней заработной платы по отношению к средней заработной плате в регионе: врачей до 200%, а среднего медицинского и младшего медицинского персонала — до 100%.
—Думаю, что с такими темпами вам удастся выполнить эти задачи. Расскажите, пожалуйста, сколько человек в настоящее время застраховано в системе ОМС Чеченской Республики? Соотнесите это с данными прошлых лет, есть ли положительная динамика?
— Одно из главных направлений фонда на сегодняшний день — это положительная динамика количества застрахованных граждан в системе обязательного медицинского страхования. С 2010 года страховой компанией совместно с территориальным фондом ОМС была создана единая база застрахованных, отвечающая требованиям нормативных документов. Повышение активности населения по получению полисов и заключению договоров на работающих граждан явилось результатом работы фонда по информированию населения по вопросам защиты прав застрахованных. На сегодняшний день количество застрахованных в системе обязательного медицинского страхования составляет около 90% от общего числа населения республики.
— Как вы ранее сказали, с 2013 года в системе ОМС осуществлен перевод медицинских организаций на одноканальное финансирование. Как это отразится на деятельности медицинских организаций, работающих в системе ОМС?
— Да, в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» с 2013 года финансирование медицинских организаций, работающих в системе ОМС, осуществляется по принципу одноканального финансирования, и главной целью его является совершенствование условий доступности и качества бесплатной медицинской помощи, оказываемой застрахованному населению. Новая система дает возможность выбора пациенту не только медицинской организации, но и квалифицированного врача, что создает конкуренцию не только между врачебным персоналом, но и между лечебными организациями. Одноканальное финансирование удобно для медицинских организаций тем, что во-первых, намного упрощает их деятельность в плане того, что финансирование по полному тарифу осуществляется из одного источника, и во-вторых, удобство в ведении документооборота.
— Как меняется объем финансирования медицинских организаций, есть ли положительная динамика? С чем это связано?
— Объемы медицинской помощи для медицинских организаций, осуществляющих свою деятельность в системе ОМС, утверждается ежегодно Территориальной программой ОМС в составе Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Чеченской Республике. С 2008 года наблюдается повышение уровня фактической стоимости программы ОМС.
— Территориальная программа ОМС, являющаяся составной частью программы госгарантий, является одним из основных документов, регламентирующих деятельность фонда. Расскажите о ней, насколько она эффективна, на ваш взгляд?
— Программа госгарантий определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает условия оказания, критерии качества и доступности медицинской помощи, бесплатно предоставляемой гражданам в рамках программы. Об эффективности программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Чеченской Республике можно судить по показателям фактических расходов на медицинскую помощь, бесплатно оказанную населению в рамках программы государственных гарантий, в том числе по программе ОМС. — Так в 2008 году бесплатно оказанная медицинская помощь в расчете на 1 жителя в год составила в рамках программы госгарантий 3464,7 рубля, в том числе по программе ОМС — 1586 рублей, а в 2012 году в рамках программы госгарантий — 6238,4 рубля, в том числе по программе ОМС — 4269,3 рубля.
Приведенные показатели свидетельствуют о том, что в целом по программе государственных гарантий достигнут рост в 2012 году в 1,8 раза, а в рамках программы ОМС — в 2,7 раза по сравнению с уровнем 2008 года.
— Если говорить о профилактическом здравоохранении, как проходит диспансеризация населения?
— Диспансеризация как основное направление в профилактическом здравоохранении, на мой взгляд, полностью себя оправдала. За годы проведения диспансеризации в медицинских организациях выявлено определенное количество лиц с теми или иными заболеваниями, многие взяты на диспансерный учет.
Финансирование диспансеризации за последние два года не изменилось, но нами уже налажена тесная взаимосвязь с главами администраций районов республики, Министерством здравоохранения Чеченской Республики, территориальным управлением Росздравнадзора и руководителями медицинских организаций, результатом чего является то, что с каждым годом диспансеризация проходит активнее, чем в предыдущие годы.
— И последний вопрос о защите прав застрахованных граждан. Какая работа ведется в этом направлении?
— Качество медицинской помощи, оказываемой застрахованному населению, с каждым годом повышается. Главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым уделяется огромное внимание соблюдению правил деонтологии, требованию уважительного и бережного отношения к больным и их родственникам. Надо сказать, что во время опроса пациентов наши сотрудники чаще слышат слова благодарности врачам и медсестрам, но есть и жалобы. По каждой жалобе проводится работа, каждому пациенту дается исчерпывающий ответ о мерах, принимаемых по поводу его жалобы, в некоторых случаях приняты меры по возврату денежных средств, незаконно полученных от пациентов. Задачи, поставленные руководством фонда перед собой и коллективом, направлены на достижение конечной цели — обеспечение реализации прав граждан на охрану здоровья путем повышения качества и доступности медицинской помощи. Следует отметить, что на сегодняшний день эти задачи успешно реализуются. Меры, принимаемые руководством республики по оснащению медицинских организаций необходимым оборудованием и лекарственными препаратами, способствуют повышению качества медицинской помощи, оказываемой застрахованному населению на территории республики. Об этом свидетельствует то, что число граждан, выезжающих за пределы республики на иногороднее лечение, становится меньше.
Я уверен, что население Чеченской Республики в ближайшей перспективе будет получать в наших медицинских организациях все основные виды медицинских услуг, включая отдельные виды высокотехнологической медицинской помощи.