Создание на Северном Кавказе научно-образовательного медицинского кластера станет залогом повышения уровня образования специалистов. Дагестанская государственная медицинская академия — один из авторитетных медицинских вузов страны, обладает колоссальным опытом подготовки специалистов. Неудивительно, что роль куратора образовательного сектора в кластере отводится именно ДГМА.

Северо-Кавказский научно-образовательный кластер создан на базе восьми ведущих медицинских вузов округа. В него вошли Северо-Осетинская медицинская академия, Ингушский, Кабардино-Балкарский и Чеченский госуниверситеты, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, Пятигорский медико-фармацевтический институт-филиал ГМУ и Дагестанская государственная медицинская академия. Координатором кластера стал Ставропольский государственный медицинский университет. 

«Решение министерства здравоохранения России о создании научно-образовательных медицинских кластеров в стране, в том числе Северо-Кавказского медкластера, — важный и серьезный шаг для медицинских вузов нашего округа, — считает ректор ДГМА Сулейман Маммаев. — Это существенно поднимет качество и уровень подготовки медицинских кадров как в Россиийской Федерации, так и на Северном Кавказе. Кластер позволит сформировать базу для инновационного развития медицинской науки и здравоохранения, обеспечить опережающее научно-технологическое развитие. Новая система будет способствовать ускоренному внедрению в практику здравоохранения научных разработок и проведению полного трансляционного цикла научно-исследовательских опытно-конструкторских работ. Также будут объединены усилия образовательных и медицинских учреждений СКФО, обеспечено инновационное развитие высшего и среднего медицинского образования, усовершенствована система непрерывной профессиональной подготовки кадров, что повысит их конкурентоспособность в будущем».

ДГМА.jpg

Новый вектор
Для вузов, вошедших в кластер, будут созданы единые требования для реализации образовательных программ, что позволит ввести перекрестные образовательные технологии, обмен студентами и выровнять подготовку студентов по основным направлениям в рамках одного кластера. Начиная с 2016 года, выпускники медицинских вузов будут проходить аккредитацию специалиста, в рамках которой им предстоит пройти электронное тестирование по типу единого государственного экзамена и продемонстрировать свои практические навыки. В 2016 году аккредитацию должны пройти выпускники вузов по специальностям стоматология и фармация, в 2017 году — лечебное дело и педиатрия. Аккредитация пройдет по единым для всей страны критериям: экзамены будут принимать, в основном, представители профильного сообщества, при этом преподаватели того вуза, выпускники которого проходят аккредитацию, будут лишены возможности войти в аккредитационную комиссию. Сформированный кластер дает вузам-участникам уникальный шанс, объединив совместные усилия, существенно поднять качество своей работы по всем направлениям деятельности, используя научно-педагогический, материально-технический и финансово-экономический потенциал, а также многолетний опыт вуза-куратора кластера — Ставропольского государственного медицинского университета (СтГМУ).

Дифференцированный подход
Образовательная деятельность вузов-участников кластера делится на довузовский, додипломный и последипломный уровни. В рамках довузовского уровня в них будут разработаны учебно-методические советы по профориентации школьников, организовано проведение лекций по введению в специальность, медико-биологических олимпиад, предоставлена возможность абитуриентам получить доступ к подготовительным курсам других вузов-участников.
Додипломный уровень предусматривает создание единой планки теоретической подготовки студентов. Для этого понадобятся экспертиза и унификация образовательных программ, комплекса дисциплин, учебных планов, тестовых материалов. На базе Ставропольского медицинского университета необходимо создать электронный междисциплинарный
образовательный ресурс, куда войдут и ресурсы других вузов-участников, включая обеспечение необходимой учебно-методической литературой. 

«Мы планируем создать в вузах центры самостоятельной подготовки студентов, — комментирует ректор. — Также будут открыты Центры практических навыков, которые станут единым мультидисциплинарным учебно-симуляционным подразделением доклинической и клинической подготовки студентов. Для таких центров необходимо разработать информационное сопровождение, предоставить возможность проводить онлайн-трансляции лекций ведущих ученых из числа профессорско-преподавательского состава вузов-участников, конференции, вебинары, симпозиумы и т. д. Кроме того, будет создана система компьютерного тестирования с единой базой тестовых заданий, промежуточной аттестации, федерального тестирования и т. д. Все это необходимо внедрять на базе используемой в Ставропольском медицинском университете автоматизированной системы «Электронное тестирование» корпоративной информационной системы «Вуз». Работы предстоит немало. Мы приложим максимум усилий для того, чтобы реализовать этот масштабный проект».

Северо-Кавказский научно-образовательный медицинский кластер.jpg

Лучшие в профессии
Ежегодно в вузах по единым правилам планируется проводить конкурсы «Лучший преподаватель» с разделением на номинации и «Лучший молодой преподаватель». Будет разработана система оценки конкурса по всем учреждениям. В жюри будут входить их представители. Эти состязания позволят повысить уровень подготовки преподавательского состава. Кроме того, в вузах начнут работу школы молодого преподавателя, а на кафедрах — проводиться методические недели. Еще одно новшество: руководителей ЛПУ станут привлекать к разработке основных учебно-методических документов вуза, к процедуре аттестации и мониторингу качества обучения студентов-выпускников. В перспективе для кластера разработают единую стратегию развития web-сайтов с необходимой информативностью, базой электронных учебно-методических изданий и средствами интерактивного общения, включая возможность прямого редактирования сотрудниками различных подразделений своих колонок. А для последующего повышения качества обучения во всех вузах проведут аудит систем менеджмента, лучшие из которых будут рекомендованы для применения в остальных вузах.

Успешная реализация всех нововведений в вузах возможна только при наличии действенной системы управления, рациональной структуры. Такие система и структура могут быть успешно реализованы в медицинских вузах-участниках кластера полностью, а на медицинских факультетах — частично.

367000 Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Ленина, 1, тел.: (8722) 67-07-94, e-mail: [email protected]