«По адыгскому этикету первым в люльку укладывают не ребенка, а кошку. Делалось это для того, чтобы младенец спал также крепко, как и домашнее животное. Обычай требовал, чтобы малыша укладывали в колыбель только после двух недель после рождения. Этот обряд укладывания доверяли самой старшей женщине рода — бабушке по отцу. Можно было этот обряд провести и просто знакомой женщине, но только в том случае, если она многодетная».
«Отношение черкесов к детям». Интернет-СМИ «Кавполит».

Я живу у Терека, Терека-реки,
Где его два берега очень высоки.
Где шумит и пенится быстрая река,
Где несет, не ленится, камни свысока.
Там, где не скупаться, воду не попить,
Только любоваться, созерцая, жить.
Но зато повсюду — горы и леса.
Много ходит люду к нам под небеса.
Вон в тени туристы сели отдыхать.
Все места здесь чисты — рай и благодать.
Мамсыр Хозиев «Горы. Стихи для детей»

«Весть о появлении на свет ребенка мужского пола встречается в семье и всеми родными с величайшей радостью. Со всех сторон являются с поздравлениями, и радостное событие обыкновенно сопровождается пиршеством. Мальчики-подростки иногда целые зимние ночи дрогнут у дверей хлева, чтобы перехватить первую весть о рождении мальчика и первыми же явиться с нею к ближайшим родственникам новорожденного и получить подарок за первое известие о «рождении хорошего мужчины». Рождение девочки встречается далеко не так радостно и, конечно, без раздачи подарков».
Коста Хетагуров «Особа. Этнографический очерк».

Лихо надета набок папаха,
Ветер доносит топот коня. 
Мальчик веселый из Карабаха 
Так называют всюду меня!
Самой душистой сочной травою 
Кормится летом резвый скакун. 
В синем ущелье у водопоя 
Голос мой слышит целый табун. 
Пейте, кони мои, 
Пейте, кони мои, 
Эй, вороной, эй, озорной, 
Все скорей сюда! 
Пейте прохладную 
С гор водопадную, 
Вот вам, красавчики, 
Чистая вода!
Рашид Бейбутов «Мальчик из Карабаха». 

«К чеченским традициям воспитания мальчиков проявляли интерес еще дореволюционные историки. На их вопрос, почему родители не бьют своих детей, отцы и матери отвечали: «Хотим, чтобы они выросли людьми». А знаменитый русский кавказовед Адольф Берже утверждал, что чеченцы никогда не бьют своих сыновей, поскольку боятся, что те вырастут трусами. Сына не бьют и не бранят, чтобы он не знал чувства страха» 
Руслан Исаев «Спартанский режим. Как воспитывают своих детей чеченцы».
дети.jpg
«Прибежала девочка — тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже — глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах отстрочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешаны бляхи и рубль серебряный». 
Лев Толстой «Кавказский пленник».

В месяце июле, на рассвете рано, 
Родилась в Назрани девочка Милана. 
Веселились птицы, радовались дети: 
Человеком больше стало на планете! 
И спешило солнце в комнату пробраться, 
С девочкой Миланой вдоволь наиграться. 
Гирихан Гагиев «Девочка Милана».

«Интересен рассказываемый в народе случай, когда разговаривая со старшим, молодой осетин заметил, что его малолетний сын, ползавший по земле, вот-вот упадет с обрыва. Не прерывая разговора со старшим, он незаметно наступил на рубашку мальца и держал его так, пока старший не закончил разговор и не ушел. Даже ради спасения жизни собственного ребенка мужчина не мог перешагнуть через обычай, унизиться и взять ребенка на руки при старшем».
Руслан Кучиты «Традиционные осетинские нормы поведения».

«Помимо досконального знания норм взаимоотношений между старшими и младшими в семье осетинские дети должны были хорошо усвоить нормы поведения в обществе. Им полагалось помнить все знаки внимания, оказываемые мужчиной женщине, а женщиной мужчине. Нужно было в совершенстве изучить законы гостеприимства и его изощренный этикет. Дети, успешно справляющиеся с требованиями воспитателей, всячески поощрялись. Вообще поощрение в осетинской народной педагогике занимало большое место. На детей старались воздействовать не столько угрозами и наказаниями, сколько уговорами, урезониванием и, прежде всего, добрым примером».
Рита Кесаева «Традиционное воспитание детей в современной осетинской семье».

Этот мир, как открытая рана в груди,
Не зажить никогда уже ей.
Но твержу я, как будто молитву в пути,
Каждый миг: «Берегите детей!»
Всех, творящих намазы, прошу об одном,
Прихожан всех на свете церквей:
«Позабудьте про распри, храните свой дом
И своих беззащитных детей!»
От болезней, от мести, от страшной войны,
От пустых, сумасбродных идей.
И кричать мы всем миром сегодня должны
Лишь одно: «Берегите детей!»
Расул Гамзатов «Берегите детей».