Возглавив в 2013 году Дагестан, Рамазан Абдулатипов обозначил ряд ключевых приоритетов, один из которых — формирование качественной материально-технической, технологической и кадровой основы для образовательной сферы республики. В этом руководителю региона помогает команда профессионалов во главе с министром образования и науки РД Шахабасом Шаховым. О результатах трехлетней работы он рассказал журналу «Вестник. Северный Кавказ».

Шахабас Курамагомедович, с момента вашего назначения на должность министра прошло практически три года. Какую оценку можете поставить системе образования Дагестана лично вы? 
На мой взгляд, система образования Дагестана вступила в стадию актуализации содержательной составляющей и качественных показателей развития. За прошедшие несколько лет руководство республики проделало колоссальную работу по восстановлению инфраструктуры детских садов, школ и колледжей. Построены десятки новых образовательных учреждений. В ходе реализации комплекса мер по модернизации образования мы постарались привести в соответствие нормативную базу образовательных организаций, обеспечить их соответствие действующему законодательству и требованиям государственных стандартов. Практически все образовательные организации привели в соответствие уставы и другие нормативно-правовые акты, большинство из них прошли процедуры лицензирования и аккредитации. Обновлена материально-техническая база колледжей, созданы условия для развития системы профессионального образования, получена первая партия школьных микроавтобусов. Значительные средства были направлены на развитие школьной инфраструктуры. Таким образом, сегодня педагогические коллективы Дагестана имеют возможность полностью сосредоточиться на повышении качества образования и внедрении новых, инновационных форм обучения. Думаю, твердую «четверку» нынешней системе образования республики можно поставить. Однако проблемы с нехваткой школ и детских садов у нас все же остаются. Порядка 200 школ с малочисленным контингентом, расположенных в горной местности, находятся в крайне неудовлетворительном состоянии. В результате внутренней миграции серьезную нагрузку испытывают городские школы, где количество детей в классах порой доходит до 40, при этом в сельских наполняемость снижается. Из-за этого некоторые учреждения работают в три смены. Сейчас мы стараемся создать такие условия, чтобы исключить трехсменку. Недостаточно внимания уделяется инклюзивному образованию, коррекционным образовательным организациям. Есть школы, у которых нет достаточной материальной базы. То есть достижений много, но еще есть куда двигаться.

Шахабас Шахов.jpg

Какие дополнительные изменения ждут систему образования Дагестана?
Нам необходимо создать такие условия, чтобы дети могли получить качественное дошкольное, школьное и даже профессиональное образование рядом с домом. Пристальное внимание будет уделено, прежде всего, проблемам сельской школы: укреплению учебно-материальной базы, строительству новых зданий. Важно обновить содержание и технологии обучения, активнее использовать потенциал информационно-коммуникационных средств. Ключевым направлением развития системы образования Дагестана станет интеграция уровней образования. Это обеспечит непрерывность образования, единое образовательное пространство. Во всех общеобразовательных школах введена предпрофессиональная подготовка (обучение рабочей профессии) выпускников по 11 профессиям. Через социальное партнерство общеобразовательных школ и колледжей за два года учащиеся 10 и 11 классов овладеют такими рабочими профессиями, как делопроизводитель, младшая медицинская сестра, художник по костюму, лаборант-эколог и другие.

Очень актуальная тема — ЕГЭ. Какое влияние оказали на его ход и итоги меры по ужесточению контроля?
Наверное, без ЕГЭ мы не смогли бы увидеть проблемы системы образования. Могу вас заверить в том, что преимуществ у ЕГЭ намного больше, чем недостатков, и выпускники, которые сейчас приступили к занятиям в вузах и сузах, мои слова подтвердят. Однако результаты ЕГЭ нас не удовлетворяют. Наша задача — организовать комплекс мероприятий по подготовке к ЕГЭ, который охватит не одних выпускников, а всех учащихся и всех педагогов: только систематический упорный труд на протяжении всех лет учебы обеспечит успешное прохождение итогового экзамена. Безусловно, решить эти сложные задачи может лишь высококвалифицированный специалист. Поэтому одна из самых главных целей — повышение квалификации, подготовка и стимулирование творческого труда учителей. Повышению уровня подготовки выпускников к итоговой аттестации призваны способствовать учебный проект «Я сдам ЕГЭ», методическая помощь учителям русского языка и математики сельских школ с низкими результатами ЕГЭ. В сельские общеобразовательные школы были направлены 160 лучших педагогов из Махачкалы, Хасавюрта, Дербента, Кизилюрта и Хасавюртовского района. При активной поддержке и участии Ассоциации учителей русского языка и литературы России проведены первый Всероссийский форум учителей русского языка и литературы и Всероссийский фестиваль методического мастерства. В рамках ФЦП «Русский язык» на 2016-2020 годы в республике с июля начата совместная работа с Институтами развития образования Ростова, Краснодара, Тамбова по прохождению курсов повышения квалификации всеми учителями русского языка и начальных классов общеобразовательных организаций.

В Дагестане многое делается для реформирования системы образования. В чем вы видите главное достижение?
Перед нами стоит важная задача — сохранение отечественных образовательных традиций, культуры, самобытности, но вместе с тем нам нужно адаптироваться к новым технологиям, внедрять новые образовательные стандарты, активизировать познавательную деятельность ученика, развивать его творческие способности. Сегодня основными инструментами педагога являются не только доска и мел, как было раньше. В учебный процесс прочно внедрились новые информационные технологии: управление образовательной организацией, научная и методическая работа педагога, проектная работа, возможность дистанционного образования, сетевое взаимодействие с коллегами в районе и городе. У большинства образовательных организаций Дагестана функционируют свои сайты, созданы автоматизированные сайты данных, используются электронные дневники. В рамках приоритетного проекта «Человеческий капитал» во всех школах республики идет процесс информатизации, во многих школах установлены интерактивные доски, на занятиях используются мультимедийные наглядные материалы. Изменения происходят и в педагогическом процессе. Внедряются новые формы и методы обучения и воспитания, организуется совместная деятельность учителя и учащегося, развиваются творческие способности детей, выявляются одаренные ребята. Активизировалась работа учащихся, молодых ученых, аспирантов и магистрантов по участию в конкурсах и грантах. Значительная часть учащихся и студентов охвачена научной деятельностью, осуществляются перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации экономики республики и страны.