В стенах Государственной думы РФ обозреватели журнала «Вестник. Северный Кавказ» встретились с депутатом нижней палаты российского парламента, избранным от Республики Дагестан, членом Комитета ГД по транспорту и строительству Абдулгамидом Эмиргамзаевым, который рассказал о сегодняшнем состоянии транспортной инфраструктуры республики.

Одна из наиболее актуальных сегодня тем для Дагестана — транспортная инфраструктура. Расскажите, пожалуйста, о ее состоянии на сегодняшний день.
Действительно, сфера очень важная, и я как член Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству уделяю ей особое внимание в парламентской деятельности. Сегодня в транспортной сфере Дагестана происходят существенные изменения по всем направлениям: активно развиваются авиационная, морская, железнодорожная, автомобильная отрасли. Прежде всего, хочется отметить крупные проекты, реализуемые на территории республики. Так, в 2013 году властями РФ было принято решение произвести реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта Уйташ. 12 июня 2014 года стартовал первый этап реконструкции. Заказчиком выступило ФГУП «Администрация гражданских аэропортов», а генеральным подрядчиком — ОАО «Мостоотряд-99». На сегодняшний день осуществлена реконструкция взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и перрона, инженерных сетей, а также строительство участка патрульной автодороги, нового контрольно-пропускного пункта, очистных сооружений, трансформаторных подстанций, установка светосигнального оборудования. Благодаря данным изменениям аэропорт перешел на круглосуточный режим работы. Также реконструкция позволила принимать воздушные суда новых типов, что значительно расширило маршрутную сеть аэропорта. С 1 января 2016 года стартовал второй этап реконструкции аэровокзала, который предусматривает строительство терминального комплекса. Все строительные работы планируется завершить к 2019 году. Руководство аэропорта поставило цель увеличить в ближайшие 10 лет пассажиропоток до 2 млн человек в год.

транспортная инфраструктура Дагестана.jpg

В 2015 году в рамках празднования 2000-летия Дербента и проведенных мероприятий был реконструирован старый железнодорожный вокзал. Какие еще изменения происходят в данной сфере в республике?
Да, в 2015 году наша страна широко отмечала юбилей древнейшего города России. Вокзал, построенный в ХК веке, был реконструирован. Помимо этого ОАО «Российские железные дороги» построило платформы для поездов пригородного сообщения. В конце декабря 2016 года глава Дагестана Рамазан Абдулатипов провел рабочую встречу с начальником
СКЖД Владимиром Пястоловым, в ходе которой была достигнута договоренность об обновлении парка Махачкалинского вагонного участка, а также запланирована передача 17 купейных и 30 плацкартных вагонов, снабженных кондиционерами. Таким образом, с середины 2017 года жители и гости Дагестана смогут передвигаться по территории республики в максимально комфортабельных условиях. Также в регионе растет пассажиропоток в пригородных электропоездах. В начале 2017 года ОАО «Российские железные дороги» добавило к основной маршрутной сети еще четыре пары электропоездов.

Дагестан славится высоким качеством дорог. В чем секрет такого успеха?
Думаю, все зависит от профессиональной квалификации, управленческого таланта руководителей на местах. В Дагестане одним из таких руководителей является Загид Хучбаром, возглавляющий ГКУ «Дагавтодор». Это опытный и успешный менеджер, который за три года смог кардинально улучшить и развить республиканскую дорожную сеть. Даже в условиях сокращения бюджетного финансирования «Дагавтодору» удается поддерживать техническое состояние дорог и не сокращать темпы строительства новых автомобильных трасс. В текущем году в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы» Дагестан получит 637,5 млн рублей из федерального бюджета на развитие автомобильных дорог регионального, муниципального и местного значения.

Сейчас много говорят и пишут о Каспийском морском хабе. Каковы планы развития Махачкалинского морского порта?
К февралю 2017 года Министерство РФ по делам Северного Кавказа намерено разработать концепцию Каспийского транспортно-логистического кластера на базе Махачкалинского порта, который позволит наладить доставку грузов по транспортному коридору север — юг.
Махачкалинский порт обладает неоспоримым преимуществом, поскольку является незамерзающим портом. Разработка Каспийского кластера обеспечит торговое сотрудничество России со странами Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии и снизить социальную напряженность на рынке труда в Дагестане. Также с введением в эксплуатацию хаба путь транспортировки товаров по направлению с севера на юг укорачивается на 10-20 дней, что повлияет на стоимость перевозки грузов. В ближайшем будущем мы увидим обновление Махачкалинского морского порта.

Очевидно, что сегодня Дагестан меняется и меняется в лучшую сторону...
Верно. Благодаря развитию транспортной структуры Дагестана развиваются и другие отрасли: туризм, промышленность, сельское хозяйство. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста и, что самое главное, повышение качества жизни населения республики. Безопасные и качественные транспортные услуги во многом залог эффективной работы по развитию производства, бизнеса и социальной сферы. Хочу пожелать Дагестану, всем жителям нашей республики процветания!