«Врачи уйдут из санаториев»
Виктор Пугиев, президент ОАО «Центральный совет по туризму и отдыху»:
— Эффективность лечения на Кавминводах и в целом на Северном Кавказе бесспорна. По результатам научных исследований НИИ курортологии Пятигорска установлено, что от послекурортного пребывания больных отчетливо прослеживается медико-социальный и экономический эффект. Расходы на лечение в поликлиниках и стационаре сокращаются в 2-3 раза, выплаты по больничным листам — в 2,6 раза, достигается семикратный экономический эффект от долечивания в санаториях послеинфарктных больных. В отрасли есть свои большие проблемы. В свое время были построены три завода минеральной воды: в Кисловодске, Ессентуках, Железноводске. Со временем пришлось от них избавиться — производство стало неконкурентоспособным из-за массовых подделок, за относительно короткое время разрушена 50-летняя практика эксплуатации месторождений. Идет нерегулируемая эксплуатация источников минеральной воды. В данной ситуации один совет — нужно немедленно создать контролирующую структуру, которая бы в том числе пересмотрела бы лицензии по добыче минеральной воды. Еще одно новшество, которое планируется внедрить, и Министерство здравоохранения поддержало этот проект закона — лишение санаторно-курортных организаций статуса лечебно-профилактических. В результате врачи не смогут получать надбавки как медики, и санаторно-курортные учреждения могут полностью лишиться кадров. К сожалению, в Минздраве РФ не понимают этого.

«Побеждает индустрия гостеприимства»
Сергей Шпилько, президент Российского союза туриндустрии:
— Если мы откроем политическую карту мира, то увидим, что в XX веке огромное количество стран столкнулись с выбором между экономикой войны и экономикой гостеприимства. Но в большинстве регионов с благоприятным климатом и богатыми природными ресурсами все-таки побеждает индустрия гостеприимства. Среди них и наш Северный Кавказ. Сегодня Ставропольский край практически приближается к приему 1 млн туристов и отдыхающих. При этом хотел бы обратить внимание, что более 10% из них — иностранцы! Назовите еще регион в Российской Федерации, который бы специализировался на курортном деле и чтобы среди отдыхающих был такой процент иностранцев. При этом на Ставрополье приходятся основные точки роста, внедрение нанотехнологий, инноваций. Кавминводы — это мощнейший санаторно-курортный комплекс, который устоял в годы самой острой политической ситуации на Кавказе. Сюда поток отдыхающих шел и шел. А мы смотрели и не могли в это поверить. А все потому, что курорт четко позиционирован. Мне кажется очень важным то, что происходит здесь в последние годы. Первое — это то, что концепция развития туризма и гостеприимства на Кавказе диверсифицируется — поступают заявки не только на развитие горнолыжных комплексов. Ставится вопрос о развитии Каспийского побережья. Оказаться на Каспии первым, кто поставит линии круизного туризма, абсолютно реально. И вложения небольшие, и спрос на «продукт» гарантирован. Хочу сказать, что устойчивое развитие любого курортного региона — это баланс интересов с природой, культурным наследием и местного населения с пришлым. И вот этого баланса в данном случае достичь очень просто. Для этого нужно выполнять стандарты гостеприимства.

«Деньги попадают в городскую кассу»
Габор Папп, мэр города Хевиз, Венгрия:
— Сегодня нами подписан договор о побратимстве с главой города Пятигорска Львом Травневым. Хочу рассказать о нашем курорте, который имеет уникальные лечебные возможности благодаря расположенному здесь озеру Хевес. В городе 13 тыс. гостиничных мест, принимаем до 1 млн туристов в год, большой приток прибывающих из России. Думаю, вам будет интересно узнать, как деньги вкладываются в индустрию гостеприимства, делают оборот и снова возвращаются в город. В нашей стране любой субъект имеет право регулировать размер туристического налога, который остается в самом городе для его развития. Проще говоря, эти деньги попадают в городскую кассу. При этом на каждый евро, который мы собираем от въезжающих туристов, государство доплачивает 1,5 евро. Мы можем распоряжаться этими деньгами, строим новые туристические объекты, школы, детские сады и т.д. Закон о развитии туризма определяет, какие сферы могут быть профинансированы за счет этих денег. Мы можем гордиться, что, несмотря на мировой финансовый кризис, в прошлом году достигли самых высоких показателей в доходах за последние 15 лет.